Понятие должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2

Работа содержит 1 файл

7.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

Федерация, будучи федеративным государством, имеет  двухуровневую

систему государственной  власти: общефедеральные  органы и органы субъ-

ектов.

К законодательным  органам относятся: Федеральное Собрание Рос-

сийской Федерации (Совет  Федерации и Государственная  Дума),53 законо-

дательные (представительные) органы государственной  власти субъектов

РФ.54

К органам судебной системы относятся  федеральные суды, консти-

туционные и уставные суды субъектов  РФ и мировые судьи.55

53 См. гл. 5 Конституции РФ.

54 См. Федеральный закон N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законо-

дательных (представительных) и исполнительных органов государственной  власти

субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года.

55 См. ФКЗ N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря

1996 года.

37

Наибольшую  трудность представляет установление перечня  органов

исполнительной  власти. В упрощённом виде можно привести такую сис-

тему:

1. Федеральные органы:

- Президент РФ;56

- Правительство РФ;

- министерства и иные федеральные органы исполнительной

власти;

- территориальные органы федеральных органов исполнитель-

ной власти.

2. Органы исполнительной  власти субъектов  РФ (во главе с  Высшим

должностным лицом субъекта РФ; по сути повторяет  систему федеральных

органов, но на уровне субъекта).

Проводить какой-либо более  подробный анализ государственных  ор-

ганов в данной работе, на наш взгляд, нецелесообразно, т.к. эта система  не

является  предметом нашего исследования.57

Система органов местного самоуправления не входит в систему ор-

ганов государственной  власти, но в целом  аналогична ей и определяется

ФЗ  «Об общих принципах  организации местного самоуправления»58

Учреждения, согласно статье 120 Гражданского кодекса РФ, явля-

ются  некоммерческими  организациями, созданными для осуществления

управленческих, социально-культурных или иных функций  некоммерче-

ского характера. Учреждение может быть создано  в том числе  и Россий-

ской  Федерацией, субъектом  Российской Федерации, муниципальным об-

разованием (соответственно федеральные государственные  учреждения,

государственные учреждения субъекта РФ и муниципальные  учреждения).

56 На наш взгляд. Несмотря на закреплённое в Конституции РФ положение, со-

гласно  которому Президент  РФ не входит ни в  одну из ветвей власти.

57 Подробно см, напр., Алёхин А.П. Кармолицкий А.А. Указ. соч. Раздел II.

58 См. Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления  в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года.

38

Как правило, государственные  и муниципальные  учреждения создают  со-

циальные  ценности непроизводственного  характера: образование, здраво-

охранение, наука, культура.59

Работники таких учреждений могут быть признаны должностными

лицами  в случае, если они  обладают правами  совершать по службе перио-

дически значимые действия, способные порождать, изменять и прекращать

правоотношения, т.е. действия организационно-распорядительного  и ад-

министративно-хозяйственного характера.60

Аналогично  определяются и должностные  лица государственных

корпораций.

Интересно в этой связи рассмотреть, какие же конкретно  лица в го-

сударственных и муниципальных  учреждениях, государственных  корпора-

циях  могут быть отнесены к должностными. Так, Ю.Н. Тарасова приводит

следующий перечень должностных  лиц организации:61

1. руководитель организации,  который согласно  статье 273 Трудово-

го  кодекса РФ в соответствии с ТК РФ, иными  нормативно-правовыми  ак-

тами, документами юридического лица осуществляет руководство  этой ор-

ганизацией, в том числе  выполняет функции  её единоличного

исполнительного органа. К его компетенции  относятся вопросы  руково-

дства текущей деятельностью  организации. Руководитель без доверенно-

сти действует от имени  организации, в т.ч. представляет её интересы, со-

вершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы

и дает указания, обязательные для исполнения всеми  работниками органи-

зации;

2. члены коллегиального  органа управления  организацией (совета

директоров, правления);

59 Алёхин А.П. Кармолицкий А.А. Указ. соч. С. 246.

60 Наумов А.В. Указ. соч. Т. 3. С. 365.

61 Тарасова Ю.Н. Административная ответственность должностных и юридиче-

ских  лиц // Административное право. 2008. N 2. С. 22–23.

39

3. заместители руководителя  организации;

4. иные лица, выполняющие  в организации  организационно-

распорядительные  функции (главный  бухгалтер, руководители отделов и

т.д.).

Думается, что данный список является достаточно полным и может

служить примерным ориентиром при определении  должностных лиц  в ор-

ганизации. Хотя, конечно, правоприменитель в каждом конкретном случае

должен  тщательно исследовать, какие именно функции  выполняло лицо в

организации.

Вооруженные Силы РФ, согласно ФЗ «Об обороне»,62 представляют

собой государственную  военную организацию, состоящую из центральных

органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей

и организаций, которые  входят в виды и  рода войск Вооруженных  Сил РФ,

в Тыл Вооруженных  Сил РФ и в войска, не входящие в виды и рода войск

Вооруженных Сил РФ.

Согласно  статье 12 Закона РФ «О безопасности»,63 к «другим вой-

скам  и воинским формированиям  РФ» относятся:64

- федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внеш-

ней разведки, обеспечения  безопасности органов  законодательной,

исполнительной, судебной властей  и их высших должностных  лиц,

налоговой службы;

- Государственная противопожарная служба, органы службы ликви-

дации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования граж-

данской обороны;

- внутренние войска;

62 Федеральный закон N 61-ФЗ «Об обороне» от 31 мая 1996 года.

63 Закон РФ N 2446-I «О безопасности» от 5 марта 1992 года.

64 Комментарий к Федеральному закону «Об обороне» (под общ. ред.

А.В.Кудашкина). – М., 2002. // СПС  «Гарант»

40

- органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышлен-

ности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы

обеспечения безопасности средств  связи и информации, таможни,

природоохранительные  органы, органы охраны здоровья населе-

ния

- другие государственные органы обеспечения безопасности, дейст-

вующие  на основании законодательства.

Обратимся теперь к примечаниям 2 и 3 статьи 285 УК РФ. В  них го-

ворится о двух уровнях  должностных лиц. Такое деление  связано с феде-

ративным  устройством Российской Федерации и соответствующей  этому

системе государственных  органов. Так, в приложении 2 приводится опре-

деление государственных  должностей Российской Федерации. Интересно

при этом отметить, что  существует Сводный  перечень государственных

должностей  Российской Федерации, в котором перечислены  государствен-

ные должности, предусмотренные  Конституцией РФ и  федеральными за-

конами.65 Перечень включает 42 государственные должности. При этом

Перечень  носит скорее информативный  характер и не может  быть исполь-

зован в качестве источника  информации о том, какие должности  являются

государственными  должностями РФ. Тем  более что документ имеет статус

подзаконного  нормативно-правового  акта.

Таким образом, правоприменитель для того чтобы  установить вид

государственной должности (государственная  должность РФ или  государ-

ственная  должность субъекта РФ), должен в каждом конкретном случае

обращаться  к соответствующим  законам РФ и субъектов  РФ.

Наконец, хотелось бы затронуть  вопрос о возможности  отнесения к

категории должностных лиц  работников, выполняющих  профессиональ-

ные и технические  обязанности. Дело в  том, что в теории продолжается

дискуссия о возможности  привлечения таких  работников (иногда в литера-

65 Утверждён Указом Президента РФ N 32 «О государственных должностях Рос-

сийской Федерации» от 11 января 1995 года.

41

туре  можно встретить  формулировку вроде  «врачи и преподаватели») к от-

Информация о работе Понятие должностного лица