Понятие должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2

Работа содержит 1 файл

7.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

приобретение  гражданства РФ (ст. 292.1);

- халатность (ст. 293).

Должностные преступления, о которых указанные в главе 30 УК, по-

сягают на общественные отношения, содержание которых составляет нор-

мальная деятельность органов государственной и муниципальной  власти,

интересы государственной  службы и службы в органах местного само-

управления. Данные преступления могут совершаться  в различных сферах

функционирования  государственного аппарата. В связи  с этим родовой

32

объект указанных  преступлений можно определить как  совокупность об-

щественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную дея-

тельность органов  власти, иных государственных органов  и органов мест-

ного самоуправления.50

При этом преступления, предусмотренные в статьях главы 30 УК

РФ, являются общими по отношения к специальным нормам, устанавли-

вающим уголовную  ответственность за деяния, совершаемые  должност-

ными лицами против иных охраняемых уголовным правом отношений. Та-

ковыми являются:

- отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140)

- вмешательство в осуществление избирательной комиссией, ко-

миссией референдума  её полномочий, с целью повлиять на её

решения (ч. 3 ст. 141);

- воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстра-

ции, шествия, пикетирования  или участию в них (ст. 149);

- воспрепятствование законной предпринимательской или иной

деятельности (ст. 169);

- регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170);

- прекращение или ограничение подачи электрической энергии ли-

бо отключение от других источников жизнеобеспечения

(ст. 215.1).

Помимо этого, наличие у субъекта преступления статуса должност-

ного лица является квалифицирующим признаком, образующим состав

преступления  при отягчающих обстоятельствах  при контрабанде (п. «б»

ч. 3 ст. 188).

При анализе  пункта «м» ч. 1 статьи 63 УК РФ можно  установить, что

признак должностного лица может быть признан в качестве отягчающего

обстоятельства, когда преступление совершается  с использованием дове-

50 Наумов А.В. Указ. соч. Т. 3. С. 360.

33

рия, оказанного виновному в силу его служебного положения. Данное по-

ложение обусловлено  презумпцией авторитета власти и  её носителей –

должностных лиц. Такой статус может быть использован  при совершении

противозаконного  деяния, вследствие чего подрывается  авторитет власти.

Теперь вернёмся к дефиниции должностного лица.

Как уже отмечалось, определение понятия должностного лица даётся

в примечании 1 к  статье 285 УК РФ. Приведём его ещё  раз.

Должностное лицо – это лицо, постоянно, временно или по специ-

альному полномочию осуществляющие функции представителя  власти ли-

бо выполняющие  организационно-распорядительные, административно-

хозяйственные функции в государственных органах, органах местного са-

моуправления, государственных  и муниципальных учреждениях, государ-

ственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах  РФ, других войсках

и воинских формированиях  РФ.

Во-первых, не понятно, почему определение должностного лица

распространяется  только на должностные преступления («Должностными

лицами  в статьях настоящей  главы…», в работе приведено определение

без этой формулировки). Если это действительно так, то каким  же опреде-

лением должностного лица мы должны руководствоваться в  других главах

Уголовного кодекса? Думается, что это всего лишь ошибка законодателя,

что подтверждается многочисленными отсылками к  примечанию 1 статьи

285 УК при комментировании  положений иных норм уголовного  закона в

научной и учебной  литературе. Тем не менее такую  формулировку следует

исправить при  очередном внесении изменений в  закон на следующую:

«Должностными лицами в настоящем  Кодексе…».

Во-вторых, приведённое определение  требует дальнейшего  раскры-

тия содержащихся в нём  формулировок. На решение  в том числе  и этой за-

34

дачи  ориентировано Постановление  Пленума Верховного Суда РФ «О су-

дебной  практике по делам  о взяточничестве и коммерческом подкупе»51

В частности, в пункте 1 отмечается, что  выполнение перечисленных

функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет оп-

ределенные  функции, возложенные  на него законом (стажеры  органов ми-

лиции, прокуратуры и  др.), нормативным  актом, приказом или  распоряже-

нием  вышестоящего должностного лица либо правомочным  на то органом

или должностным лицом. Такие функции  могут осуществляться в течение

определенного времени или одноразово либо совмещаться  с основной ра-

ботой (народные и присяжные заседатели и др.).

Должностное лицо может обладать тремя видами функций: функции

представителя власти, организационно-распорядительные функции и ад-

министративно-хозяйственные  функции.

Понятие представителя власти дано непосредственно в Кодексе, в

примечании  к статье 318 – это  должностное лицо правоохранительного

или контролирующего  органа, а также  иное должностное  лицо, наделённое

в установленном законом  порядке распорядительными  полномочиями в

отношении лиц, не находящихся  от него в служебной  зависимости.

Данное  определение некорректно, т.к. содержит обратную отсылку к

определению должностного лица.52 Для разрешения этой неопределённо-

сти Пленум ВС РФ конкретизировал  понятие в пункте 2 своего Постанов-

ления: представители власти – лица, осуществляющие законодатель-

ную, исполнительную или  судебную власть, а  также работники

государственных, надзорных или  контролирующих органов, наделенных в

установленном законом порядке  распорядительными  полномочиями в от-

ношении лиц, не находящихся  от них в служебной  зависимости, либо пра-

51 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6 «О судебной практике по де-

лам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 года.

52 См.: Крапивенский С.Э. Общий курс философии: Учебник для студентов и ас-

пирантов  нефилософских специальностей. – Волгоград, 2006. С. 393, 395.

35

вом принимать решения, обязательные для  исполнения гражданами, а так-

же  организациями независимо от их ведомственной  подчиненности

пример, члены Совета Федерации, депутаты Государственной  Думы, депу-

таты  законодательных  органов государственной  власти субъектов  РФ,

члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов  РФ,

судьи федеральных судов  и мировые судьи, наделенные соответствующи-

ми  полномочиями работники  прокуратуры, налоговых, таможенных орга-

нов, органов МВД России и ФСБ России, состоящие  на государственной

службе  аудиторы, государственные  инспекторы и контролеры, военнослу-

жащие при выполнении возложенных  на них обязанностей по охране об-

щественного порядка, обеспечению  безопасности и иных функций, при

выполнении  которых военнослужащие наделяются распорядительными

полномочиями).

Как мы видим, перечень должностных  лиц примерный, и  правопри-

менитель  при решении конкретной задачи должен каждый раз устанавли-

вать, является ли лицо должностным  или нет. В качестве положительного

момента можно отметить то, что в Постановлении  приведены два  альтер-

нативных  признака должностного лица:

- наличие распорядительных полномочиями в отношении лиц, не

находящихся от него в служебной  зависимости;

- право принимать решения, обязательные для исполнения гражда-

нами  и организациями.

В пункте 3 Постановления  приведены определения  ещё двух функ-

ций, которыми может обладать должностное лицо:

организационно-распорядительные функции включают в себя, на-

пример, руководство коллективом, расстановку и  подбор кадров, органи-

зацию труда или службы подчиненных, поддержание  дисциплины, приме-

нение мер поощрения  и наложение дисциплинарных взысканий;

административно-хозяйственные  функции – это, в частности,

полномочия  по управлению и распоряжению имуществом и денежными

36

средствами, находящимися на балансе  и банковских счетах организаций и

учреждений, воинских частей и  подразделений, а  также совершение иных

действий: принятие решений  о начислении заработной платы, премий,

осуществление контроля за движением  материальных ценностей, опреде-

ление порядка их хранения и т.п.

Приведённые определения также  носят примерный  характер и кон-

кретизируются в судебной практике.

Помимо  указанных функций, при определении  должностного лица

значение  имеет место осуществления  им своих полномочий.

Так, под государственными органами понимаются следующие эле-

менты механизма государства:

1. Законодательные  органы

2. Органы исполнительной  власти;

3. Органы судебной  власти.

При анализе элементов  системы следует  учитывать, что Российская

Информация о работе Понятие должностного лица