Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.

Работа содержит 1 файл

Административка к.р.посл.версия.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

     Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

     Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документов об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

     Общеобразовательное учреждение с момента государственной  аккредитации приобретает также  право на включение в схему  централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом, а дошкольное образовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей - право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.

       Государственная аккредитация проводится:

     Минобразованием России - образовательных учреждений, подчиненных Министерству, за исключением учреждений начального профессионального образования; других образовательных учреждений, финансируемых из федерального бюджета и не находящихся в ведении федеральных ведомственных государственных органов управления образованием;

ведомственными  государственными органами управления образованием - образовательных учреждений, находящихся в ведении этих органов;

     государственными  органами управления образованием субъектов  Российской Федерации - других образовательных учреждений, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации.

     Для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения государственный (ведомственный государственный) орган  управления образованием создает постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения.

     При проведении государственной аккредитации учреждений начального профессионального образования, подчиненных Минобразованию России, в состав аккредитационной комиссии (коллегии), как правило, включается представитель Минобразования России.

     Порядок работы аккредитационной комиссии (коллегии) регламентируется положением, утверждаемым государственным (ведомственным государственным) органом управления образованием.

     Предметом и содержанием деятельности аккредитационной комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним.

     Свидетельство о государственной аккредитации или уведомление об отказе в государственной  аккредитации с указанием причин отказа выдается (высылается) образовательному учреждению в 2-недельный срок после принятия соответствующего решения.

     Российским  законодательством установлены  принципы (то есть общие, основополагающие начала), которыми государство обязано руководствоваться при формировании и реализации своей образовательной политики, в том числе и при формировании законодательства в области образования.

     Принципы  намечают основные направления развития образования и образовательного законодательства, с их помощью устраняются  различного рода противоречия, коллизии, они помогают устранять пробелы нормативного регулирования. Принципы активно используются в практике правоприменения - судами, органами управления образованием, иными правоприменителями.

     1. Гуманистический характер образования,  приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

     2. Единство федерального культурного  и образовательного пространства; защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

     3. Общедоступность образования, адаптивность  системы образования к уровням  и особенностям развития и  подготовки обучающихся, воспитанников.

     4. Светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях.

     5. Свобода и плюрализм в образовании.

     Образование в демократическом обществе должно быть свободным, обеспечивающим плюрализм  мнений, взглядов и убеждений. В противном случае невозможно воспитать подлинно свободную и независимую личность, гарантировать многие конституционные права и свободы (свобода мнений, творчества и т.д.).

     6. Демократический, государственно-общественный  характер управления образованием; автономность образовательных учреждений.

     Демократизм управления образованием предполагает выборность органов управления (например, избрание ректора, деканов факультетов, заведующих кафедрами в высших учебных  заведениях), коллегиальный характер управления (педагогический совет, ученый совет и т.д.), представительство в органах управления образованием обучающихся, представителей общественных организаций и т.д., публичность и гласность при принятии управленческих решений, создание системы эффективного контроля и т.д.

     Важен и принцип непрерывного образования, преемственность различных его  ступеней, возможность не только продолжения, но и смены типа образования. Особенно важна непрерывность подготовки инженеров, медиков, работников творческих профессий. Ни одно, даже самое блестящее, базовое образование через пять-семь лет не в состоянии будет обеспечить успех в профессиональной деятельности. Сегодня на 60% предприятий сотрудников доучивают или обучают заново. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.Составьте схему управления образовательного учреждения, в 
котором вы обучаетесь.

     Организационная структура Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова:

Управление  университетом 

Конференция научно-педагогических

работников, представителей других

категорий работников и обучающихся 

Ученый совет 

Ректор университета 

Проректор по учебной работе (учебно-

организационной) 

Проректор по учебной работе (учебно-

методической) 

Проректор по научной работе 

Проректор по социальным вопросам и

воспитательной  работе 

Проректор по инновационному

развитию 

Проректор по административной работе 

Проректор по финансово-

экономической деятельности 

Помощник ректора по безопасности 

Инженер по охране труда

Подразделения, подчиняющиеся непосредственно ректору

1.Спецотдел

2.Мобилизационный отдел

3.Управление бухгалтерского учета и контроля

- Касса

- Материальный отдел

- Отдел налогового учета и отчетности

-Отдел по учету внебюджетных средств

- Расчетный отдел

4.Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям

5.Служба охраны

6.Военная кафедра

     2.Схематично  определите порядок  действий образовательного 
учреждения, чтобы результатом стало правомочие выдавать диплом 
установленного государством образца.

     Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документов об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации. 

Получение положительного заключения аттестационной комиссии.

  
 

Получение государственной аккредитации 

  

Орган управления образованием создает аккредитационную комиссию, которая проводит аккредитацию и принимает решение по ее итогам. 

     3.Раскройте  содержание компетенции  образовательного  учреждения.

     К компетенции образовательного учреждения относятся:

1) материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств;

2) привлечение  для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита;

3) предоставление  учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;

4) подбор, прием на работу и расстановка  кадров, ответственность за уровень  их квалификации;

5) использование  и совершенствование методик  образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные  образовательные технологии при  всех формах получения образования  в порядке, установленном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием;

6) разработка  и утверждение компонента образовательного  учреждения государственного образовательного  стандарта общего образования,  образовательных программ и учебных планов;

7) разработка  и утверждение рабочих программ  учебных курсов и дисциплин;

8) разработка  и утверждение по согласованию  с органами местного самоуправления  годовых календарных учебных  графиков;

9) установление  структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;

Информация о работе Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации