Понятие административное проавонарушение

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 08:23, контрольная работа

Описание работы

Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Исключение, подтверждающие данное правило, могут предусматриваться законодательством. Так некоторые правонарушения имеют, сложны правовой характер, являясь одновременно дисциплинарными и административными. В литературе они называются административно-дисциплинарными правонарушениями. О них нельзя говорить как об административных в «чистом» виде, хотя административная ответственность и в этих случаях наступает как за административное правонарушение[1].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Стр. 3
§1.
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Стр. 6



§2.
СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Стр. 9




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стр. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗуемОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Стр. 16

Работа содержит 1 файл

Административное право - Административное правонарушение - юридические признаки и состав.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Формальные - составы, в которых не признака наступления вредных материальных последствий.

         Простые;

         Квалифицированные.

Простые составы устанавливают административную ответственность за конкретное деяние без ее усиления; если в простой состав вводится квалифицирующий (усиливающий ответственность) признак, то деяние квалифицируется по другой статье или по другому пункту статьи, предусматривающему более строгое наказание (повторность, систематичность, совершение правонарушения должностным лицом, причинение материального ущерба, совершение правонарушения в состоянии алкогольного опьянения).

 

         Однозначные;

         Альтернативные.

В однозначных составах описывается одно противоправное деяние, за которое устанавливается административная ответственность.

В альтернативных составах описывается два и более противоправных деяния, при этом административным правонарушением признается как совершение одного из описанных деяний, двух или всех сразу.

Субъективные признаки. Субъект административного правонарушения - в ст.2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16ти летнего возраста, в ст.2.8 КоАП РФ лицо, находящееся в состоянии невменяемости не подлежит административной ответственности, таким образом, возраст 16ть лет и вменяемость являются общими признаками субъекта административной ответственности. Гражданин, обладающий данными признаками, является общим субъектом административной ответственности.

Наряду с общим выделяется и специальный субъект, такая необходимость возникает, когда в состав проступка законодатель включает наряду с общими признаками какие либо специальные. К признакам спец. субъекта относится: служебная обязанность, вид деятельности, прошлое противоправное поведение и др.

По видам специальных признаков выделяют следующие специальные субъекты:

         должностные лица;

         водители;

         работники торговли, общественного питания;

         допризывники, призывники, военнообязанные;

         иностранные граждане и лица без гражданства;

         родители или лица их заменяющие;

         лица, совершившие в состоянии алкогольного опьянения;

         лица, совершившие административное правонарушение повторно;

         лица, находящиеся под надзором;

         и др.

Специальные субъекты выделяются в целях индивидуализации административной ответственности граждан.

Административная ответственность специальных субъектов является повышенной; это заключается в том, что к ним применяются все без исключения административные взыскания.

Специальные субъекты одновременно могут привлекаться к административной, дисциплинарной и материальной ответственности.

Санкции в статьях, устанавливающих ответственность спец. субъектов имеют более строгий характер.

Признаки общего и специального субъекта включаются в составы как обязательные, вместе с тем в нормативных актах указывается значительное число признаков субъектов административной ответственности, которые в состав не включаются, но имеют юридическое значение.

Признаки таких субъектов объединяются в отдельную группу и на этой основе выделяют особый субъект административной ответственности. К особым субъектам в административном праве относятся:

         совершеннолетние в возрасте от 16ти до 18ти лет;

         инвалиды I и II группы;

         беременные женщины;

         женщины, имеющие детей до 1го года и до 12ти лет;

         военнослужащие, сотрудники ОВД, а также другие лица, указанные в ст.2.5 КоАП РФ.

Признак особого субъекта может выполнять роль смягчающего обстоятельства, исключить наложение некоторых административных взысканий, влияет на порядок привлечения к административной ответственности.

Субъективная сторона. Основным признаком субъективной стороны является вина (психическое отношение лица к совершенному деянию и его следствия). Помимо вины в некоторые составы в субъективную сторону могут включаться такие понятия как цель.

Цель - факультативный признак.

Эмоции лица при совершении правонарушения в субъективную сторону не включаются, они могут учитываться в качестве смягчающих обстоятельств. В ст.4.2 ч.1 п.3 названо совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнении (аффекта) либо при стечении личных и семейных обстоятельств.

Вина при совершении административного правонарушения может быть в виде умысла или неосторожности. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо его совершившее сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступления этих последствий. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо его совершившее предвидело возможность наступление своего деяния, но легкомысленно рассчитывало на его предотвращение, либо на предвидело возможности наступления вредных последствий, хотя должно и могло их предвидеть. В большинстве административных проступков форма вины в состав не вводится.

Цель - мысленный образ результата, к которому стремится правонарушитель; если цель вводится в состав правонарушения, то тогда деяние всегда совершается умышленно.

Объективные признаки. Объект. Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

В теории административного права выделяется три вида объектов:

1. Общий объект - вся совокупность общественных отношений, охраняемые нормами административного права.

2. Родовой объект - признается группа однородных близких по содержанию общественных отношений составляющих часть общего объекта. Родовые объекты указываются в названиях глав особенной части II раздела КоАП РФ (например: глава 11 “Административные правонарушения на транспорте”). Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.

3. Непосредственный объект - каждый отдельный административный проступок причиняет вред не всей группе общественных отношений, составляющих родовой объект, а отдельному конкретному общественному отношению. Данное конкретное общественное отношение, на которое посягает административный проступок, будет являться непосредственно объектом правонарушения (например: ст.11.7 “Нарушение правил плавания”).

Объективная сторона состава проступка - совокупность предусмотренных нормой права признаков характеризующих внешнюю сторону проступка.

Обязательным признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием).

Факультативные признаки объективной стороны - место, время, способ, средство совершения правонарушения; если состав материальный, то в объективную сторону включаются такие признаки как наступление материального ущерба и причинная связь между деянием и наступлением последствия.

За неоконченное административное правонарушение гражданин к административной ответственности не привлекается. Исключение ст.19.2 КоАП РФ “Передача либо попытка передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждении уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания”.

Признаки объективной стороны:

         место - территория (определенная), на которой устанавливается специальные правила поведения, и нарушения этих правил влечет признание деяний административным правонарушением (общественное место, автодорога, пограничная зона, государственная граница, железнодорожный путь, лес и др.);

         время - признаком действия является период, в рамках которого совершение определенных действий будет признаваться правонарушением. Временным признаком бездействия является период, по истечению которого бездействие признается правонарушением;

         способ совершения правонарушения включает: порядок, метод, последовательность действий, приемы, применяемые правонарушителем;

         средства совершения правонарушений - предметы, при помощи которых совершается правонарушение (транспортные средства, взрывчатые вещества, спиртные напитки и т.д.)

 

заключение.

 

Признаки административного правонарушения следует отличать от его юридического состава. Понимание этого вопроса имеет не столько практическое значение. При наличии всех признаков может отсутствовать состав административного правонарушения, что исключает законность привлечения к административной ответственности. Например, нарушение правил дорожного движения лицом, не достигшим 16тилетнего возраста, означает совершение им административного правонарушения, но это лицо не подлежит административной ответственности, ибо в его действии нет состава административного правонарушения, так как субъектом его признаются лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста.

Понимание состава административного правонарушения необходимо для ограничения административных правонарушений от смежных (частично совпадающих) в ними преступлений. В законодательстве ограничение их проводится именно по юридическим критериям элементов их составов.

В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, но его содержанием обосновывается правомерность и сущность такого понятия. Состав административного правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь административную ответственность.

В литературе иногда понятие состава административного правонарушения подменяется признаками административного правонарушения, утверждается, что состав административного правонарушения - «это нормативно закрепленная система признаков, с помощью которой деяние определяется как административный проступок». На это согласуется с законодательством. Согласно Кодексу РФ об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является «недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста». Когда же имеется в виду невменяемость лица, то речь идет уже о совершении им действия или бездействия, а не административного правонарушения, ибо необходимым его признаком является виновность, которая исключается при невменяемости.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗуемОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.      КоАП Р.Ф. с изменениями от 03.06.2009

2.      Административное законодательство. Сборник нормативных актов. Составил профессор А.В. Хаманева и др. М. 2001

3.             Административное право. Под редакции профессора Ю.М. Козло­ва, профессора Л.Л. Попова. М. 2000

4.             Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Админис­тративное право Российской Федерации. М. 1997

5.             Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. В трех частях. М. Дашков и Ко. 2003

6.             Ивановский В.В. Учебник административного права. По­лицейское право. Право внутреннего управления. Казань. 1998

7.             Комментарий к Кодексу Российской Федерации об адми­нистративных правонарушениях. Под редакцией профессора Б.Н. Габричидзе. М. 2003

8.             Справочно-правовая система «Консультант-плюс». Рязань. 2009

9.             Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3х томах. М. 2002



[1] Ивановский В.В. Учебник административного права. По­лицейское право. Право внутреннего управления. Казань. 1998  С.290.

[2] Административное законодательство. Сборник нормативных актов. Составил профессор А.В. Хаманева и др. М. 2001  С.301.

[3] Алехин А.П., Козлов Ю.М., Кармолицкий А.А. Админис­тративное право Российской Федерации. М. 1997  С.401.


Информация о работе Понятие административное проавонарушение