Понятие должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2

Работа содержит 1 файл

7.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

номочию осуществляющие функции представителя власти либо выпол-

няющие организационно-распорядительные, административно-

хозяйственные функции в государственных органах, органах местного са-

моуправления, государственных  и муниципальных учреждениях, государ-

15 Алёхин А.П. Кармолицкий А.А. Указ. соч. С. 166.

16 Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации // Государст-

во и право. 1995. N 3. С. 48.

12

ственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах  РФ, других войсках

и воинских формированиях  РФ.

Соотнесение понятия, выработанного наукой административного

права и закреплённого  в Уголовном кодексе позволяет  установить некото-

рые общие признаки, которые лежат в основе отнесения  государственного

служащего к  должностному лицу и являются необходимыми для призна-

ния такового специальным  субъектом уголовного права:

Во-первых, это  характер функций, выполняемых должностными

лицами, позволяющий  отграничить их от иных субъектов. В  качестве тако-

вых в административном праве понимается право совершать  властные

действия, влекущие юридические последствия и право  руководить дея-

тельностью подчинённых. Это в принципе соответствует  функциям долж-

ностного лица, обозначенным в приложении 1 к статье 285 УК РФ:

1. функции представителя  власти;

2. выполнение  организационно-распорядительных функций;

3. административно-хозяйственных  функций.

Во-вторых, для  определения лица как должностного имеет значение

место исполнения им таких  функций, т.е. характер тех органов и учреж-

дений, в которых  проходит службу лицо.

Так, примечание 1 к статье 285 УК РФ определяет следующие  инсти-

туциональные  структуры, в которых должностные  лица реализуют свои

функции:

1. государственные  органы;

2. органы местного  самоуправления;

3. государственные  учреждения;

4. муниципальные  учреждения;

5. государственные  корпорации;

6. Вооруженные  Силы РФ;

7. другие войска  и воинских формирования РФ.

13

В административном же праве должностное лицо определяется через

понятие «государственный служащий», что обуславливает наличие  долж-

ностных лиц  только в органах государственной  власти (для должностных

лиц муниципальной  службы – соответственно в органах  местного само-

управления).

В-третьих, значение имеет правовое основание наделения лица со-

ответствующими  функциями. Так, в теории уголовного права считается

обязательным, что  специальные полномочия, на основании  которых лицо

исполняет свои функции, должны быть надлежащим образом  и с соблюде-

ние установленного порядка юридически оформлены (постановлением,

приказом, письменным распоряжением управомоченного  должностного

лица, иным официально выданным документом и др.).17

Раскрытие данных признаков неразрывно связано с  особенностями

применения определяемого  с их помощью понятия – оно  даётся в целях

конкретизации субъекта должностных преступлений, а потому будет рас-

смотрено нами во второй главе.

Наконец, хотелось бы ещё раз отметить, что через  отношение граж-

дан к должностному лицу как представителю власти легитимируется (или

не легитимируется) как вся власть в целом, так  и её действия, в т.ч. и при-

нимаемые законы. Данный признак хотя и не закреплён  в законе, но имеет

важное социологическое  значение, помогает уяснить сущность и природу

явления должностного лица.

В законодательном  порядке необходимо закрепить наиболее устой-

чивые признаки должностного лица, причем каждый из них  должен слу-

жить основанием для определения статуса соответствующего лица в каче-

стве должностного. Кроме того, следует в общей  форме указать и на

возможность совершения специально не оговариваемых в такого рода пе-

17 См. Уголовное право России, Особенная часть / Под ред. А.И. Рарога. С. 394.

14

речне других юридически значимых действий со стороны должностных

лиц.18

2. Виды должностных  лиц

Для упорядочения и систематизации накопленных знаний в науке

широко используется такой приём как классификация. Классификация19

инструмент познания реальной действительности, источник знания о ней, с

помощью которого множество наблюдаемых явлений  подразделяется на

основные группы, классы, виды, входящие в общую систему  и составляю-

щие единое целое.20 Классифицированное знание представляет собой более

удобный для  восприятия материал; оно позволяет  быстрее ориентировать-

ся в существующем материале. Кроме того, классификация  определённого

информационного материала позволяет выявить  внутренние связи данного

явления, что  способствует получению новых знаний. Об этом говорит

Н.И. Кондаков: "Правильно  составленная классификация, отобразив  зако-

номерности развития классифицируемых объектов, глубоко  вскрывает свя-

зи между изучаемыми объектами и помогает исследователю  ориентиро-

ваться в самых  сложных ситуациях, служит основой  для обобщающих

выводов и прогнозов".21 Это означает, что целью классификации должно

быть удобство применения материала на практике –  классификация не мо-

жет быть самоцелью; она должна носить практическую направленность,

выявлять действительно  существующие внутренние логические связи  в ис-

18 Фирсов И.В. Указ. соч.

19 Классификация (от лат. classis – разряд, класс и facio – делаю, раскладываю),

разбиение множества (класса) объектов на подмножества (подклассы) по определён-

ным признакам. (См.: Глезерман Г.Е. Классификация / Г.Е. Глезерман, Б.Г. Капустин //

Философский энциклопедический  словарь / Абаев [и др.]. – М.: Сов. энциклопедия,

1989. С. 259).

20 Лопарев Д.А. Теоретические и методологические основы классификации обще-

ственно опасных  последствий // Российский следователь. 2007. N 14. С. 12.

21 Кондаков Н.И. Логический словарь–справочник. М., 1975. С. 247. Цит. по: Ло-

парев Д.А. Указ. соч. С. 12.

15

следуемом материале. Следовательно, искусственная классификация (в ос-

нове которой, как правило, лежат несущественные признаки объекта)

должностных лиц  будет являться неэффективной. Так, например, для пра-

воприменителя не будет представлять особого интереса классификация

должностных лиц  по алфавиту.

Итак, можно выделить два направления классификации: 1) класси-

фикация, производимая в целях научного исследования и 2) проводимая

для практического  применения полученных результатов  в деятельности

правоохранительных  органов.22 Данные цели классификации взаимосвяза-

ны, т.к. научная  классификация может быть положена в основу законода-

тельства, которое, в свою очередь, непосредственно  влияет и на правопри-

менительную практику. Поэтому выделение целей классификации,

предложенное  М.В. Карасевой носит аналогичный  характер. Она пишет,

что 1) "в практической плоскости классификация обеспечивает научный

подход в выборе форм и методов правового регулирования, в построении

научного материала  и т.д."23; 2) классификация в законодательстве есть акт

теоретического  познания, она показывает, как отражаемое явление реали-

зует себя в  действительности, вскрывает его  сущность, отграничивает от

других объектов. Она позволяет обеспечить логичность и последователь-

ность научного поиска.24

Особое место  занимает классификация как особый метод познава-

тельной деятельности в правовой науке, т.к. «выступает инструментом

систематизации, позволяющим ориентироваться в  многообразии объектов

правовой сферы, является источником знаний о них»25.

22 Степанов В.Г. Общественно опасные последствия в уголовном праве: Дис. …

канд. юрид. наук. Самара, 2006. С. 79.

23 Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М., 2001. С. 254 Цит. по Лопа-

рев Д.А. Указ. соч. С. 12.

24 Чуманов В.Е. Классификация в российском законодательстве: Дис. ... канд.

юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 11.

25 Лопарев Д.А. Теоретические и методологические основы классификации обще-

ственно опасных  последствий // Российский следователь. 2007. N 14. С. 12.

16

Наконец, классификация  в уголовном законодательстве имеет  широ-

кое практическое значение. Важную роль играет классификация  для пра-

вопонимания.26

В современной  науке уголовного права выработаны следующие

принципы классификации: объективность, диалектический, исторический,

системный подходы, учет практики.

При проведении классификации необходимо также  учитывать зако-

ны формальной логики, которые применительно к  классификации выгля-

дят следующим  образом: 1) в одной и той же классификации необходимо

применять одно и то же основание; 2) основание деления  должно быть яс-

ным, четким; 3) члены  классификации должны взаимно исключать  друг

друга; 4) объем  членов классификации должен равняться  объему класси-

фицируемого явления; 5) подразделение на классы должно быть непре-

рывным.27

Перейдём, наконец, непосредственно к рассмотрению классифика-

ции должностных  лиц. В научной литературе представлены различные

Информация о работе Понятие должностного лица