Эффективность административных наказаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 20:32, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является всестороннее исследование правовой
природы назначения административного наказания.
В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи:
- рассмотреть систему административных наказаний;
- проанализировать порядок наложения административных наказаний;
- обозначить содержания принципа законности на стадии назначения наказания.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Цели административных наказаний 6
1.1.Система административных наказаний и их классификация 6
1.2.Основные административные наказания 11
1.3.Дополнительные административные наказания 19
Глава 2.Эффективность административных наказаний 22
2.1.Правила назначения административного наказания 22
2.2.Содержание принципа законности на стадии назначения административного наказания 29
Заключение 34
Библиографический список 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Административное наказание. дороботка.docx

— 68.93 Кб (Скачать)

     Вид и объем ограничений, составляющих содержание административных наказаний, определяются полномочными органами государства, их должностными лицами с учетом характера  совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины и  имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность. При этом индивидуализации ответственности  способствует то обстоятельство, что  административно-правовые санкции, как  правило, являются относительно-определенными.

     Согласно  действующему законодательству административные наказания характеризуются той  особенностью, что их назначает широкий  круг государственных органов и  должностных лиц.

     С рассмотренной особенностью административного  наказания тесно связан и другой признак этой санкции. Она применяется  в процессе специальной деятельности соответствующих юрисдикционных органов  и их должностных лиц по разбирательству  и разрешению дела об административном правонарушении. Причем осуществляется это разбирательство в относительно простом порядке, что обусловливается  самой сущностью административного  правонарушения. Административные правонарушения часто настолько бесспорны и  очевидны, что одно и то же должностное  лицо согласно закону и констатирует факт нарушения, и принимает решение  о назначении наказания, и даже тут же приводит его в исполнение.11

     Но, несмотря на относительную простоту, порядок производства по делам об административных правонарушениях  призван обеспечить достижение истины по каждому делу, законное и справедливое его решение.

     Применение  административного наказания влечет для лица состояние административной наказанности. Это обстоятельство приобретает  особое значение при решении вопроса  о назначении административного  наказания при повторном, неоднократном, злостном, систематическом совершении административного правонарушения в этот период.

     Применение  административного наказания в  случае рецидива административного  правонарушения влечет наступление  юридических последствий двух видов:

     - рецидив может служить обстоятельством, отягчающим ответственность;

     - рецидив может выступать в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения.

     Порядок назначения административного наказания  лицу, виновному в совершении административного  правонарушения, урегулирован в кодексе. Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение.  

     Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места  нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.12

     Из  принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых  установлена его вина. Лицо, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана. Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

     - в каждой правовой норме закреплены вид и размеры наказаний;

     - за административное правонарушение  может быть наложено из предусмотренного  санкцией правовой нормы ряда  альтернативных наказаний только  одно основное административное  наказание;

     - назначение административного наказания  в рамках санкции определяется  компетенцией органа и должностным  положением правоприменителя;

     - законом установлено правило, согласно которому заодно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

     При применении мер административного  принуждения не допускаются решения  и действия (бездействие), унижающие  человеческое достоинство.

     При назначении административного наказания  юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного  правонарушения, имущественное и  финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

     Особую  роль при назначении обоснованного  и справедливого административного  наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.

     Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или  устранение причиненного вреда.

     Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное  в течение года совершение однородного  правонарушения, за которое юридическое  лицо уже подвергалось административному  наказанию; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или  при других чрезвычайных обстоятельствах.

     Данные  обстоятельства не могут учитываться  как отягчающие в случае, если они  предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного  правонарушения.

     При совершении одним юридическим лицом  нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В  то же время, если юридическое лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются  одним и тем же органом (должностным  лицом), наказание назначается в  пределах только одной санкции, установленной  за более серьезное нарушение. В  этом случае к основному наказанию  может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных  правонарушений.

     При решении вопроса о привлечении  правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях - двух месяцев со дня его обнаружения.

     Юридическое лицо считается не подвергавшимся административному  наказанию, если в течение года со дня окончания исполнения постановления  о назначении административного  наказания не совершило нового административного  правонарушения со всеми вытекающими  отсюда юридическими последствиями. Следовательно, совершение этим лицом административного  правонарушения за пределами истекшего  давностного срока для погашения  административного наказания не может рассматриваться как повторное  и выступать отягчающим ответственность  обстоятельством.

     Важно отметить, что административное наказание  в любом случае не должно повлечь  за собой более тяжких последствий, чем те последствия, для предотвращения которых оно назначено.

     Правила назначения административных наказаний  предусматривают обязательность для  правонарушителя возместить причиненный  или имущественный ущерб и  моральный вред.

     Если  в результате совершения административного  правонарушения причинен имущественный  ущерб гражданину, предприятию, учреждению или организации, то судья при  решении вопроса о назначении наказания за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.13

     Таким образом, уполномоченные органы и их должностные лица имеют возможность  выбора размера наказания, с учетом содеянного, личности виновного и характера правонарушения, допущенного юридическим лицом.

     В случаях рассмотрения дела иным уполномоченным органом или должностным лицом  вопрос о возмещении имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в  порядке гражданского судопроизводства. 

2.2. Содержание принципа законности  на стадии назначения наказания 

     Конституция Российской Федерации возлагает  на все органы государственной власти, местного самоуправления, их должностных  лиц, граждан, а также их добровольные объединения обязанность строгого соблюдения законов.14 Обеспечение защиты прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, является одним из важнейших направлений деятельности субъектов административной юрисдикции, т.е. суда, органов исполнительной власти и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

     Стадия  рассмотрения дела об административном правонарушении и вынесения постановления  по делу является важнейшей составляющей производства по делам об административных правонарушениях. Именно на этом этапе  решается вопрос о виновности или  невиновности лица, привлекаемого к  административной ответственности, подтверждается обоснованность привлечения к административной ответственности, избирается справедливое административное наказание. Следовательно, на этой стадии значительно повышается значимость института защиты прав и  законных интересов граждан. При  этом обязанность должностных лиц, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, по защите прав привлекаемых к административной ответственности лиц распространяется в равной мере на граждан Российской Федерации, иностранных граждан, а также лиц без гражданства в том случае, если они выступают в качестве субъектов административной ответственности.

     Законность - это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания  и неуклонного осуществления  законов и других правовых актов. Строгое соблюдение принципа законности обеспечивает объективный, всесторонний подход к рассмотрению дела об административном правонарушении. Законность в сфере административно-юрисдикционного процесса, неуклонное проведение в жизнь ее гарантий способствуют тому, чтобы принимаемые по делам об административных правонарушениях постановления были законными, обоснованными и справедливыми. Неуклонное соблюдение режима законности гарантирует соблюдение процессуальных прав и обязанностей всех участников процесса.15

     Соблюдение  законности имеет исключительно  важное значение при выборе вида и  размера административного наказания. Ведь именно здесь решается вопрос о виновности или невиновности привлекаемого  к административной ответственности  лица, о выборе вида и размера  наказания.

     Столь подробное правовое закрепление  порядка и оснований наложения  административных наказаний в условиях построения правового государства  представляется вполне оправданным  и целесообразным. В повседневной практической правоприменительной  деятельности соблюдение указанных  условий является обязательным, так  как привлечение к административной ответственности влечет за собой  значительные правоограничения, которые  входят в содержание административного  наказания.

     В общем смысле законность - необходимый, действующий во всех областях государственной  и общественной жизни центральный принцип всех отраслей права. Законность - такое состояние жизни общества, при котором существует качественное, непротиворечивое законодательство, а принятые в установленном порядке нормы права уважаются и исполняются органами власти, должностными лицами, организациями и гражданами.

     Данный  конституционный принцип занимает особое место в административном процессе. Принцип законности предполагает, что исполнительные органы (должностные  лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию  и законы Российской Федерации. Административно-правовое регулирование не должно противоречить  конституции страны и ее законодательству. Иное неизбежно приведет к искажению  конституционно закрепленного механизма правоисполнения.

Информация о работе Эффективность административных наказаний