Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 01:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение наиболее важных моментов, связанных с учетом операций по удержаниям и отчислениям из фонда оплаты труда. Для этого необходимо выполнить ряд взаимосвязанных задач:
определить сущность и охарактеризовать организацию расчетов с персоналом по оплате труда
классифицировать виды удержаний и отчислений при расчетах с персоналом по оплате труда
Статьей 173 регулируются ставки подоходного налога. Соответственно 12, 9, 15 процентов в зависимости от вида дохода.
Так же в Налоговом кодексе даны разъяснения по расчетам налога в особенных случаях.[1]
К нормативно-правовым актам, регулирующим отчисления и удержания в Фонд социальной защиты населения, относятся: Закон Республики Беларусь от 31.01.1995 «Об основах государственного социального страхования» (с учетом изменений и дополнений), Указ Президента Республики Беларусь от 05.06.2000 № 318 «О Фонде социальной защиты населения Министерства социальной защиты» (далее Указ), Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 «Об утверждении перечня видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты». [24]
Однако важнейшими документами являются Положение «Об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональные пенсионные страховые и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 11.06.2009 №305, от 13.02.2010 №64 и Закон Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «О размерах обязательных страховых взносов в фонд социальной защиты населения министерства социальной защиты Республики Беларусь», с изменениями и дополнениями (далее Закон).
Согласно статье 1 Закона плательщиками обязательных страховых взносов являются:
работодатели - юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь);
работающие граждане - граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы;
белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах".[4]
В данной статье дается более подробное перечисление плательщиков по каждой группе.
Во второй статье данного Закона определяются объекты для начисления страховых взносов.
В статье 3 Закона определяются размеры тарифов. Так в общем случае для работающих граждан -1 процент; для работодателей - 28 процентов; для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50 процентов общего объема произведенной продукции, - 24 процента; для потребительских кооперативов и т. п. – 5 процентов; для физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы - 29 процентов.[4]
Размер обязательных страховых взносов по страхованию на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет, предоставления одного свободного от работы дня в месяц матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование) для работодателей, физических лиц, самостоятельно уплачивающих обязательные страховые взносы (кроме граждан, работающих за пределами Республики Беларусь), Белгосстраха (за лиц, которым производится доплата до среднемесячного заработка или выплачивается страховое пособие по временной нетрудоспособности) составляет 6 процентов.
В статье 4 Закона определяется порядок освобождения от уплаты обязательных страховых взносов. От уплаты обязательных страховых взносов в Фонд на пенсионное страхование освобождаются работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами первой и второй групп. [4]
Существует перечень выплат, на которые страховые взносы не начисляются: единовременные выплаты в связи с юбилейными датами; компенсации за неиспользованный отпуск и др. Он утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 115 от 25 января 1999 г.
Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — одна из самых крупномасштабных страховых программ, реализованных в Республике Беларусь. Введена с 1 января 2004 г. Декретом Президента Республики Беларусь от 30 июля 2003 г. № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Осуществление возложено на Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».[21]
В настоящее время порядок и условия проведения регулируются Положением о страховой деятельности в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 августа 2006 г. № 530 «О страховой деятельности» (глава 14 «Порядок и условия проведения обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»), рядом постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иными нормативными правовыми актами Республики Беларусь.
Указом Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. № 110 «О внесении изменений и дополнения в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» внесены существенные изменения в порядок определения страховых тарифов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Новый порядок определения страховых тарифов предусматривает установление каждому страхователю окончательного размера страхового тарифа с учетом скидки или надбавки до начала очередного календарного года и его неизменность в течение всего года. Установленная скидка или надбавка действует с 1 января по 31 декабря года, на который она установлена.
Обязательные удержания из заработной платы по исполнительным документам регулируются Кодексом о браке и семье, Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 №1092 « О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производиться удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей» (удержание на выплату алиментов); Декретом Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении) и др.[20]
Удержания, производимые по инициативе нанимателя, регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь. Удержания по инициативе работника регулируются Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 сентября 2002 г. № 1282 «Об удержаниях из заработной платы работников денежных сумм для производства безналичных расчетов»; Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. № 1092 «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей» (с изменениями и дополнениями); Инструкцией по исполнительному производству, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2004 г. № 40 (с изменениями и дополнениями); Инструкцией о порядке продажи товаров в кредит, утвержденная приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 29 апреля 1996 г. № 36 (с изменениями и дополнениями); Перечнем видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. № 1092; Перечнем видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 января 1999 г. № 115 (с изменениями и дополнениями); Положением о порядке и условиях предоставления организациями состоящим в штатах этих организаций работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, займов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 марта 2000 № 428 (с изменениями и дополнениями).[20]
Помимо нормативно-правовых актов, для регламентации бухгалтерского учета на предприятии, в том числе и операции по расчетам с персоналом по оплате труда, применяется учетная политика предприятия.
Учетная политика организации — это совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета. Она формируется руководителем организации совместно с главным бухгалтером в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности». [12, с.75]
Принятая учетная политика оформляется приказом по организации до составления первого отчета, сдаваемого в налоговые органы. Любые изменения в учетной политике (кроме случаев реорганизации, смены собственника, изменений в законодательстве и т.д.) допустимы только по истечении отчетного года. Они оформляются приказом руководителя и оговариваются в пояснительной записке к годовому отчету с указанием результатов в денежном выражении, возникших вследствие внесенных изменений. Об изменениях в учетной политике организация обязана письменно уведомить налоговый орган по месту своего нахождения.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Республике Беларусь сформирована достаточная нормативно-правовая база для регулирования, как бухгалтерского учета в целом, так и для конкретных его операций, в частности для регулирования операций по удержаниям и отчислениям из фонда оплаты труда. Бухгалтерский учет на предприятии, в том числе и расчеты с персоналом по оплате труда, регламентируется так же учетной политикой. Благодаря действующему законодательству затраты на оплату труда в Республике Беларусь учитываются достаточно полно и адекватно.
2 УЧЕТ УДЕРЖАНИЙ И ОТЧИСЛЕНИЙ ПРИ РАСЧЕТАХ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ПЛАТЕ ТРУДА НА УНИТАРНОМ ПРЕДПРИЯТИИ «ПЛЮСТОРГ».
Государственное предприятие «ПЛЮСТОРГ» создано на основании приказа Министерства промышленности Республики Беларусь от 11.05.1995г.№79.
Основным видом деятельности является торгово-производственная деятельность. Унитарное предприятие создано с целью осуществления хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли для удовлетворения экономических интересов работников предприятия и собственника имущества, окружающего населения в продовольственных товарах, товарах народного потребления, общественном питании и различного рода услугах культурно-массового и спортивного характера, регулируемых государством экономическими методами.
Органом управления Унитарного предприятия является директор, который назначается на должность и освобождается от должности Министерством промышленности Республики Беларусь. Директор унитарного предприятия действует на принципах единоначалия (рисунок 2).
Рисунок 2 – Структура управления УП «ПЛЮСТОРГ»
Примечание. Источник:[собственная разработка]
Основной внутренний документ, регулирующий ведение бухгалтерского учета – «Положение по учетной политике на 2010 г.». Данный документ приведен в Приложении 1.
2.1 АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ УДЕРЖАНИЙ И ОТЧИСЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ И В НЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ
Информация о состоянии и движении хозяйственных средств и источников их образования, которую получают из счетов открываемых на основании статей баланса, носит обобщенный характер. Для управление хозяйственной деятельностью предприятия такой информации не достаточно нужна более подробная, конкретная информация. Например: счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» показывает пути распределения средств Фонда социальной защиты населения на предприятии, но по каким на каких именно работников предприятия распределяются данные средства – не видно.
Поэтому все счета по масштабу группировки делятся на два вида: счета синтетические и аналитические.
Синтетические называются счета, предназначенные для укрепленной обобщающей группировки и учета однородных средств и источников.
Учет, который ведется на синтетических счетах, называется синтетическим учетом, он ведется только в денежном измерении.
Однако для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и контроля данных синтетического учета недостаточно, необходима более подробная детализированная информация.
Счета, открываемые в развитие синтетических счетов для детализированной подробной группировки и учета средств или источников называются аналитическими. Учет , который ведется на аналитических счетах, называются аналитическими.
При бухгалтерском учете все отчисления и удержания из заработной платы работников предприятия отражаются следующим образом:
сумма удержаний и отчислений, произведенных фонду социальной защиты населения (28+6+1 процентов), отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию», 97 «Расходы будущих периодов», 86 «Целевое финансирование» и кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
сумма удержанного подоходного налога отражаются на счете 68 «Расчеты по доходам и сборам»;
сумма начисленных страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражается по дебету счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на реализацию» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчета 2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Информация о работе Удержания и отчисления в заработной плате