Управленческий учет и проблемы классификации затрат

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 17:13, реферат

Описание работы

В экономической теории утвердился подход, согласно которому любое коммерческое предприятие стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы ему получение максимально возможной прибыли. Прибыль, как правило, зависит в основном от цены продукции и затрат на ее производство и реализацию.

Работа содержит 1 файл

уу.docx

— 151.62 Кб (Скачать)

 

 

 Кроме того, с помощью  системы кодов достигается взаимосвязь  между управленческим учетом  и бюджетированием.

 

 

Для статей затрат и доходов  в денежной форме предусматривается  специальная кодировка. Это должно существенно облегчить формирование бюджета денежных средств и отчета о его исполнении.

 

 

Разработка документооборота в управленческом учете 

 

 

При разработке документооборота основное внимание нужно уделить  первичным документам, предназначенным  для внутреннего пользования. Примером таких документов могут быть заявки на проведение безналичных платежей или выдачу денег из управленческой кассы. В форму первичных учетных  документов целесообразно ввести такие  обязательные поля, как "Направление  деятельности", "Код затрат", "Центр ответственности", которые  сразу же позволят определить принадлежность хозяйственных операций к тому или  иному центру ответственности, бизнес-процессу, временно'му периоду.

 

 

При разных вариантах организации  управленческого учета порядок  документооборота будет различным. Если все учетные документы поступают  к бухгалтеру, ведущему управленческий учет, то необходимо лишь зафиксировать это положение в регламенте. Если же бухгалтер отражает данные в управленческом учете на основе базы данных бухгалтерского учета, то необходимо разработать отдельный документ, регламентирующий порядок переноса учетных записей о хозяйственных операциях из бухгалтерской базы в управленческую. Одна из возможных форм этого документа представлена в таблице.

 

 

В регламенте документооборота должен определяться не только порядок  отражения хозяйственной деятельности в управленческом учете, но и состав управленческой отчетности. Каждому  из отчетов должна быть дана краткая  характеристика, необходимо также определить периодичность формирования отчетов  и представления их руководству.

 

 

Организационные проблемы

 

 

Нужно отметить, что при  внедрении на предприятии управленческого  учета почти всегда возникают  серьезные трудности, вызванные  самыми разнообразными причинами. В  качестве основных можно выделить следующие:

 

 

* нежелание руководителей  центров ответственности своевременно  предоставлять полную информацию  о деятельности своих подразделений; 

 

* отсутствие локальной  компьютерной сети, единой системы  документооборота, четкой организационно-функциональной  структуры; 

 

* нежелание отдельных  сотрудников перестраивать свою  деятельность, заполнять различные  управленческие отчеты из-за непонимания  роли управленческого учета; 

 

* дефицит квалифицированных  специалистов, обладающих знаниями  как в управлен-ческом, так и в бухгалтерском и налоговом учете;

 

* противодействие работников  финансовой бухгалтерии, которым  специалисты по управленческому  учету часто представляются профессиональными  конкурентами.

 

 

Чтобы минимизировать возможные  проблемы, постановку управленческого  учета следует осуществлять по прямому  распоряжению владельцев компании и ее высшего руководства. Руководить постановкой управленческого учета должен непосредственно финансовый директор.

 

 

Перед внедрением управленческой учетной системы целесообразно  проводить разъяснительную и  консультационную работу с персоналом, а затем оформлять приказ по предприятию, подписанный руководителем, который  обяжет сотрудников и начальников  всех подразделений выполнять мероприятия, необходимые как для постановки учета, так и для его дальнейшего  функционирования.

 

 

Все это позволит наиболее эффективно организовать постановку управленческого  учета на предприятии, благодаря  чему руководство сможет лучше отслеживать  состояние своего бизнеса и принимать  более обоснованные управленческие решения.

 

 

 

Источник: www.fd.ru

 

 

Разработка платежного календаря

 

 

Высокий динамизм денежных потоков  предприятия, их зависимость от множества  факторов определяют необходимость  разработки планового финансового  документа, обеспечивающего ежедневное управление поступлением и расходованием  денежных средств предприятия. Таким плановым документом выступает платежный календарь. Разрабатываемый на предприятии в разнообразных вариантах, он является самым эффективным и надежным инструментом оперативного управления его денежными потоками.

 

 

 

План поступления и  расходования денежных средств, разработанный  на предстоящий год с разбивкой  по месяцам, дает лишь общую основу управления денежными потоками предприятия. Вместе с тем, высокий динамизм этих потоков, их зависимость от множества  факторов краткосрочного действия определяют необходимость разработки планового  финансового документа, обеспечивающего  ежедневное управление поступлением и  расходованием денежных средств предприятия. Таким плановым документом выступает платежный календарь.

 

Термин «платежный календарь» имеет ряд аналогов — «кассовый  бюджет», «текущий бюджет поступления  и расходования денежных средств» и  других. Каждый из этих терминов имеет  право на существование, если содержанием  этих документов является оперативный, составленный в рамках одного месяца план денежных потоков (поступления  и расходования денежных средств) по предприятию в целом или отдельным  его центрам ответственности (структурным  единицам и подразделениям). Вместе с тем, следует учесть, что оперативные  планы денежных потоков — это прежде всего установленные в рамках одного месяца сроки и объемы платежей, поэтому более предпочтительным в этих целях является использование термина «платежный календарь».

 

Платежный календарь, разрабатываемый  на предприятии в разнообразных  вариантах, является самым эффективным  и надежным инструментом оперативного управления его денежными потоками. Он позволяет решать следующие основные задачи:

 

 

свести прогнозные варианты плана поступления и расходования денежных средств («оптимистический», «реалистический», «пессимистический») к одному реальному заданию по формированию денежных потоков предприятия  в рамках одного месяца;

 

в максимально возможной  степени синхронизировать положительный  и отрицательный денежные потоки, повысив тем самым эффективность  денежного оборота предприятия;

 

обеспечить приоритетность платежей предприятия по критерию их влияния на конечные результаты его  финансовой деятельности;

 

в максимальной степени обеспечить необходимую абсолютную ликвидность  денежного потока предприятия, т.е. его платежеспособность в рамках краткосрочного периода;

 

включить управление денежными  потоками в систему оперативного контроллинга (а соответственно и текущего мониторинга) финансовой деятельности предприятия.

 

Основной целью разработки платежного календаря (во всех его вариантах) является установление конкретных сроков поступления денежных средств и  платежей предприятия и их доведение  до конкретных исполнителей в форме  плановых заданий. С учетом этой цели платежный календарь определяют иногда как «план платежей точной даты».

 

Наиболее распространенной формой платежного календаря, используемой в процессе оперативного планирования денежных потоков предприятия, является его построение в разрезе двух разделов:

 

 

графика предстоящих платежей;

 

графика предстоящих поступлений  денежных средств.

 

Однако если планируемый  вид денежного потока носит односторонний  характер (только положительный или  только отрицательный), платежный календарь  разрабатывается в форме одного соответствующего раздела.

 

Временной график платежей дифференцируется в платежном календаре обычно в ежедневном разрезе, хотя отдельные  виды этого планового документа  могут иметь и другую периодичность  — еженедельную или ежедекадную (если такая периодичность не оказывает  существенного влияния на ход  осуществления денежного оборота  предприятия или вызвана неопределенностью  сроков платежей).

 

Виды платежного календаря  дифференцируются в рамках предприятия  в разрезе отдельных видов  хозяйственной деятельности, а также  в разрезе различных типов  центров ответственности (структурных  единиц и подразделений). Можно выделить следующие виды платежного календаря  предприятия, дифференцированные по этим признакам.

 

В системе оперативного управления денежными потоками по операционной деятельности предприятия основными видами платежного календаря являются следующие:

 

 

Налоговый платежный календарь. Этот плановый документ разрабатывается  по предприятию в целом и содержит обычно только один раздел — «график  налоговых платежей» (возвратные платежи  по налоговым перерасчетам денежных средств включаются обычно в календарь инкассации дебиторской задолженности). В составе этого платежного календаря отражаются суммы всех видов налогов, сборов и других налоговых платежей, перечисляемых предприятием в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Календарной датой уплаты избирается, как правило, последний день установленного срока перечисления налоговых платежей каждого вида.

 

Календарь инкассации дебиторской  задолженности. Этот вид платежного календаря разрабатывается обычно по предприятию в целом (хотя при  наличии специализированного подразделения  — кредитного отдела — он может  охватывать группу платежей только этого  центра ответственности). По текущей  дебиторской задолженности платежи  включаются в календарь в суммах и сроки, предусмотренные соответствующими договорами (контрактами) с контрагентами. По просроченной дебиторской задолженности  эти платежи включаются в данный плановый документ на основе предварительного согласования сторон. Календарь инкассации дебиторской задолженности содержит только один раздел — «график поступления  денежных средств». В целях отражения  реального денежного оборота  предприятия датой поступления  денежных средств считается день их зачисления на расчетный счет предприятия (это позволяет исключить период флоута в расчетах с дебиторами).

 

Календарь обслуживания финансовых кредитов. В соответствии с действующей  международной практикой составления  отчетности и прогнозирования денежных потоков обслуживание финансовых кредитов отражается в составе операционной (а не финансовой) деятельности предприятия. Это связано с тем, что проценты за кредит, лизинговые платежи и  другие расходы предприятия по обслуживанию финансового кредита входят в  состав себестоимости продукции  и соответственно влияют на размер формируемой операционной прибыли. Указанный календарь разрабатывается  в целом по предприятию и содержит лишь один раздел — «график выплат, связанных с обслуживанием финансового  кредита». Суммы и даты выплат включаются в платежный календарь в соответствии с условиями кредитных (лизинговых) договоров.

 

Календарь выплат заработной платы. Такой платежный календарь  разрабатывается обычно на предприятиях, применяющих многоступенчатый график выплат заработной платы работникам различных структурных единиц (филиалов, цехов и т.п.). Даты таких выплат устанавливаются на основе коллективного  трудового договора или индивидуальных трудовых контрактов, а суммы платежей — исходя из штатного расписания и  разработанной соответствующей  сметы затрат. Указанный платежный  календарь содержит обычно один раздел — «график выплат заработной платы».

 

Календарь (бюджет) формирования производственных запасов разрабатывается  обычно для соответствующих центров  затрат (структурных подразделений, осуществляющих материально-техническое обеспечение производства). В состав платежей этого календаря входят обычно стоимость закупаемых сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, а также расходы по транспортированию и страхованию в процессе перевозки. Если формируемые производственные запасы требуют специальных режимов хранения (охлаждения, газовой среды и т.п.), то данный вид платежного календаря может отражать и расходы по их хранению. Указанный календарь содержит лишь один раздел — «график платежей, связанных с формированием производственных запасов». Суммы и даты этих платежей устанавливаются в соответствии с договорами с контрагентами или планами закупки товарно-материальных ценностей. Обычно в составе этих платежей отражается и погашение кредиторской задолженности предприятия по расчетам с поставщиками.

 

Календарь (бюджет) управленческих расходов. В составе этого бюджета  отражаются платежи по закупке канцелярских принадлежностей; компьютерных программ и средств оргтехники, не входящих в состав внеоборотных активов; расходы на командировки; почтово-коммуникационные расходы и другие затраты, связанные с управлением предприятием (кроме затрат на оплату труда административно управленческого персонала, отражаемых в календаре выплат заработной платы). Данный вид платежного календаря содержит лишь один раздел — «график платежей по общехозяйственному управлению». Сумма платежей этого календаря определяется соответствующей сметой, а даты их осуществления — по согласованию с соответствующими службами управления.

 

Календарь (бюджет) реализации продукции. Эта форма платежного календаря разрабатывается обычно в разрезе центров доходов  или центров прибыли предприятия. Указанный платежный календарь  содержит два раздела — «график  поступления платежей за реализованную  продукцию» и «график расходов, обеспечивающих реализацию продукции». В первом разделе  отражаются поступления денежных средств при наличных расчетах за продукцию (если данный центр ответственности контролирует инкассацию дебиторской задолженности по расчетам с покупателями, то в первом разделе отражается и этот вид поступления денежных средств). Во втором разделе отражаются расходы на маркетинг, содержание сбытовой сети, рекламу и т.п.

 

В системе оперативного управления денежными потоками по инвестиционной деятельности предприятия основными  видами платежного календаря являются следующие:

 

 

Календарь (бюджет) формирования портфеля долгосрочных финансовых инвестиций. Этот вид оперативного планового  документа состоит из двух разделов — «графика затрат на приобретение различных долгосрочных финансовых инструментов инвестирования» (акций, долгосрочных облигаций и т.п.) и  «графика поступления дивидендов и  процентов по долгосрочным финансовым инструментам инвестиционного портфеля». Показатели первого раздела в  рамках общей сметы затрат устанавливаются  по согласованию с соответствующими инвестиционными менеджерами, а  показатели второго раздела — в соответствии с условиями эмиссии отдельных финансовых инструментов портфеля.

Информация о работе Управленческий учет и проблемы классификации затрат