Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:22, курсовая работа
Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность управленческого анализа и его место в системе управления………………………………………………………………………...5
1.1.Сущность и цель управленческого анализа…………………………………5
1.2.Управленческий анализ как функция управления………………………...16
1.3.Направления и основные этапы управленческого анализа……………….20
1.4.. Экономические и технико-организационные особенности различных отраслей для целей управленческого анализа…………………………………23
Глава 2. Содержание управленческого анализа……………………………….26
Заключение……………………………………………………….………………30
Список использованной литературы………………………………………...…33
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Сущность управленческого анализа
и его место в системе
1.1.Сущность и цель управленческого анализа…………………………………5
1.2.Управленческий анализ как функция управления………………………...16
1.3.Направления
и основные этапы
1.4.. Экономические
и технико-организационные
Глава
2. Содержание управленческого анализа…………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...…
Введение
В условиях становления и развития рыночной экономики важной нашей действительности становится налаженная система менеджмента, то есть система управления в организации. Для того чтобы организация работала на рынке эффективно, руководителю нужно конкретизировать цели и средства достижения целей. Для этого необходимо грамотно построить систему управления организацией: управление производством, управление человеческими ресурсами, учет рынка, учет потребностей, анализ конкурентов, внедрение новых информационных, технических и технологических разработок. Кроме этого, руководителю нужно постоянно заниматься повышением своего интеллектуального, творческого и личностного развития, то есть самоорганизацией и саморазвитием.
Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, мехамизм и слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. Механизм управления предприятием – это, прежде всего, иерархическая система администрирования органов и управленческих структур, при помощи, которой согласованно решаются основные задачи и достигаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения, используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия – от рабочего до директора.
При разработке стратегии предприятия менеджеры должны исследовать внешнюю среду и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние переменные, которые могут рассматривать как сильные и слабые стороны предприятия, оценить их важность и установить, какие из этих переменных могут стать основой конкурентных преимуществ. Для этого проводится управленческий анализ деятельности предприятия. Он играет существенную роль в развитии бизнеса, т. к. предприятия проводят комплексный анализ внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявляет стратегические проблемы. В этом заключается актуальность данной темы.
Необходимость проведения управленческого анализа определяется несколькими факторами: при разработке стратегии развития предприятия и в целом для реализации эффективного менеджмента, поскольку является важным этапом управленческого цикла; для оценки привлекательности предприятия, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции предприятия в национальных и иных рейтингах; управленческий анализ позволяет выявить резервы и возможности предприятия, определить направления адаптации внутренних возможностей предприятия к изменениям условий внешней среды.
В
результате проведения внутреннего
анализа предприятия можно
Важность
и необходимость проведения управленческого
анализа определяется также изменением
управления в переходной экономике,
постепенным переходом от производственной
к маркетинговой ориентации управления
в сочетании с изменением логики планирования.
В современных условиях, когда предприятия
ограничены в возможностях расширения
ресурсного потенциала, анализ внутренних
возможностей и ресурсов предприятия
должен стать отправной точкой разработки
стратегии предприятия и планирования
его деятельности.
Глава 1. Сущность управленческого анализа и его место в системе управления
Анализ в узком смысле слова представляет собой деление явления или предмета на составные элементы для изучения их как частей целого. В переводе с греческого «анализ» означает разделение, расчленение.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей.
Экономический анализ подразделяется на финансовый и управленческий
Финансовый (внешний) анализ поставляет информацию преимущественно таким категориям пользователей, которые не управляют организацией непосредственно, но их интересует, насколько успешна ее деятельность (банки, поставщики, держатели облигаций, инвесторы, налоговые органы, страховые компании, профсоюзы и др.). Известная ограниченность финансового анализа объясняется содержанием финансовой отчетности, на данных которой он основан: во-первых, она позволяет анализировать только ретроспективные события, во-вторых, ее «открытость» для внешних пользователей означает лишь возможность получения информации, но не доступность источников достижений в бизнес-деятельности.
Управленческий (внутренний) анализ предназначен компенсировать недостатки финансового и позволяет принимать обоснованные решения внутренними пользователями (менеджерами организации и специалистам определенных категорий).
Таблица
1.1. Значимые характеристики видов экономического
анализа
Классификационный признак | Финансовый анализ | Управленческий анализ |
Для внешних пользователей | Для внутренних пользователей | |
Цель | Оценка финансового состояния и финансовой состоятельности | Экономическое обоснование управленческих решений |
Объект | Организация в целом и по видам деятельности | Организация в целом, структурные подразделения, аспекты видов деятельности |
Исполнители | Аналитики и менеджеры заинтересованных контрагентов и самой организации | Аналитики и менеджеры самой организации |
Информационная база | Бухгалтерская (финансовая) отчетность, нормативно-справочная информация. Открыта для пользователей | Бухгалтерская (финансовая и управленческая), налоговая, статистическая, производственная отчетность, данные первичного учета, нормативно-справочная информация, акты инвентаризации и внутреннего аудита. Преимущественно является коммерческой тайной |
Систематизированность | Системно организованный (используются типовые формы бухгалтерской отчетности) | Не обязательно систематизированный (используются данные любой, в том числе внутренней управленческой отчетности) |
Измерители | Преимущественно стоимостные | Стоимостные, натуральные, трудовые |
Методы | Сравнительный, структурный, динамический, коэффициентный, матричный и др. | Статистические, экономико-математические, факторный, графический, матричный, сравнительный, структурной динамики, коэффициентный и др. |
Вид | Внешний ретроспективный | Внутренний ретроспективный, оперативный и стратегический (перспективный) |
Надежность | Преимущественно субъективен | Преимущественно объективен |
Область принятия решения | За пределами организации, во внешней бизнес-среде | Менеджерами, специалистами, руководителями всех рангов, во внутренней бизнес-среде |
Управленческий анализ – это анализ бизнес-деятельности с целью принятия оптимальных управленческих решений, в ходе которого решаются следующие основные задачи:
От правильности и результативности управленческого анализа зависит основной результат – прибыль, которая затем становится объектом финансового анализа. То есть каждый из этих видов анализа решает свою задачу единой стратегии анализа на предприятии.
Управленческий анализ предполагает оперативную обратную связь, он опирается на данные бухгалтерских регистров, а также данные оперативного учета, отраженные в других источниках информации, кроме бухгалтерских. Управленческий анализ необходим для выявления параметров, факторов, причин, оказавших влияние на итоговые финансовые показатели деятельности организации. Он служит для выработки решений, позволяющих организации достичь оптимальных в определенной ситуации результатов ее деятельности.
Управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений и т.д. Управленческий анализ призваны решать вопросы формирования затрат, эффективности использования ресурсов, а также производства и реализации продукции, однако каждый из них направлен на конечный результат только в пределах своих объектов решений. То есть управленческий анализ сопровождает управленческий учет, базируется на его информации, обеспечивая принятие управленческих решений. Это дает возможность при общности целей углубить рассмотрение частных вопросов и способствует более эффективному управлению предприятием в условиях рынка.
Систему целей управленческого анализа можно представить следующим образом:
Основными задачами управленческого анализа являются:
Особенности управленческого анализа:
Объектом
управленческого анализа
Субъект управленческого анализа – это лицо, непосредственно осуществляющее управленческий анализ.
Предмет управленческого анализа – это хозяйствующие процессы, протекающие на предприятии, социально-экономическая эффективность и результаты его деятельности.
Основная цель управленческого анализа – это информационное обеспечение принятия обоснованных управленческих решений.
Проведение
управленческого анализа