Управленческий анализ в отраслях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Важность и необходимость проведения управленческого анализа определяется также изменением управления в переходной экономике, постепенным переходом от производственной к маркетинговой ориентации управления в сочетании с изменением логики планирования. В современных условиях, когда предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной точкой разработки стратегии предприятия и планирования его деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность управленческого анализа и его место в системе управления………………………………………………………………………...5

1.1.Сущность и цель управленческого анализа…………………………………5

1.2.Управленческий анализ как функция управления………………………...16

1.3.Направления и основные этапы управленческого анализа……………….20

1.4.. Экономические и технико-организационные особенности различных отраслей для целей управленческого анализа…………………………………23

Глава 2. Содержание управленческого анализа……………………………….26

Заключение……………………………………………………….………………30

Список использованной литературы………………………………………...…33

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 204.50 Кб (Скачать)

Управленческий  анализ использует внутреннюю (учетную  и внеучетную) и внешнюю информацию, поэтому применяемые в ходе аналитических  процедур методы разнообразны и зависят, прежде всего, от направления анализа.

Совокупность  выбранных приемов и способов, применяемых в определенной последовательности, при изучении бизнес деятельности составляют методику управленческого анализа. На каждом из этапов анализа применяют соответствующие методы. Наиболее широко использующиеся методы:

  • Метод сравнения. Данный метод позволяет определить общее и специфическое в экономических явлениях, изучить изменения исследуемых объектов, тенденции и закономерности их развития.

      Метод сравнения используется в следующих типичных ситуациях:

    • оценка выполнения плана – сопоставление плановых и фактических значений показателей;
    • определение тенденции развития экономических процессов – сравнение фактических значений показателей со значениями прошлых отчетных периодов;
    • управление затратами – сравнение фактических значений показателей с нормативными;
    • выявление неиспользованных резервов – сопоставление значений показателей разных предприятий одной отрасли со средними данными (по материалам государственной статистики или рейтинговых агентств);
    • выбор наилучшего управленческого решения – сопоставление вариантов управленческих решений;
    • расчет количественного влияния факторов на результативный показатель – сравнение результатов деятельности до и после изменения какого-либо фактора.
  • Метод цепных подстановок – универсальный метод детерминированного факторного факторного анализа. Он основан на постепенной замене базисной величины каждого фактора на его величину в отчетном периоде. При этом допускается, что остальные факторы не изменяются. Данный метод позволяет выявить влияние изменения факторных показателей на колебания результативного показателя. Применение способа цепных подстановок требует знания взаимосвязи факторов, их соподчиненности, умения правильно их классифицировать и систематизировать, поскольку от порядка постановки зависят результаты расчетов.
  • Метод абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе. При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовый уровень факторов, которые находятся справа от него, и на текущий уровень факторов, расположенных слева от него в модели. Хотя его использование ограничено, но благодаря своей простоте он получил широкое применение в экономическом анализе.
  • Метод относительных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе. При этом используются индексы факторов, последовательно влияющие на результативный показатель.
  • Индексный метод. «Индекс» в переводе с латинского – указатель или показатель. Индекс – это показатель относительного изменения данного уровня исследуемого явления по сравнению с другим его уровнем, принятым за базу сравнения. В качестве такой базы может быть использован уровень за какой-либо прошлый период времени (динамический индекс) или уровень того же явления по другой территории (территориальный индекс).

    Индексы являются незаменимым инструментом исследования в тех случаях, когда необходимо сравнить во времени или пространстве две совокупности, элементы которых непосредственно суммировать нельзя.

    В целом  индексный метод направлен на решение следующих задач:

    • характеристика общего изменения уровня сложного социально-экономического явления;
    • анализ влияния каждого из факторов на изменение индексируемой величины путем элиминирования воздействия прочих факторов;
    • анализ влияния структурных сдвигов на изменение индексируемой величины.

Средние величины используются в комплексном экономическом анализе для обобщения количественной характеристики совокупности однородных явлений по определенному признаку.

При проведении комплексного экономического анализа  используют практически все виды средних величин: среднюю арифметическую простую, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю геометрическую, среднюю хронологическую, среднюю гармоническую.

Использование средних величин в управленческом анализе имеет свои сильные и  слабые стороны.

Преимущество  заключается в том, что расчет средней величины позволяет получить обобщенную характеристику, а значит, выявить определенные тенденции и закономерности в развитии экономических явлений.

Относительные показатели показывают соотношение  величины изучаемого явления с величиной какого-либо другого явления или с величиной этого явления, но взятой за другой период или по другому объекту. Их получают в результате деления одной величины на другую, которая принимается за базу сравнения.

Группировка – это метод деления массы  изучаемой совокупности объектов на качественно однородные группы по соответствующим признакам.

Аналитические группировки используют для определения  наличия, направления и формы  связи между изучаемыми показателями. По сложности построения группировки  бывают простыми и комбинированными.

Простые группировки позволяют изучить  взаимосвязь между явлениями, сгруппированными по одному избранному аналитиком признаку.

С помощью  комбинированных группировок исследуются  сложные связи между явлениями. Для этого совокупность данных делится на группы по одному признаку, а затем внутри каждой группы – по другому признаку.

Методика  построения и анализа группировки  в общем виде.

  1. Определение цели анализа.
  2. Сбор необходимых данных по всей совокупности объектов.
  3. Ранжирование совокупности объектов по группировочному признаку.
  4. Выбор интервала распределения совокупности и деление ее на группы.
  5. Определение среднегрупповых показателей по группировочным и анализируемым признакам.
  6. Анализ полученных средних величин, определение взаимосвязи между исследуемыми показателями.

Балансовый  метод служит главным образом  для отражения соотношений, пропорций  двух групп взаимосвязанных экономических  показателей, итоги которых должны быть тождественными.

Он широко используется при анализе обеспеченности предприятия трудовыми, финансовыми ресурсами, сырьем, топливом, материалами, основными средствами производства и т.д., а также при анализе полноты их использования. Как вспомогательное средство балансовый метод используется в анализе для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результативного показателя. В детерминированном анализе алгебраическая сумма величины влияния отдельных факторов должна соответствовать величине общего прироста результативного показателя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Управленческий  анализ как функция  управления.
 

   Функции управления появились в результате разделения, специализации управленческого  труда, поскольку доказана эффективность  такого подхода к управлению организацией, при котором полномочия делегируются.

   Анализ, в том числе управленческий, является одной из функций менеджмента 

   Управленческий  анализ – это основа процесса управления, так как:

  • управленческий анализ является одной из функций менеджмента – процесса управления;
  • управленческий анализ пронизывает весь процесс управления. Он предшествует решениям и действиям, обосновывает их, контролирует их выполнение и аргументирует мероприятия по повышению эффективности деятельности организации при последующем принятии решений;
  • анализ (в частности управленческий) как самостоятельный вид профессиональной деятельности может быть представлен в организации отдельной штатной деятельностью управленческого аппарата.

Экономический управленческий анализ в процессе управления выступает как элемент обратной связи между управляющей и управляемой системой.

Управляющая система – это совокупность органов (руководство предприятия разных уровней), средств, инструментов и методов  управления.

Управляемая система – это хозяйственный  процесс (чаще всего, производственный процесс).

Управленческий  анализ позволяет уменьшить неопределенность исходной информации и риск, связанный  с выбором правильного решения.

Успех предпринимательской деятельности во многом предопределяется обоснованностью  управленческих решений, генерируемых менеджментом предприятия. Однако нередко  решения, принимаемые руководством, не имеют должного экономического обоснования. Объясняется это, на наш взгляд, двумя причинами:

  • руководители больше полагаются на свои организаторские способности, интуицию и опыт, нежели на данные бухгалтерского учета;
  • в постановке бухгалтерского, в том числе и внутрипроизводственного учета предприятия ориентируются главным образом на необходимость представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы и соблюдения требований налогового законодательства в части признания тех или иных расходов для целей налогообложения.

Первым  этапом создания системы управления является установление ее стандартов. Это этап определения ориентиров, относительно которых будет оцениваться деятельность системы и осуществляться контроль. При определении стандартов за основу принимаются цели функционирования системы. Они могут описываться с использованием количественных, качественных и временных переменных. Обычно цели конкретизируются в планах, программах деятельности системы.

Программы и планы разрабатываются с  участием аналитиков, задачами которых  являются обоснование плановых показателей и моделирование возможных результатов деятельности. Установление стандартов дает отправную точку, относительно которой оценивается выполнение планов и движение к намеченной цели.

После того как стандарты установлены, и деятельность началась, менеджмент осуществляет второй этап – наблюдение и проверку. Проверка представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение регулярного наблюдения и периодического обследования работы, процесса функционирования и результатов деятельности экономической системы. Наблюдение и проверка дают аналитику необходимую информацию, а также позволяют корректировать методики анализа и инструментарий, применявшийся на этапе планирования.

Анализ  показателей деятельности организации  характеризует третий этап процесса управления – измерение фактически достигнутых результатов. При сопоставлении достигнутых результатов с установленными на первом этапе стандартами, прежде всего, устанавливаются масштабы допустимых отклонений.

Размер  отклонения зависит от:

  • характеристики самого контрольного стандарта. Например, недопустимо отклонение от интервального значения обязательного экономического норматива. Отклонение от установленного размера риска должно находиться в заданных руководством организации пределах, и все колебания подвергаются жесткому контролю, поскольку влияют на устойчивость деятельности в целом. Величина административных расходов является менее существенным фактором и, соответственно, анализируется с меньшим пристрастием;
  • масштабов финансово-хозяйственной деятельности показателей. Чем масштабнее функционирующая система, тем выше риски и тем большая вероятность отклонения от нормативов;
  • принятой стратегии развития системы. Если предприятие в качестве стратегии выбирает расширение своих позиций на рынке, то очень часто определение снижения рентабельности отдельных видов продукции является положительным фактором, потому что оно дает возможность предприятию в большей мере реализовать свою продукцию по приемлемой для потребителя цене и занять большую нишу на товарном рынке.

Заключительный этап – осуществление необходимых корректировочных действий – подразумевает анализ связи выявленных отклонений с предыдущими действиями по реализации процесса управления организацией. Выявленные на третьем этапе отклонения определяют направление корректировочных действий:

  • если отклонения незначительные, менеджмент может не делать корректировок;
  • если отклонения значительны, ликвидировать их можно либо доведением фактических результатов до уровня стандартов, либо путем корректировки самих стандартов. В обоих случаях предоставляется обоснование на основе результатов проведенного экономического анализа;
  • крайним случаем оценки рассматриваемого процесса управления может явиться мнение о неверной постановке самой цели деятельности. Тогда корректировке подвергается стратегия развития организации (изменение целевой группы клиентов, их отраслевой принадлежности, смена рынков сбыта, иная организация бизнеса) либо принимается решение о ликвидации бизнеса.

Информация о работе Управленческий анализ в отраслях