Эффективность административных наказаний

Автор: f***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее исследование правовой
природы назначения административного наказания.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи:
- рассмотреть систему административных наказаний;
- проанализировать порядок наложения административных наказаний;
- обозначить содержания принципа законности на стадии назначения наказания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Цели административных наказаний 6
1.1.Система административных наказаний и их классификация 6
1.2.Основные административные наказания 11
1.3.Дополнительные административные наказания 19
Глава 2.Эффективность административных наказаний 22
2.1.Правила назначения административного наказания 22
2.2.Содержание принципа законности на стадии назначения административного наказания 29
Заключение 34
Библиографический список 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Административное наказание. дороботка.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

     Различаются административные наказания и по субъектам их применения. Здесь юридически и практически значимыми являются как минимум два фактора: во-первых, административные наказания в отличие, скажем, от уголовных применяются  множеством субъектов, которых насчитывается  свыше 60. Преимущественное большинство  среди них - это органы функциональной исполнительной власти. Во-вторых, обильное внедрение в сферу административной ответственности наказаний, которые  могут назначаться исключительно  судьей (на сегодняшний день их в  системе административных наказаний  насчитывается шесть), с полным основанием позволяет к таким субъектам  относить субъектов судебной власти. Административную ответственность  помимо прочих особенностей отличает субъектный состав ее адресатов, т.е. лиц, в отношении которых она применяется.

     Специфика административных наказаний преломляется и через такой критерий, как  степень распространенности по кругу  субъектов административно-противоправного  поведения. Среди них можно выделить так называемые универсальные меры наказания, которые применяются  ко всем или к подавляющему числу  субъектов административной ответственности (предупреждение, административный штраф) и лимитированные наказания, т.е. применяемые  к определенным субъектам административного  правонарушения с соблюдением соответствующих  ограничений.

     В качестве критерия классификации мер  административной ответственности  может быть использован вид санкции  применяемой нормы, в соответствии с которым административные наказания  подразделяются на императивные и альтернативные. Альтернативные наказания представляют собой закрепленные в санкции нормы два или более основных административных наказаний, применение одного из которых исключает правовую возможность назначения другого. Разнообразие системе административных наказаний придает реальная продолжительность их действия. С рассматриваемой позиции они могут быть единовременными и длящимися. К первой группе можно отнести предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискацию, административное выдворение. Ко второй - лишение специального права, административный арест, дисквалификацию, административное приостановление деятельности.

     В системе административных наказаний  имеется такая мера, как возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это наказание предполагает совершение нескольких правовых действий:

     - принудительное изъятие вещи;

     - последующую ее реализацию;

     - передачу вырученной суммы за вычетом расходов, на реализацию изъятого предмета бывшему собственнику.

     Таким образом, высказанные соображения относительно характеристики системы административных наказаний и их классификации отнюдь не претендуют на исчерпывающую завершенность. Эта проблема по-прежнему открыта для новых научных интерпретаций, ибо образование системы и создание действенного механизма ее функционирования - далеко не одно и то же.  

     1.2. Основные  административные наказания 

     Административное  наказание — установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

     Административные  наказания выполняют в известной  мере функцию предупреждения преступлений.

     Административные  наказания имеют сходство и различие с мерами административного пресечения. Их объединяет часто общность оснований применения (административное правонарушение), а также их целевое назначение — предупреждение правонарушений.

     Однако  меры административного пресечения не являются мерами административной ответственности. Они направлены на прекращение правонарушения и привлечение  нарушителя к ответственности в соответствии с характером совершенного им правонарушения. Меры пресечения могут предшествовать применению административных наказаний и не влияют на их выбор органом, судьей, должностным лицом, решающим дело. При наличии обстоятельств, указанных в законе, меры административного пресечения могут предшествовать применению уголовно-процессуальных мер, если в действии (бездействии) будут установлены признаки преступления.

     Некоторые административные взыскания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав и др.).

     Административные  наказания образуют стройную систему, определяемую общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью их взаимозаменяемости.

     Основными видами административных наказаний  являются:

     - предупреждение;

     - административный штраф;

     - лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

     - административный арест;

     - дисквалификация;

     - административное приостановление деятельности.4

     1) Предупреждение — мера административного наказания. Она выражается в официальном порицании физического или юридического лица; выносится в письменной форме. Устное предупреждение не является административным наказанием. Предупреждение как наказание влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания, в частности, оно, может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

     Следует также учитывать, что в форме предупреждения могут устанавливаться меры административного пресечения. В

     каких случаях оно является административным наказанием, устанавливается КоАП РФ, законами субъектов РФ, предусматривающими административную ответственность за те или иные правонарушения.

     2) Административный штраф — денежное взыскание, выражающееся в рублях и устанавливаемое для граждан в размере, не превышающем пять тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей. Он не может быть менее ста рублей.

     Административный  штраф за определенные материальные (неформальные) административные правонарушения может выражаться в величине, кратной стоимости, сумме, выручки, т.е. в зависимости от характера административных правонарушений, выраженных в денежной (стоимостной) форме.

     Предусмотрены две разновидности исчисляемого таким образом штрафа: он не может  превышать:

     а) трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения; суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании и т.п.;

       б) одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.

     Штраф за мелкое хищение не может превышать  пятикратный размер похищенного имущества. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

     3) Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Данная мера может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

     Административное  наказание в виде дисквалификации  назначается судьей.

     Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

     4) Административным приостановление деятельности является новой мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - временным запретом деятельности. Мера, отнесенная к наказаниям, применяется на срок до 90 суток, отнесенная к процессуальному обеспечению, - на срок до 5 дней. Названный законодательный акт не только определяет административное приостановление деятельности как вид административного наказания, но и впервые регламентирует правовой механизм его практического применения в новом качестве.

    Прежде  всего, обратим внимание на ряд особенностей, которые выделяют административное приостановление деятельности из числа  остальных административных наказаний.

    Целью административного наказания, является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.5

      Административное же приостановление  деятельности может применяться, во-первых, в случае  угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды для предупреждения вреда, который может наступить от выявленного административного правонарушения, т.е. в качестве меры административного предупреждения.

    Во-вторых, административным приостановлением деятельности случае совершения административного  правонарушения в области оборота  наркотических средств, психотропных веществ, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма... достигается цель прекращения выявленного административного правонарушения. В этих случаях временный запрет деятельности, и административное приостановление деятельности применяются в качестве меры административного пресечения.

    То, что целевое назначение административного  приостановления деятельности выходит  за рамки целей административного наказания.

      Основания применения. Закрепляя рассматриваемую принудительную меру в качестве административного наказания, законодатель предопределяет, что основанием для назначения административного приостановления деятельности, равно как и любого другого наказания, должно являться наличие в действиях лица состава правонарушения.

    Кроме того, для применения данной меры административного  принуждения необходимым условием является установление вины юридического лица. Но что должно быть определяющим при вынесении судьей постановления о назначении административного приостановления деятельности: виновность совершаемого деяния или все же возникшая в процессе совершения правонарушения угроза тому или иному виду общественной безопасности.

    Характер  карательного воздействия. Административное приостановление деятельности, в отличие от других административных наказаний, не может быть признано карательной санкцией. Кара - неотъемлемое свойство наказаний, связанное с применением к правонарушителю определенных ограничений и лишений, соизмеримых с вредом, нанесенным правонарушением. Однако при совершении административного правонарушения, за которое может быть назначено административное приостановление деятельности, зачастую может иметь место не реально нанесенный, а потенциальный вред. Соответственно, возникает вопрос, каким образом административное приостановление деятельности в форме временного прекращения эксплуатации подвального помещения здания может являться возмездием за «угрозу жизни человека», которая создается в процессе эксплуатации данного помещения с нарушением требований пожарной безопасности. Очевидно, что в данном случае основной задачей правоприменителя будет не покарать лицо, виновное в создании угрозы, а предотвратить данную угрозу.

Информация о работе Эффективность административных наказаний