Афоризмы в праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 08:31, реферат

Описание работы

Впервые термин был вынесен в заглавие медицинского трактата Гиппократа. Затем, афоризмы стали оформляться в тематические и авторские сборники. Их выпуск стал традиционным с выхода в свет «Адажии» Эразма Роттердамского. По преимуществу афористами становятся острословы и остроумцы, наделённые философским взглядом на жизнь. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через создание художественного образа, в котором заявлена интеллектуальная задача или даётся намёк на её решение.

Содержание

Введение 3
1. Афоризмы: понятие, сущность, определения и значение 4
2. Особенности толкования права в афоризмах 6
3. Использование в современной юриспруденции афоризмов о праве 13
Заключение 17
Список используемой литературы 18

Работа содержит 1 файл

афоризмы в праве.docx

— 34.01 Кб (Скачать)

Реферат на тему: “Афоризмы  в праве”

 

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Афоризмы: понятие, сущность, определения и значение                               4

2. Особенности толкования  права в афоризмах                                                   6

3. Использование в современной юриспруденции афоризмов о праве            13

Заключение                                                                                                             17

Список используемой литературы                                                                      18

 

Введение

Афоризмы (греч. αφορισμός, «определение») — оригинальные законченные мысли, выраженные в лаконичной запоминающейся форме. В афоризмах достигается  предельная концентрация сообщения.

Впервые термин был вынесен  в заглавие медицинского трактата Гиппократа. Затем, афоризмы стали оформляться  в тематические и авторские сборники. Их выпуск стал традиционным с выхода в свет «Адажии» Эразма Роттердамского. По преимуществу афористами становятся острословы и остроумцы, наделённые философским взглядом на жизнь. Композиционное и смысловое совершенство в лучших афоризмах достигается через  создание художественного образа, в  котором заявлена интеллектуальная задача или даётся намёк на её решение. Почему афоризмы передаются из века в век? Афоризмы интересуют человечество потому, что афоризмы затрагивают те проблемы, которые связаны со всеми сторонами нашей жизни и которые волнуют каждого из нас.

Правовые афоризмы в первую очередь можно встретить в моралистических трактатах, написанных в свободной литературной манере, например «Морали» Плутарха, «Письмах» Сенеки, «Тускуланских беседах» Цицерона. Нельзя не упомянуть о классических образцах собрания мыслей и афоризмов, популярных, например, в древнерусской культуре («Пчела», «Мудрость Менандра» и др.). К числу наиболее авторитетных произведений этого жанра можно отнести «Изречения семи мудрецов» Деметрия Фалерского; «Апофтегмы царей и вождей» Плутарха; «Пословицы» («Proverbia») Сенеки; «Собрание изречений» Цицерона, к сожалению, не дошедшее до нас.

Цель данной работы – рассмотреть правовые афоризмы и их использование в современной юриспруденции.

 

1. Афоризмы: понятие, сущность, определения и значение

Афоризмами принято называть краткие, глубокие по содержанию и законченные  в смысловом отношении суждения, принадлежащие определенному автору и заключенные в образную, легко  запоминающуюся форму. С самых древних  времен афоризмы, именуемые ранее  изречениями, постоянно сопутствовали  всем цивилизациям мира, они синтетически обобщали мудрость народа, отображали его интересы и чаяния, являясь  своеобразными сгустками общественного мнения.

Тематика афористики весьма разнообразна, и на ней лежит отпечаток  породившей ее эпохи, отражается характер исторических условий, в которых  она возникает и развивается. Иногда она освещает философские  вопросы, иногда имеет острополитическое  содержание, часто трактует этические  проблемы или касается жизненно бытовых  ситуаций. Фактически она охватывает все сферы человеческого бытия  и деятельности, существенно влияя  на них, а нередко и на ход исторических событий. Афоризм Шамфора: «Мир хижинам! Война дворцам!» — вдохновлял и вел на борьбу широкие народные массы в период Французской революции. Знаменитые начальные и конечные слова «Манифеста Коммунистической партии»: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма!» и «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» — представляют собой могучие боевые лозунги, под которыми шли и идут порабощенные народы на борьбу против своих угнетателей. В течение тысячелетий воздействовало на человеческую нравственность, сильнее всех ученых трактатов, древнейшее евангельское изречение «кто не работает, тот не ест», а теперь оно стало важнейшим правилом социалистического общества. Сила подобных афоризмов — в совершенстве подобранных выразительных слов и в умелом возведении актуальных частных явлений жизни в общие принципы, в доминирующие идеи.

Афористика — поистине наука о жизни, афоризмы могут  указать человеку жизненный путь, утешить в горе, мобилизовать волю на борьбу с препятствиями. Воспитательная роль афоризмов неоспорима: они расширяют  мир духовных запросов людей и  формируют их моральные убеждения. Еще Геродот указывал в свое время  на то, что «издревле есть у людей  мудрые и прекрасные изречения; от них  следует нам поучаться». И поучение это происходит не механически: афоризмы в силу своей структурной особенности  — лаконичности — побуждают читателя к собственному размышлению, являясь  своеобразным катализатором мысли, ускорителем процесса возникновения  ассоциаций и идей. Афоризмы учат мыслить  и вместе с тем говорить. Предельная экономия слов, глубина семантики, яркая  образность делают афоризмы стилистическими  шедеврами, которые, обогащая искусство  риторики, становятся действенным средством  в борьбе с однообразием и серостью человеческой речи.

Афористический жанр в  значительной мере традиционен, он относится  к древнему и весьма живучему виду литературы — к изречениям. Этот замечательный жанр интеллектуального  искусства обеспечил себе поразительное  долголетие и большую популярность в народе. Его очень ценили также  многие известные люди всех эпох и  времен. «Сильные, короткие выражения  много содействовали улучшению жизни», — говорил Цицерон. «Максимы и афоризмы — истинная житейская мудрость и соль литературы», — писал Д. Морли. «Краткоречье, точно жемчуг, блещет содержанием. Настоящая мудрость немногословна», — утверждал Л.Н. Толстой. Истым приверженцем афористики был М. Горький, он признавался, что «очень много учился на пословицах, иначе на мышлении афоризмами». Афористическое творчество вызывало интерес и у основоположников научного коммунизма. К. Маркс и Ф. Энгельс, а также В. И. Ленин мастерски использовали в своих трудах и выступлениях все виды афоризмов и сами создавали непревзойденные и глубокомысленные их образцы.

Афоризмы всегда привлекали внимание людей, но в настоящее время, в эпоху научно-технического прогресса, их значение особенно возросло; не случайно сейчас в ряде стран афористика получила высокое развитие, а кое-где достигла своего расцвета. Такой интерес к  афористике возник потому, что в  силу своей универсальности афоризмы соответствуют духу эпохи, они одинаково  близки как к науке, так и к  искусству, в них органично взаимодействуют  принципы научного и художественного  творчества. Афористика находится на месте «стыковки» науки и искусства, являясь как бы своеобразным звеном между ними. Выразительность и  образность сближают афоризмы с художественной литературой, свойство синтеза мыслей, установление связи между явлениями, точность и лаконизм роднят их с наукой.

Таким образом, можно отметить, что афористика издревле являлась ценнейшим  и любимым народом видом творчества и что в настоящее время  — время научно-технического прогресса  — она становится особенно актуальным и перспективным литературным жанром.

2. Особенности толкования  права в афоризмах

Толкование нормы права  – это уяснение и разъяснение  ее подливного содержания, подлежащего  реализации в данных конкретных условиях ее действия. Под реализацией имеются в виду все ее виды, включая и применение норм права. Как специальная юридическая категория толкование права имеет свой особый смысл и выполняет особую роль в системе категорий, выражающих и характеризующих особенности процесса действия права.

В абстрактно-общем виде регулятивно-правовое содержание нормы  права в ее статике выражено в  самом тексте соответствующего источника  позитивного права. Динамика права, процесс его реализации, включая  и правоприменение, носит по необходимости  конкретизированный характер: абстрактно-общее  содержание статичной нормы права  в процессе ее реализации (и применения) конкретизируется применительно к  соответствующей конкретной ситуации с конкретными обстоятельствами и взаимоотношениями персонально-конкретных лиц по конкретному основанию, в  конкретном месте и конкретном времени.

Для надлежащего толкования нормы права необходимо определить его объект, метод и предмет.

Объектом толкования нормы  права является соответствующий  данному регулятивному случаю (данной конкретной ситуации) текст того нормативно-правового (правоустановительного) акта, в котором  выражена толкуемая норма.

Метод толкования нормы права  – это согласованная юридико-логическая интерпретация текста источника  нормы и данной конкретной ситуации (случая) в их взаимной соотнесенности, сориентированности и единстве, направленная на выявление и определение в  тексте источника соответствующих  структурных элементов и общей  конструкции искомой нормы в  их актуальной регулятивно-правовой значимости для данной конкретной ситуации (случая).

Предмет толкования нормы  права – это искомое актуальное регулятивно-правовое значение нормы  права, которое подлежит реализации в данной конкретной ситуации (случае).

Соотношение и связь между  объектом, методом и предметом  толкования нормы права в юридико-познавательном плане состоят в следующем: юридико-логическая интерпретация (метод) соответствующего данной конкретной ситуации (данному  регулятивному случаю) текста нормативного источника (объект) выявляет, формулирует, обосновывает и определяет искомое  актуальное регулятивно-правовое значение нормы права, подлежащей реализации в данной конкретной ситуации (предмет).

Осмысление объекта толкования с помощью метода толкования дает предмет толкования: предмет –  это методически осмысленный  объект.

В таком осмыслении и состоит  познавательное содержание (смысл) уяснения подлинного содержания толкуемой нормы, т.е. ее актуального регулятивно-правового  значения для данного регулятивного  случая (конкретной ситуации). Это ситуативно-конкретизированное, актуальное регулятивно-правовое значение реализуемой нормы, выявленное и  обоснованное в ходе ее толкования-уяснения, и есть то искомое при толковании подлинное содержание нормы права, которое должно быть реализовано  в данной конкретной ситуации (случае).

Подлинное (истинное, настоящее, действительное) содержание толкуемой  нормы в данной конкретной ситуации (случае) ее реализации — это актуальное (действенно-регулятивное и конкретное) выражение ее регулятивного потенциала в данное время, в данном месте, в  данной конкретной регулятивной ситуации (случае).

Право действует и реализуется  не абстрактно, а конкретно, не потенциально, а актуально, не изолированно от объекта  своего воздействия, а непосредственно  выражая именно на этом объекте подлинность  и реальность своего адекватного  регулятивного воздействия. Общерегулятивный потенциал права (и отдельной  правовой нормы) в разных конкретных регулятивных ситуациях актуализируется  соответственно специфике этих ситуаций и проявляется в различных  актуально-регулятивных значениях. Если бы дело обстояло не так, и текст  акта однозначно и одинаково действовал бы везде и повсюду, как магическое слово, тогда и толкование права  как таковое было бы излишне.

Толкование права заключается  в надлежащем уяснении и разъяснении  регулятивно-правового смысла этой конкретизации абстрактно-общего содержания статичной нормы права в динамичном процессе ее реализации.

При этом под уяснением  имеется в виду сама юридико-познавательная процедура выявления, осмысления и  обоснования искомого содержания толкуемой  нормы. Любое толкование включает в  себя такую процедуру уяснения толкователем нормы (прежде всего для себя самого) ее подлинного содержания.

Под разъяснением имеются  в виду различные специальные  формы внешнего публичного выражения  для общего использования результатов  соответствующего (официального или  неофициального) уяснения содержания толкуемой нормы.

Ввиду таких различий между  уяснением и разъяснением толкование-уяснение не следует смешивать с толкованием-разъяснением. Афоризмы играют свою роль, как в  уяснении (“Жестокость законов препятствует их соблюдению”. Ш. Монтескье), так и в разъяснении (“Принцип свободы слова: Я могу быть не согласным с Вашим мнением, но я готов отдать жизнь за Ваше право высказывать его”. Ф. Вольтер) норм права.

В процессе уяснения содержания нормы права используется ряд  способов (приемов) толкования права. К  таким способам (приемам) относятся: юридико-источниковедческое, грамматическое, логическое, системное (систематическое), историческое (историко-политическое), юридико-терминологическое (специально-юридическое), функциональное, телеологическое (целевое) толкование.

Все эти различные способы (приемы) толкования, независимо от наличия  или отсутствия слова «юридический»  в их названии, значимы и используются в юриспруденции именно как юридико-познавательные способы (приемы) уяснения правового  содержания нормы. Именно в этой своей  юридико-познавательной значимости все  названные и возможные другие способы (приемы) являются адекватными  средствами для осуществления требований общего метода толкования нормы права, содержательной юридико-логической интерпретации  текста нормативного источника в  его соотнесенности с регулятивной ситуацией, надлежащего уяснения подлинного регулятивно-правового содержания толкуемой нормы.

С помощью афоризмов производится системное, историческое функциональное и телеологическое толкование норм права. Системное (систематическое) толкование – это приемы юридико-логического  осмысления толкуемой нормы права  как системы элементов, определения  ее места и роли в праве как  системе норм, выявления регулятивного  смысла системных связей, как между  структурными элементами в самой  норме, так и между данной нормой и другими нормами, регулирующими  однородные отношения, к которым  относится и регулятивный случай.

Информация о работе Афоризмы в праве