Полномочия органов государственной безопасности в лицензионно -разрешительной деятельности по защите информации

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 06:09, реферат

Описание работы

В любом государстве остро стоит вопрос защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства. В частности, государство ограничивает отдельные виды деятельности, которые могут нарушить права, свободы, либо законные интересы граждан или государства. Начало 90-х годов прошлого столетия было ознаменовано экономической реформой в Российской Федерации, переходом от социалистической формы хозяйствования к рыночной экономике, характерным появлением хозяйствующих субъектов, которые стали осуществлять виды деятельности, ранее являющиеся абсолютной монополией государства.

Содержание

Введение
3 - 4
Основная часть
5 -14
Глава 1. Понятие и правовые основы разрешительной системы
5 - 9
Глава 2. Компетенция ФСБ России в лицензионно-разрешительной деятельности по защите информации
10-17
2.1. Органы ФСБ России в лицензионно-разрешительной деятельности по защите информации
10-17
2.1.1 Обязательная сертификация продукции и услуг
10-14
2.1.2 Лицензирование отдельных видов деятельности
14-17
Заключение
18-18
Список нормативных правовых актов и литературы

Работа содержит 1 файл

На сайт АПР.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по учебной  дисциплине Административно-правовые режимы

 

ПОЛНОМОЧИЯ  ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

 

 

Исполнил  –

 

 

 

Научный руководитель –

 

 

 

 

 

Голицыно – 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

3 - 4

Основная часть

5 -14

Глава 1. Понятие и правовые основы разрешительной системы

5 - 9

Глава 2. Компетенция ФСБ России в лицензионно-разрешительной деятельности по защите информации

10-17

2.1. Органы ФСБ  России в лицензионно-разрешительной деятельности по защите информации

10-17

2.1.1 Обязательная  сертификация продукции и услуг

10-14

2.1.2 Лицензирование  отдельных видов деятельности

14-17

Заключение

18-18

Список нормативных  правовых актов и литературы

19-22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В любом государстве  остро стоит вопрос защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства. В частности, государство ограничивает отдельные виды деятельности, которые могут нарушить права, свободы, либо законные интересы граждан или государства. Начало 90-х годов прошлого столетия было ознаменовано экономической реформой в Российской Федерации, переходом от социалистической формы хозяйствования к рыночной экономике, характерным появлением хозяйствующих субъектов, которые стали осуществлять виды деятельности, ранее являющиеся абсолютной монополией государства. Неизбежным результатом этого стали попытки введения государственного контроля за отдельными видами деятельности в форме лицензирования. К этому процессу подключились различные государственные органы федерального уровня и субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления.

Одним из устойчиво функционирующих  регулятивных механизмов на современном этапе является лицензионно-разрешительная система, действующая практически во всех сферах и отраслях государственного управления. Под лицензионно-разрешительной системой в широком смысле понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от управомоченных государственных органов разрешений (лицензий) на совершение определенных действий или получение определенных правомочий предприятиями, учреждениями, организациями или отдельными гражданами. Как форма исполнительно-распорядительной деятельности она осуществляется непосредственно многими органами управления, Федеральными службами, департаментами министерств. Лицензионно-разрешительная система распространяется на широкую сферу общественных отношений. Так, в области здравоохранения она регулирует порядок применения новых лекарственных средств, в области спортивной и промысловой работы, сроки и виды отстрела определенных животных и птиц, в области связи - пользования эфиром, приемопередающими устройствами и т.д.

Среди государственных  органов, осуществляющих лицензионно-разрешительную систему, важная роль принадлежит органам государственной безопасности. Согласно действующему законодательству, на них возложена обязанность обеспечения установленного порядка обращения с такими предметами, веществами и информацией, бесконтрольное владение и пользование которыми может нанести вред государству, общественному порядку и личной безопасности граждан, а также государственному, общественному, или личному имуществу. Кроме того, они должны осуществлять государственный контроль предприятий и организаций, деятельность которых нуждается в нем для предупреждения злоупотреблений с из стороны и причинения ущерба охраняемым законом интересам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

В юридической  литературе под лицензионно-разрешительной системой обычно понимается закрепленный в правовых нормах порядок, предусматривающий обязательность получения от уполномоченных государственных органов разрешений или лицензий (особого вида разрешений) на совершение определенных действий, а также получение определенных полномочий организациями и отдельными гражданами1.

Практическая  реализация разрешительной системы  возложена на органы исполнительной власти, осуществляющие государственное  управление в сферах своего ведения.

Опираясь на работы по теории права и административному праву, можно выделить основные черты разрешительной системы:

- Во-первых, это особый порядок деятельности, который регулируется нормами права, содержащимися в законах и подзаконных актах. Его целью является обеспечение общественной безопасности.

- Во-вторых, разрешительная система реализуется в рамках административно-правовых отношений между органами исполнительной власти, должностными лицами, с одной стороны и индивидуальными или коллективными субъектами, желающими получить разрешение, с другой стороны. Юридическим фактом, влекущим возникновение соответствующих отношений, является подача заинтересованными субъектами заявлений. Такие отношения возникают не по инициативе субъектов управления.

- В-третьих, вопрос этих правоотношений - получение разрешения на действия, то есть принятия управомочивающего акта, легализирующего его деятельность. Оно является завершением предварительного контроля, проверки обоснованности заявлений.

- В-четвертых, признаком разрешительной системы является административный надзор за тем, как осуществляются разрешенные деяния. О нем можно говорить лишь в тех случаях, когда после выдачи разрешения на весь срок его действия между его получателем и компетентными органами сохраняются административно-правовые отношения.

- В-пятых, за нарушения правил лицензионно-разрешительной системы к виновным применяются разнообразные меры административного принуждения и в том числе такая мера, как временное или постоянное прекращение действия разрешения (лишения прав, приостановления, прекращения действия лицензии).

Вместе с  тем наиболее существенным (определяющим) признаком лицензионно-разрешительной системы является лежащий в ее основе порядок получения лицензий или разрешений на осуществление  определенных действий (или отдельных видов деятельности)2.

Так, в п. 2 ст. 1 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности3» установлен перечень видов деятельности, которые регламентируются положениями других федеральных законов.

Другой особенностью ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» является обилие подзаконных актов, принятых во исполнение данного Закона. Речь идет о положениях, о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых постановлениями Правительства РФ. Их количество непосредственно зависит от перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 17).

Кроме того, система  правовых актов о лицензировании продолжается на уровне лицензирующих  органов - ряда федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих лицензирование.

Таким образом, в систему правовых актов о  лицензировании входят:

1. Конституция  Российской Федерации4;

2. Законодательство  Российской Федерации;

3. Законодательство  субъектов Российской Федерации;

4. Положения о лицензировании конкретных видов деятельности, утвержденные постановлениями Правительства РФ;

5. Ряд правовых  актов федеральных органов исполнительной  власти, которыми утверждены административные регламенты исполнения государственной функции по лицензированию5;

6. Судебные акты (Акты Конституционного Суда РФ, ВАС РФ и федеральных арбитражных судов).

Данные акты составляют правовую основу лицензионно-разрешительной системы.

Предметом разрешительной системы являются действия (поведение) людей, с помощью которых реализуется предусмотренные нормами права, административного в частности, обязанности и прав участников правоотношений в области оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, а так же в области полиграфической и штемпельно-граверной деятельности.

Объектами лицензионно-разрешительной системы являются:

- предметы и технические средства;

- вещества;

- информация;

- предприятия и (организации).

К предметам и техническим средствам можно отнести оружие, боеприпасы, средства цветного копирования, радиоэлектронные средства, высокочастотные устройства (кроме средств, предназначенных для индивидуального приема программ теле- и радиовещания, изделий бытовой электроники), технические средства защиты информации.

В группу веществ включаются взрывчатые материалы (вещества), охотничий порох, сильнодействующие ядовитые вещества, наркотические средства и психотропные вещества.

К информации, в отношении которой установлена разрешительная система, относятся сведения, доступ к которым в соответствии с действующим законодательством ограничен. Можно выделить две категории информации ограниченного доступа: сведения, составляющие государственную тайну и конфиденциальную информацию.

В следующую  группу входят предприятия и организации (хранилища, склады, полигоны, магазины, тиры), осуществляющие хранение, продажу или использование вышеуказанных объектов лицензионно-разрешительной системы. Кроме того, в данную группу входят организации, деятельность которых нуждается в государственном контроле для предупреждения злоупотреблений с их стороны и причинения ущерба охраняемым законом интересам. Например, таковыми являются банки, страховые фонды, негосударственные охранные и детективные предприятия.

Если в отношении  предметов, веществ и информации в рамках разрешительной системы устанавливается особый режим обращения, то в отношении организаций и предприятий вводятся особые условия их открытия и функционирования или осуществления на них отдельных видов деятельности.

Проанализировав перечень объектов ЛРС, можно установить следующее: назначение ЛРС состоит в том, чтобы:

- предотвратить  утрату и хищение предметов,  веществ и информации, на которые  распространяется особый режим  обращения;

-  не допустить  их использование в преступных  целях, предотвратить нарушения  в процессе функционирования определенных предприятий и организаций (или осуществления ими отдельных видов деятельности);

- обеспечение  своевременного выявления нарушений,  установленных правил;

- создание благоприятных  условий для деятельности правоохранительных органов.

На основе анализа  правовых актов, определяющих правила  лицензионно-разрешительной системы, можно выделить следующие основные формы ее реализации:

1. Правоустанавливающая  государственная регистрация, например государственная регистрация юридических лиц и общественных объединений, регистрация приобретенного оружия и средств полиграфии. Последствием правоустанавливающей государственной регистрации является приобретение различными субъектами дополнительных прав. Например, юридические лица получают право заниматься предпринимательской деятельностью, использовать средства полиграфии, граждане - хранить оружие и т.п. Данное право субъекта удостоверяется свидетельством, выданным органом исполнительной власти, осуществившим регистрацию.

2. Обязательная сертификация продукции и услуг. Требование об обязательной сертификации продукции или услуги может устанавливаться только федеральным законом. Ее проведение возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. По результатам обязательной сертификации государственный орган выдает сертификат, на основании которого разрешается оказание соответствующих услуг либо производство (продажа) определенной продукции. В процессе сертификации подтверждается пригодность изделия или товара к эксплуатации в определенных условиях, безопасность предоставляемых товаров и услуг для конечного потребителя.

3. Лицензирование  отдельных видов деятельности. Лицензия представляет собой особую разновидность разрешения с присущими ей характерными особенностями6.

 

ГЛАВА 2

 КОМПЕТЕНЦИЯ ФСБ РОССИИ В ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ

 

Следует иметь  в виду, что специализация деятельности органов исполнительной власти по реализации лицензионно-разрешительной системы  обычно строится с учетом их предмета ведения и особенностей самого объекта лицензионно-разрешительной системы. При этом в отношении установленного для него объекта, орган исполнительной власти выдает подавляющее большинство видов разрешений и лицензий7.

 

2.1 Органы  ФСБ России в лицензионно-разрешительной деятельности по защите информации

Рассмотрим  компетенцию Федеральной службы безопасности Российской Федерации в соответствии с основными формами реализации правил лицензионно-разрешительной системы.

 

2.1.1 Обязательная  сертификация продукции и услуг

Положением  о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960, определено, что для решения основных задач ФСБ России, в т.ч. осуществляет и организует в соответствии с федеральным законодательством сертификацию средств защиты информации, систем и комплексов телекоммуникаций, технических средств, используемых для выявления электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, технических средств обеспечения безопасности и (или) защиты информации; определяет основные направления деятельности органов безопасности в этих областях8.

Информация о работе Полномочия органов государственной безопасности в лицензионно -разрешительной деятельности по защите информации