Административные процедуры МВД

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Министерство внутренних дел (МВД) — орган государственной исполнительной власти правительственное учреждение, в большинстве стран, как правило, выполняющий административно-распорядительные функции в сфере обеспечения общественной безопасности, охране правопорядка, борьбе с преступностью. В отдельных странах на органы МВД возложены функции обеспечения национальной безопасности и вопросов иммиграции, охраны мест лишения свободы, разрешительные функции в сфере оборота оружия, наркотических средств, печатей и штампов, другого, а также вопросов цензуры в средствах массовой информации.

Работа содержит 1 файл

курсовая Адм процед.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

     Реализовывая  указанные полномочия, МВД России сотрудничает с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к его ведению. Так, Министерство сотрудничает с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом), Международным техническим комитетом по предотвращению и тушению пожаров, Европейской экономической комиссией ООН по транспорту и др.

     Приведенный перечень полномочий не является исчерпывающим. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что многое из перечисленного МВД выполняет в тесном взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти (ФСБ, МИД, МЧС, Минтранс, Минюст, Минздравсоцразвития, Минобрнауки и др.).

     Следует заметить, что полномочия являются одним из наиболее динамичных элементов  правового положения МВД. Так, предусмотренное  ранее в качестве самостоятельного направления деятельности МВД «обеспечение исполнения уголовных наказаний» в 1998 г. передано Минюсту России, а «руководство государственной противопожарной службой» в 2001г.– МЧС России.

     В то же время в МВД не так давно  были переданы функции по реализации миграционной политики и борьбы с  налоговыми преступлениями.

   Глава 2. Административные процедуры в деятельность органов внутренних дел

     В административно-процессуальной деятельности полиции имеют место административные процедуры как позитивного, так и негативного (юрисдикционного) характера. Данные процедуры находятся в диалектической взаимосвязи и достаточно часто используются в деятельности органов внутренних дел (милиции).

     Обобщение вышеизложенных определений позволяет  сделать вывод о том, что наиболее приемлемым определением административной процедуры может быть следующее  определение.

     Административная  процедура - это установленный порядок  деятельности органов публичного управления по рассмотрению и разрешению подведомственных административных дел, определяющая основания, стадии, формы, сроки и последовательность совершения соответствующих административных действий.

     Исходя  из этого под законодательным  регулированием административных процедур необходимо понимать установление общих  процессуальных правил, на которых  строятся взаимоотношения между  органами публичного управления, с  одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, направленные на получение соответствующего административного результата.

     Ю.А. Тихомиров и Э.В. Талапина в содержании административных процедур выявляют следующие  элементы:

     а) процедурные правила, предназначенные для легального применения материально-компетенционных норм;

     б) типичный "набор" юридических  действий и актов, совершаемых и  принимаемых субъектами компетенции;

     в) стадии деятельности субъектов компетенции  и связанных с ними других субъектов  права, последовательность совершения юридических действий и их связь;

     г) временная характеристика (сроки, продолжительность, периодичность)5.

     Таким образом, административные процедуры  выступают одной из составных  частей административного процесса. В сочетании с административно-материальными нормами они находятся в системе административного права.

     Многообразие  административной деятельности органов  публичного управления в целом и  органов внутренних дел в частности  требует введения и использования  различных административных процедур. Прежде всего выделяют позитивные административные процедуры, призванные упорядочить основные виды административной деятельности органов публичного управления. Ряд процедур называют коллизионными, поскольку они применяются при рассмотрении споров и разрешении разногласий. Это могут быть административно-юрисдикционные процедуры.

     Классификация административных процедур осуществляется по видам решаемых задач в русле  компетенции уполномоченных органов  публичного управления.

     Таким образом, можно выделить следующий перечень административных процедур, реализуемых в сфере исполнительной деятельности:

     а) организационные процедуры (делопроизводство, подбор и расстановка кадров, распределение  должностных обязанностей и др.);

     б) нормотворческие процедуры (подготовка и принятие нормативных и индивидуальных актов);

     в) информационные процедуры (документооборот, информационное обслуживание, информационный обмен и др.);

     г) административные процедуры, связанные  с осуществлением организационно-технических  действий (материально-техническое обеспечение и др.);

     д) административно-управленческие процедуры  связанные с распределением, перераспределением и делегированием полномочий;

     е) административные процедуры, связанные  с осуществлением юридически значимых действий (регистрация, лицензирование, квотирование, учет и др.);

     ж) контрольно-надзорные процедуры;

     з) административные процедуры, связанные  с рассмотрением предложений  и заявлений, и иные юрисдикционные процедуры;

     и) административные процедуры, реализуемые  в чрезвычайных ситуациях и особых конституционно-правовых и административно-правовых режимах;

     к) административные процедуры координации  и взаимодействия;

     л) административные процедуры, реализуемые  в рамках разрешительной системы, в  сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также обеспечения безопасности личности и др.

     Ряд названных административных процедур реализуется в деятельности органов  внутренних дел.

     Кроме позитивных административных процедур, существуют коллизионные административные процедуры - это административно-защитные процедуры, которые связаны с рассмотрение жалоб, а также разрешением разногласий и споров в сфере публичного управления.

     В завершение исследования понятия и  содержания административных процедур в деятельности органов внутренних дел необходимо сказать, что административные процедуры активно внедряются как в экономическую, так и в правоохранительную деятельность, в этой связи органам внутренних дел в ходе взаимоотношений с физическими и юридическими лицами необходим принципиально новый административно-процессуальный режим. В настоящее время органам внутренних дел недостает предписаний административных процедур. Данный недостаток особенно остро ощущается в сфере взаимодействия органов внутренних дел с другими органами исполнительной власти, недостаточно предписаний, касающихся информационного обмена, а также порядка предоставления и получения информации. Немало проблем возникает в вопросах работы с обращениями граждан, а также предоставления физическим и юридическим лицам государственных услуг и др. Эти и ряд других вопросов должны быть урегулированы предписаниями закона. В этой связи можно согласиться с мнением, что в законах прошлых лет и нашего времени очень мало процедурных правил6

     Исходя  из этого административные процедуры в деятельности органов внутренних дел могут быть определены как нормативно установленный порядок последовательно совершаемых административных действий, принимаемых решений, направленных на реализацию их полномочий в механизме защиты прав граждан и юридических лиц, а также в предоставлении гражданам и юридическим лицам в соответствии со своей компетенцией государственных услуг в сфере внутренних дел.

     Определение критериев для классификации  административных процедур в деятельности органов внутренних дел является первостепенной задачей настоящего диссертационного исследования. От определения критериев классификации административных процедур отчасти зависит направление развития законодательства, определяющего режим осуществления административных процедур в деятельности органов внутренних дел.

     Говоря  о классификации административных процедур, необходимо отметить, что  в имеющихся работах по административному  праву уже предпринимались попытки  классифицировать административные процедуры  по различным критериям 7. Анализ различных точек зрения по вопросу о классификации административных процедур позволяет сделать определенные выводы.

     Основная  сложность классификации административных процедур в деятельности органов  внутренних дел состоит в том, что обстоятельств, влияющих на их содержание и характеристику, очень много. В силу этого классификацию можно проводить и выделять различные группы административных процедур в деятельности органов внутренних дел. Но при этом необходимо помнить, что обстоятельства, влияющие на их содержание и оценку, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга; если это не соблюдается, то классификация страдает определенной односторонностью. Помимо этого, крайне важно, что при классификации административных процедур в деятельности органов внутренних дел необходимо иметь в виду то обстоятельство, чтобы каждая классификация имела бы реальное основание и научно-практическое значение.

     Но, как нам представляется, дело не в поиске все новых и новых  критериев классификации административных процедур, а в отборе тех из них, которые позволяют наиболее четко отграничить и, следовательно, изучить каждую группу административных процедур, реализуемых в деятельности органов внутренних дел.

     Как отмечает О.Э. Лейст, "классификация - способ обнаружения существенных качеств подразделений системы, от которых зависят другие производные от них признаки каждого из элементов подразделения"8. В практической плоскости классификация обеспечивает научный подход в выборе форм и методов административно-правового регулирования в сфере реализации процессуальных норм.

     Как уже частично отмечалось, по исследуемому вопросу существуют различные точки  зрения, в частности, И.М. Лазарев  выделяет следующие виды административных процедур, которые осуществляются органами исполнительной власти во взаимоотношениях с гражданами и их организациями:

     1) правопредоставительные;

     2) связанные с обеспечением исполнения  обязанностей гражданами и их  организациями;

     3) лицензионно-разрешительные;

     4) регистрационные;

     5) контрольно-надзорные;

     6) государственно-поощрительные9

     П.И. Кононов выделяет следующие виды процедур, которые реализуются в  рамках позитивного административного  процесса. Так, П.И. Кононов в рамках административно-распорядительного  процесса выделяет:

     1) регистрационное производство;

     2) лицензионно-разрешительное производство;

     3) правопредоставительное производство;

     4) экзаменационно-конкурсное производство;

     5) экспертно-удостоверительное производство;

     6) поощрительное производство;

     7) служебно-призывное производство.

     В рамках административно-принудительного процесса П.И. Кононов выделяет:

     1) административно-надзорное производство;

     2) административно-следственное производство;

     3) производство по привлечению  лиц к административной ответственности;

     4) административно-исполнительное производство.

     В рамках административно-защитного  процесса П.И. Кононов выделяет:

     1) производство по разрешению административных  жалоб;

     2) административно-арбитражное производство10

     С.Д. Хазанов административные процедуры, функционирующие в сфере публичного управления, подразделяет на процедуры внутренней организации публичной администрации. Данные процедуры определяют структуру органа, работу с кадрами, формы и методы деятельности. Вторая группа административных процедур - это процедуры взаимодействия между субъектами публичной администрации. Третья группа процедур - это процедуры взаимодействия публичной администрации с физическими и юридическими лицами11

Информация о работе Административные процедуры МВД