Понятие должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2

Работа содержит 1 файл

7.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

России –  концентрирование на субъекте преступления.

Цель  и задачи работы. Целью настоящей работы является проведе-

ние исследования понятия «должностное лицо» с  двух сторон: как специ-

ального субъекта преступления и как потерпевшего. Достижение постав-

ленной цели осуществляется посредством решения  следующих задач:

- рассмотрение подходов, выработанных уголовно-правовой нау-

кой, к определению  понятия «должностное лицо»;

- установление признаков, в совокупности составляющих понятие

«должностного лица»;

- определение значения понятия «должностное лицо» в уголовном;

- проведение классификации должностных лиц на основе дейст-

вующего уголовного законодательства;

- анализ особенностей правового статуса должностного лица как

субъекта преступления и их влияния на основание и  пределы

уголовной ответственности  за преступления, совершаемые с ис-

пользованием  своих должностных полномочий;

7

- анализ особенностей правового статуса должностного лица как

потерпевшего  и их влияния на основание и  пределы уголовной

ответственности за различные преступления;

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав,

заключения и  списка использованной литературы. В  первой главе будут

рассмотрены вопросы, относящиеся к понятию «должностного  лица», его

признакам, видам  должностных лиц и значению понятия  «должностное

лицо» в уголовном  праве. Вторая глава посвящена рассмотрению должно-

стного лица как субъекта преступления. В третьей  главе должностное лицо

рассматривается в качестве потерпевшего.

8

Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО  ЛИЦА», ВИДЫ И

УГОЛОВНО-ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ  ЛИЦ

1. Понятие должностного  лица

Существование явления «должностное лицо» обусловливается  нали-

чием институциональных  структур в обществе, представляющих собой

структурированные группы людей. Действительно, существование  соци-

альных групп  предполагает наличие различных  социальных ролей в этих

группах. Наделение  человека определённой ролью, присвоение ему того

или иного социального  статуса, подразумевает осуществление  им конкрет-

ных функций.

Как известно, государство  представляет собой организацию  полити-

ческой власти конкретного общества.9 И в рамках государства, как и лю-

бой другой социальной системы, также существует распределение  ролей

образующих её элементов. В теории государства  и права данное явление

именуется «механизм  государства»: «государство… проявляет  себя только

как система, как  упорядоченная совокупность специальных  органов, кол-

лективов людей, осуществляющих управление делами общества…».10

Структура механизма  государства достаточно сложна, однако в ней можно

выделить несколько  основных элементов иерархии:

1. институциональные  структуры (например, государственные  орга-

ны, государственные  предприятия, учреждения и организации);

2. государственные  служащие;

3. организационные  и финансовые средства.11

9 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ,

2005. С. 52.

10 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. С. 88.

11 Матузов Н.И., Малько А.В. Там же. С. 88.

9

Несомненно, что  корни явления «должностное лицо»  следует искать

именно во втором элементе приведённой структуры.

На данном этапе  нашего исследования мы сознательно  отбрасываем

все иные, кроме  государства и местного самоуправления, институциональ-

ные структуры  общества, т.к. заранее знаем, что  для уголовного права ин-

терес представляют только должностные лица государства  и органов мест-

ного самоуправления.12

Такова социальная природа явления «должностного  лица».

Итак, на основе всего сказанного выше логично было бы предполо-

жить, что для  уяснения сущности этого явления  нам стоит обратиться к от-

расли административного  права.

Следует отметить, что здесь понятие «должностное лицо» не нашло

своего законодательного закрепления ни в Федеральном  законе от 5 июля

1995 года «Об  основах государственной службы  в Российской Федера-

ции», ни в новом  Федеральном законе от 27 июля 2004 года «О государст-

венной гражданской  службе Российской Федерации». Не содержится оп-

ределение этого  понятия и в Федеральном законе от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ

«О системе  государственной службы Российской Федерации». Более то-

го – понятие  «должностное лицо» не содержится в  Реестрах должностей

12 Так, например, организации также представляют собой определённые общест-

венные формирования. Они имеют собственную внутреннюю структуру, свои органы

управления, штат сотрудников, финансовые и организационные  средства. Порой даже

организации могут  играть значительную роль в обществе, оказывать серьёзное влияние

на его развитие. Но должностные лица в таких организациях имеют власть только в

пределах этих организаций, а потому не могут рассматриваться  как носители власти

государственной.

Однако советское  государство, основой которого являлась социалистическая эко-

номика, включало в число должностных лиц и  лиц, занимающих в «общественных  уч-

реждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные  с выполнением

организационно-распорядительных или административно-хозяйственных  обязанно-

стей» (примечание к ст. 170 УК РСФСР 1960 года). Это обусловлено  тем, что организа-

ции, учреждения и предприятия в СССР были не самостоятельными субъектами, а вхо-

дили в инфраструктуру государства.

Некоторое сходство с таким положением можно обнаружить и сегодня – в приме-

чании к ст. 285 УК РФ указаны должностные лица государственных  и муниципальных

учреждений, государственных  корпораций.

10

государственной службы, утверждаемых в соответствии с указанными за-

конами. При этом неверным является логичное, казалось бы, на первый

взгляд утверждение  о том, что под должностными лицами понимаются ли-

ца, занимающие соответствующие (государственные  или муниципальные)

должности.

Как отмечает И.В. Фирсов: «…бесспорного и общепризнанного  оп-

ределения как  этого понятия, так и существенных признаков должностного

лица в законодательных  актах не приводится».13

Так, в соответствии с Законом об основах государственной  службы,

граждане РФ, исполняющие в порядке, установленном  законом, обязанно-

сти по государственной должности государственной службы за денежное

вознаграждение, выплачиваемое за счёт средств федерального бюджета

или средств  бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации

являются государственными служащими.

В новом же ФЗ о системе государственной службы подобное обоб-

щающее понятие  отсутствует. Вместо этого в статье 10 даётся понятие Фе-

дерального государственного служащего и Государственного гражданско-

го служащего  субъекта Российской Федерации.

Тем не менее, приведённое  выше определение, несмотря на утрату

легального статуса, сохраняет свою познавательную ценность для понима-

нию сущности самого явления должностного лица.

Итак, наука административного  права делит государственных  слу-

жащих в зависимости  от характера полномочий, определяющих их роль в

осуществлении государственно-властных функций на три группы: долж-

ностные лица, оперативный  состав, вспомогательный состав.14

13 Фирсов И.В. К вопросу определения понятия «должностное лицо федерального

органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена  военная служба» //

Право в Вооруженных  Силах. 2007. N 6.

14 Алёхин А.П. Кармолицкий А.А. Административное право России: Учебник. –

М., 2006. С. 164.

11

Несомненной заслугой административного права как  науки является

разработанность универсального понятия должностного лица как субъекта

любых правоотношений, а не только специального термина, употребляе-

мого в целях  признания его специальным субъектом  правонарушений.

Под должностными лицами в административном праве понимают-

ся «государственные служащие, имеющие право совершать  в пределах

своей компетенции  властные действия, влекущие юридические  последст-

вия (например, издавать правовые акты управления, подписывать  денеж-

ные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним отно-

сятся также  служащие, которые не совершают таких  действий, но

руководят деятельностью  подчинённых им работников и уполномочены

предъявлять к  ним обязательные к исполнению требования…»15

Обратимся теперь к уголовно-правовому определению  должностного

лица. Здесь ситуацию с рассматриваемым явлением удачно охарактеризо-

вал Ю.Н. Старилов: «...весьма интересен и важен вопрос о понятии долж-

ностного лица – государственного чиновника, наделенного  государством

властными полномочиями и выполняющего именно публично-правовые

функции. Необходимо четко и конкретно сформулировать это понятие,

чтобы решить вопрос о возможности привлечения к  ответственности за

служебные правонарушения».16

В соответствии с примечанием 1 к ст. 285 УК РФ должностными

лицами  признаются лица, постоянно, временно или по специальному пол-

Информация о работе Понятие должностного лица