Эффективность административных наказаний

Автор: f***************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее исследование правовой
природы назначения административного наказания.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи:
- рассмотреть систему административных наказаний;
- проанализировать порядок наложения административных наказаний;
- обозначить содержания принципа законности на стадии назначения наказания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Цели административных наказаний 6
1.1.Система административных наказаний и их классификация 6
1.2.Основные административные наказания 11
1.3.Дополнительные административные наказания 19
Глава 2.Эффективность административных наказаний 22
2.1.Правила назначения административного наказания 22
2.2.Содержание принципа законности на стадии назначения административного наказания 29
Заключение 34
Библиографический список 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Административное наказание. дороботка.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

    Указанные особенности административного  приостановления деятельности позволяют  сделать вывод о том, что в  институт административной ответственности  посредством двух идентичных по характеру  воздействия мер принуждения, а  именно меры административного наказания  в виде административного приостановления деятельности и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях - временного запрета деятельности, по сути, «вмонтирована» в одних случаях мера административного предупреждения, в других - мера административного пресечения.

    Административное  приостановление деятельности, традиционно  считавшееся мерой пресечения и  закрепившееся в сознании правоприменителя в данном качестве, продолжает восприниматься как средство прекращения деятельности для пресечения совершающегося административного  правонарушения, а не наказание.

     Таким образом, многократно усложненный  порядок прекращения деятельности зачастую толкает правоприменителя к назначению более привычного административного  наказания - административного штрафа, что бесспорно является полезным для пополнения государственного бюджета, но не влечет достижения основной цели административного приостановления  деятельности - устранения угрозы жизни  и здоровью людей, а также предупреждения неблагоприятных последствий.

     5) Лишение специального права, ранее предоставленного физическому лицу, применяется за совершение административного правонарушения. Данная мера устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ.

     Срок  лишения таких прав не может быть менее одного месяца и более трех лет. Лишение специального права  в виде:

       а) права управления транспортным  средством не может применяться  к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 12.8, ст. 12.6, ч. 2 ст. 12.27 случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого оно является6;

     б) права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.

     6) Административный арест устанавливается и применяется в исключительных случаях. Он заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества. По общему правилу, устанавливается на срок до 15 суток, а до 30 суток — лишь за нарушение требований режима в зоне проведения операции. Не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим возраста 18 лет, к инвалидам I и II групп.

     Административный  арест предусматривается в основном за правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность.

     В соответствии с КоАП РФ он может применяться за:

     - неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы;

     -невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, связанных с соблюдением ограничений, установленных в отношении него судом в соответствии с федеральным законом;

     - мелкое хулиганство;

     - демонстрирование фашистской атрибутики или символики;

     - блокирование транспортных коммуникаций;

     - появление в общественных местах в состоянии опьянения;

     - самовольное оставление места отбывания административного ареста.7

     Таким образом, рассмотрев основные административные наказания, можно сделать вывод о том, что указанные меры административного принуждения с учетом их непосредственного целевого назначения следует отнести в одних случаях к предупреждению, в других - к пресечению как правовой форме государственного принуждения.  

     1.3. Дополнительные административные  наказания 

     Дополнительного наказания подразделяются:

     - возмездное изъятие оружие совершения  или предмета административного  правонарушения;

     - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

       - административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства.

     1) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в их принудительном изъятии и последующей реализации с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

     КоАП  РФ установил возмездное изъятие  в качестве единственного, т. е. безальтернативного другим дополнительным, наказания за нарушение правил: хранения, ношения или уничтожения оружия и боеприпасов; коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему; перевозки, транспортирования оружия и патронов к нему; использования оружия и патронов к нему. В этих случаях применение возмездного изъятия не является обязательным, а правом субъекта, рассматривающим дело о соответствующем административном правонарушении. КоАП РФ пока не предусмотрел случаи применения данной меры в качестве основного наказания.

     2) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном обращении в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей.

     Конфискация предусмотрена за многие административные правонарушения, причем в качестве меры, которая:

       а) может применяться в качестве меры дополнительного наказания по усмотрению субъекта, рассматривающего дело о соответствующем административном правонарушении;

       б) подлежит обязательному применению;

     в) в качестве основного административного наказания, альтернативного административному штрафу и конфискации как дополнительного наказания.

     Не  является конфискацией изъятие из незаконного  владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

     - подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

     - изъятые из оборота либо находившиеся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение;

     - по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.8

     Следует иметь в виду, что конфискуются именно орудие совершения и предмет административного правонарушения, а не имущество вообще, что отличает эту административную меру от меры уголовного наказания.

     Возмездное  изъятие, конфискация охотничьего  оружия, боеприпасов и других дозволенных  орудий и средств охоты и рыболовства не могут применяться к лицам, для которых охота и рыболовство являются основным законным источником средств к существованию.

     3) Административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Строго говоря, выдворение является мерой административного принуждения, близкой по своей природе к мерам административного пресечения, но не к административным наказаниям. Ибо данная мера не влечет за собой всех правовых последствий, вызываемых применением административных наказаний. Ее применение регламентируется не общими, а специальными нормативными правовыми актами.

     Административное  выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим — иностранным гражданам.

     Таким образом, данные виды наказаний могут устанавливаться и применятся в качестве как основных, так дополнительных наказаний. 
 

     Глава  2. Эффективность административных наказаний 

2.1. Правила  назначения административного наказания 

     Как известно, административные наказания  являются одним из видов административно-принудительных мер.

     Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем (частная превенция), так и другими лицами (общая превенция).

     Административные  наказания существенно отличаются от иных мер административного принуждения, прежде всего своей функционально-целевой  направленностью.

     Только  административное наказание является установленной государством мерой  ответственности за административное правонарушение, только оно содержит итоговую юридическую оценку противоправного  деяния нарушителя.

     За  совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться  следующие административные наказания  РФ об административных правонарушениях:

     - предупреждение;

     - административный штраф;

     - возмездное изъятие орудия совершения  или предмета административного правонарушения;

     - конфискация орудия совершения  или предмета административного правонарушения;

     - лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

     - административный арест;

     - административное выдворение за  пределы Российской Федерации  иностранного гражданина или лица без гражданства;

     - дисквалификация;

     - административное приостановление деятельности.9

     Содержание  административных наказаний определяется характером управленческих отношений, регулируемых и охраняемых нормами  административного права, спецификой посягательств (правонарушений) на эти  отношения. В то же время особенность  правонарушений в сфере государственного управления состоит в том, что  ими причиняется, как правило, нематериальный вред (ущерб), восполнить или загладить  который обычно невозможно. Вот почему содержание административно-правовых санкций, охраняющих общественные отношения  в сфере реализации исполнительной власти, носит наказательный характер, т.е. они содержат обязанность виновного  понести наказание, претерпеть определенные лишения, существенно затрагивающие  личность, ущемляющие ее права и  блага.

     Содержание  административных наказаний состоит  в ограничении, лишении субъективных прав или благ лица, к которому они  применяются.

     Разумеется, административным, как и уголовным, наказаниям присущ воспитательный характер. Однако суть и тех, и других санкций  состоит в принудительном воздействии  на правонарушителей со стороны компетентных органов государства.10

     Добровольное  исполнение правонарушителем наложенного  на него наказания (например, уплата штрафа в установленный срок) не меняет принудительной сущности этой меры, так  как государство всегда оставляет  за собой право принудить виновного  претерпеть правоограничения, вытекающие из применения к нему соответствующего наказания. Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Вместе с тем признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.

Информация о работе Эффективность административных наказаний