Понятие должностного лица

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы. На современном этапе своего раз-
вития российское общество столкнулось с серьёзнейшей проблемой кор-
румпированности системы органов государственной власти и местного са-
моуправления. Данная проблема вызывает жаркие и неугасающие
дискуссии в самом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ..........................................................................................................2
Глава 1. ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА», ВИДЫ И УГОЛОВНО-
ПРАВОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ.........................................8
1. Понятие должностного лица ..........................................................................8
2. Виды должностных лиц ................................................................................14
3. Значение должностного лица в уголовном праве ......................................23
Глава 2. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ .....27
Глава 3. ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО КАК ПОТЕРПЕВШИЙ..........................46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................55
2

Работа содержит 1 файл

7.docx

— 99.01 Кб (Скачать)

подходы к решению  данного вопроса.

Н.П. Печников предлагает должностные лица поделить на две  кате-

гории специальных  субъектов:

1. лица, постоянно,  временно или по специальному  полномочию

осуществляющие  функции представителей власти;

2. лица, постоянно,  временно или по специальному  полномочию вы-

полняющие организационно-распорядительные или административно-

хозяйственные функции в государственных органах, органах местного са-

моуправления, государственных  и муниципальных учреждениях, а  также в

26 Чуманов В.Е. Указ. соч. С. 57.

27 Краснопеев С.В. Последствия преступления в уголовном праве России: Дис. ...

канд. юрид. наук. Кисловодск, 2003. С. 100.

17

Вооруженных Силах  Российской Федерации, других войсках  и воинских

формированиях Российской Федерации.28

Такая классификация  вытекает из самого примечания 1 к статье 285

и основана на различном  характере функций этих категорий  должностных

лиц. Если вторая группа наделена государством полномочиями для обес-

печения функционирования государственных органов, то представители

власти, согласно примечанию к статье 318 УК РФ, наделены распоряди-

тельными полномочиями в отношении лиц, которые не находятся  от них в

служебной зависимости, т.е. не подчинены им по службе.

При этом следует  учитывать, что одно и то же лицо может призна-

ваться должностным  вне зависимости от того, обладает оно одним из ука-

занных в законе полномочий или несколькими.29

На наш взгляд, приведённая классификация не совсем состоятельна,

т.к., во-первых, использует сразу несколько оснований  для разделения

(кроме характера  полномочий ещё временные рамки  и основания наделе-

ния полномочиями), а во-вторых, во второй группе приведены  сразу два

класса должностных  лиц. На основании этого мы предлагаем другую клас-

сификацию, основанную только на характере полномочий должностных

лиц:

1. представители  власти;

2. лица, выполняющие  организационно-распорядительные функции;

3. лица, выполняющие  административно-хозяйственные функции.

Далее в монографии Н.П. Печников говорит о том, что  квалифици-

рующим признаком  преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК явля-

ется личность субъекта преступления: деяние, указанное  в части первой

статьи должно быть совершено лицом, занимающим государственную

28 Печников Н.П. Должностные и служебные преступления: лекции к курсу / Н.П.

Печников. –  Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. С. 6.

29 Уголовное право России. Практический курс / [Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов,

Ю.Н. Анисимов и  др.] под обш. Ред. А.И. Бастрыкина; под  науч. Ред. А.В. Наумова. –

М., 2007. С. 655.

18

должность Российской Федерации, государственную должность  субъекта

Российской Федерации  или должность главы органа местного самоуправ-

ления.30

На основании  приведённой информации можно предложить и клас-

сификацию должностных  лиц по уровню власти (или отсутствия таковой).

При этом следует  обращать внимание на всё муниципальное  управление, а

не только глав органов местного самоуправления:

1. лица, занимающие  государственные должности Российской  Феде-

рации;

2. лица, занимающие  государственные должности субъектов  Россий-

ской Федерации;

3. лица, занимающие  должности в органах муниципального  само-

управления (или  муниципальные должности).

При этом неразрешённым  остаётся вопрос о месте должностных  лиц

государственных и муниципальных учреждений, а  также государственных

корпораций в  данной схеме. Здесь возможны два  варианта. Первый –

включение в  систему четвёртой группы, именуемой  например «иные

должностные лица»  или «должностные лица, не входящие в государствен-

ные органы и  органы местного самоуправления». Второй вариант не тре-

бует введения дополнительных категорий, т.к. должностные  лица государ-

ственных и  муниципальных учреждений, а также  государственных

корпораций уже  входят в систему: должностные лица государственных

корпораций, федеральных  государственных учреждений включаются в

первую категорию; государственных учреждений субъектов  РФ – во вто-

рую; должностные  лица муниципальных учреждений –  в третью.31

На наш взгляд второй вариант более состоятелен. Так, несмотря на

то, что эти  учреждения формально не являются государственными или му-

ниципальными  органами, они всё же интегрированы  в механизм государ-

30 Печников Н.П. Указ. соч. С. 6.

31 О классификация учреждений см. абзац первый пункта 2 статьи 120 ГК РФ.

19

ства. Такие учреждения, как правило, функционируют за счёт бюджетных

средств, а следовательно  являются проводником идей государства.

Кроме того Н.П. Печников приводит ещё два основания  для класси-

фикации, однако внимания на них не акцентирует. Позволим себе рас-

смотреть их подробнее.

В примечании 1 к  ст. 285 указаны возможные временные  рамки осу-

ществления должностным  лицом своих полномочий: постоянно  и времен-

но. Помимо этого  в п. 1 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от

10 февраля 2000 г. N 6 «О судебной практике по  делам о взяточничестве и

коммерческом  подкупе» при раскрытии понятия  «специального полномо-

чия» используются термины «определенное время», «одноразово», «со-

вмещение с  основной работой».32 Помимо _______этого ни законодатель, ни Пле-

нум никаких  разъяснений не дают. Не обращают внимание на это и

учёные. А между  тем, на наш взгляд, в формулировке «постоянно, времен-

но или по специальному полномочию» происходит смешение по двум кри-

териям: временным  рамкам осуществления должностным  лицом своих

полномочий и  основаниям наделения их такими полномочиями. Ведь в

дальнейшем в  указанном Постановлении Пленума  говорится, что специ-

альные полномочия возлагаются на должностное лицо «законом…, норма-

тивным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного

лица либо правомочным  на то органом или должностным  лицом». И сразу

же после этого  даётся временная характеристика полномочий: «такие

функции могут  осуществляться в течение определенного  времени или од-

норазово либо совмещаться с основной работой».

Итак, применительно  к временным рамкам можно говорить о том,

что должностное  лицо осуществляет свои полномочия:

1. постоянно  – т.е. когда заранее неизвестна  дата сложения полномо-

чий;

32 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 6 «О судебной практике по де-

лам о взяточничестве и коммерческом подкупе» от 10 февраля 2000 года.

20

2. временно (или  определённое время);

3. одноразово.

При этом возможно и совмещение полномочий должностного лица с

основной работой.

Можно говорить и об основаниях наделения должностного лица

полномочиями. Такими основаниями могут выступать:

1. закон;

2. нормативный  акт;

3. приказ или  распоряжение вышестоящего должностного  лица либо

правомочного  на то органа или должностного лица.

Можно провести классификацию должностных лиц  по ветвям вла-

сти:

1. должностные  лица органов законодательной  (представительной)

власти;

2. должностные  лица органов исполнительной  власти;

3. должностные  лица органов судебной власти.

Известно, что  несмотря на указание в п. 5 Постановления  Пленума о

том, что работники  государственных органов и органов  местного само-

управления, государственных  и муниципальных учреждений, исполняю-

щие в них  профессиональные или технические  обязанности, которые не

относятся к  организационно-распорядительным или  административно-

хозяйственным функциям, не являются субъектами получения  взятки, в

судебной практике они всё же признавались таковыми. Исходя из этого,

можно выделить следующие категории должностных  лиц:

1. должностные  лица, признаваемые таковыми законодателем  и чьи

признаки закреплены в законе;

2. лица, хотя  и не указанные в уголовном  законе в качестве должно-

стных, но признаваемые таковыми в судебной практике.

Наконец хотелось бы привести ещё одну классификацию. А.Е. Голу-

бенко указывает  на то, что существует классификация  должностных лиц на

21

международном уровне.33 В качестве примера он приводит Конвенцию Со-

вета Европы от 27 января 1999 года «Об уголовной  ответственности за

коррупцию».34 Особенностью данной классификации является то, что она

включает не только национальных должностных лиц, но и иностранных

должностных лиц, а также должностных лиц международных  организаций.

И если по УК РФ до недавнего времени должностным  лицом мог быть

лишь гражданин  РФ (в силу требований, предъявляемых  законом к госу-

дарственным и  муниципальным служащим), то согласно международным

договорам государствам-участникам предложено криминализировать в

нормах национального  уголовного права ряд деяний, совершаемых  «нена-

циональными»  должностными лицами.

Итак, согласно этой классификации, где критериями выступают

принцип гражданства (или членства в международной  организации) и ха-

рактера выполняемых  функций, можно выделить следующие  категории

Информация о работе Понятие должностного лица