Понятие административной ответственности и виды административных взысканий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:50, контрольная работа

Описание работы

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

Содержание

Введение…………………………………………….3


2. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий………………………………………………………………………….4.

3.Административная ответственность………………………………..4

3.1Особенности административной ответственности…………………..4

3.2 Виды…………………………………4

3.3 характерные черты и основные отличительные признаки административной ответственности……………………………………………..5

3.4 Основные функции,признаки…………………………..5

3.5 Установление административной ответственности…6

4. Административное взыскание………….7

4.1 Цели административного взыскания…………………………………..7

5. Заключение……………………………………………………….11

Работа содержит 1 файл

правоведение.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

Административное взыскание.  

Цели административного взыскания.

 
-воспитание правонарушителя в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку; 
-предупреждение совершения новых правонарушений правонарушителем; 
-предупреждение совершения правонарушений другими лицами.
 

Административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему  административное правонарушение.    

 Воплощение  принципа соразмерности ответственности  степени общественной опасности  совершенного правонарушения в  административном праве проявляется  и в различных видах наказаний, которые предусматриваются в санкциях административно-правовых норм. Перечень этих наказаний изложен в ст.3.2.КоАП (Кодекс об административных правонарушениях) и является исчерпывающим.   

 Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний- 1. предупреждение; 
2. административный

штраф; 
     3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 
      4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 
       5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 
       6. административный арест; 
     7. административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 
       8. дисквалификация.    

 В  отношении юридического лица  могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.    

 Предупреждение  и административный штраф могут  вводиться и применяться на  основании законов субъектов  РФ об административной ответственности.     

 Применение  наказаний в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация предполагают специальный субъект.    

 При  наложении взыскания учитываются  характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его  вины, имущественное положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.     

 При  совершении одним лицом нескольких  административных правонарушений  взыскание налагается за каждое  нарушение отдельно. В случае  рассмотрения дел о нарушении  одним и тем же органом, взыскание  определяется в пределах санкции,  предусмотренной за более серьезное правонарушение (по принципу поглощения). При этом может применяться дополнительное наказание, предусмотренное административными нормами за другие правонарушения.    

 Применение  административного наказания ограничено  сроком. Оно может быть применено не позднее 2 месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся – 2 месяцев со дня обнаружения правонарушения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела при наличии признаков административного правонарушения наказание может быть применено к виновному не позднее 1 месяца со дня вынесения решения об отказе в возбуждении уголовного дела, кроме случаев применения конфискации предметов контрабанды по таможенному правонарушению.    

 По  общему правилу лицо, подвергнутое  административному наказанию, по истечении года со дня окончания исполнения наказания считается не привлекавшимся к административной ответственности.    

 Следуя  принципу неотвратимости любое  административное правонарушение  со стороны государства должно  быть соответствующим образом  оценено и виновное лицо должно понести наказание. Однако в ряде случаев в силу объективных причин административная ответственность может исключаться и закон прямо указывает на такие ситуации:    

- недостижение  установленного законом возраста (16 лет);    

- невменяемость – неспособность лица отдавать себе отчет в своих действиях или руководить ими вследствие хронической душевной болезни, временного расстройства душевной деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния;    

- крайняя  необходимость – противоправное деяние, совершенное для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;    

- необходимая  оборона – противоправное деяние, совершенное при защите государственного  или общественного порядка, собственности,  прав и свобод граждан, установленного порядка управления от противоправных посягательств путем причинения посягающему вреда, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны.    

 При  определенных основаниях возможно  освобождение от административной  ответственности: при малозначительности правонарушения; в случае издания акта амнистии; отмены акта, устанавливающего эту ответственность, истечение сроков взыскания; наличие по тому же факту ранее вынесенного решения; смерть правонарушителя.     

 Освобождение от административной ответственности может также проявляться и в замене ее другим видом ответственности (например, дисциплинарной).    

 Существует  институт ограничения административной ответственности. Эти ограничения связаны, прежде всего, с особенностями субъектов административных правонарушений, предусмотренными административным законодательством или учитываемыми правоприменителями в рамках административного усмотрения. В частности, КоАП исключает возможность применения некоторых административных наказаний в зависимости от тех или иных особенностей субъекта административного правонарушения.    

 Так,  административный арест (ст. 3.9 КоАП) не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим 18 лет, инвалидам I и II групп. Лишение права управления средствами транспорта не может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются (ст. 3.8 КоАП).   

 Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию; они не могут быть подвергнуты конфискации или возмездному изъятию огнестрельного оружия и боевых припасов.    

 В  законодательном порядке предусматривается ограничение применения административных наказаний в отношении военнослужащих и некоторых других лиц: судей, прокуроров, лиц, пользующихся депутатской неприкосновенностью, иностранных граждан, обладающих иммунитетом и привилегиями от административной юрисдикции на территории Российской Федерации.   

 Административную  ответственность физических и  юридических лиц распространяется  на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений.    

 Понятие  «юридического лица» дается в ст. 48 Гражданского кодекса РФ.    

 Административную  ответственность юридических лиц  характеризуют традиционные признаки состава административного правонарушения (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона). Однако они обладают существенными особенностями, отличающими их от аналогичных признаков, характеризующих состав административного правонарушения, совершаемого физическими лицами. Прежде всего это касается понятия вины юридического лица.   

Вина — необходимое условие всякой ответственности. Не может быть ни административной, ни дисциплинарной, ни уголовной ответственности без наличия вины, т.е. виновного совершения противоправного действия (бездействия).     

 В  административном праве может  существовать комплексное понимание вины юридического лица, включающее объективный исубъективный подходы.    

Объективная вина, как это установлено ст. 2.1 КоАП, представляет собой вину юридического лица с точки зрения государственного органа, т.е. юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.    

Субъективная вина — отношение организации в лице ее администрации, конкретных должностных лиц к противоправному деянию. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо и наоборот, привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.    

 Эти  элементы вины образуют общее  понятие вины юридического лица как признака совершенного им правонарушения и элемента его юридического состава.    

 Мерой  ответственности применительно к юридическим лицам может служить только административное наказание.    

 Наиболее  распространенным видом административного  наказания, применяемого к юридическим лицам, в настоящее время остается штраф, исчисляемый как в абсолютном, так и в относительном размере. Возможно, также применение  предупреждения, возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения, их конфискация (ст. 3.2 КоАП).    

 Применение  административного наказания к юридическому лицу осуществляется не только для наказания за вину, но также с цельюобеспечения выполнения организацией своих обязанностей, требований государственных органов.    

 Обобщая  сказанное, административная ответственность юридических лиц  —  это применение к организациям, обладающим соответствующей административной правосубъектностью, административных наказаний за неисполнение или ненадлежащее исполнение установленных государством правил, норм и стандартов с целью государственного осуждения противоправной деятельности, обеспечения выполнения возложенных на них обязанностей, предупреждения правонарушений.     

 В  различных отраслях и сферах  применение мер административной ответственности к юридическим лицам характеризуется определенными особенностями.     

 Например, предприятия и организации, допустившие  загрязнение окружающей природной среды, выпуск и (или) реализацию продукции, употребление (использование) которой привело к возникновению массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний и отравлений людей, обязаны по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя уплатить штраф в доход местного бюджета, а также возместить дополнительные расходы лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В случае отказа от добровольного возмещения расходов и уплаты штрафов спор разрешается в судебном порядке.    

 Глава  4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.     

 Общие  правила наложения административных  наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.    

 Правила  назначения административных наказаний  предусматриваютобязательность для правонарушителя возместить причиненный или имущественный ущерб и моральный вред.    

 При причинении административным правонарушением имущественного ущерба гражданину, предприятию, учреждению или организации судья, назначая наказание за административное правонарушение при отсутствии спора вправе одновременно решить вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба.    

 Споры  о возмещении имущественного  ущерба разрешаются судом в  порядке гражданского судопроизводства.      

 В  случаях рассмотрения дела иным  уполномоченным органом или должностным  лицом вопрос о возмещении  имущественного ущерба, причиненного административным правонарушением, решается судом в порядке гражданского судопроизводства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие административной ответственности и виды административных взысканий