Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.

Работа содержит 1 файл

Административка к.р.посл.версия.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

- положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

- положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

- федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, образовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам; номенклатуру должностей научных работников;

- о порядке приема всех категорий обучающихся, порядке перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

- о порядке установления контрольных цифр приема граждан, обучавшихся за счет средств федерального бюджета;

- о порядке передачи на усыновление (удочерение) гражданам детей, являющихся гражданами РФ, а также нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности министерства и подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств.

     Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов Российской Федерации, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе создаваемые в рамках международного научно-технического сотрудничества. Положение о Службе утверждено Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.

     Ежегодно  в России оформляется 30 тыс. охранных документов на изобретения, что характеризует  объем работы, выполняемой Роспатентом.

     Федеральная служба по надзору в сфере образования  и науки (Рособрнадзор), согласно Положению о ней, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

     Служба  осуществляет контроль и надзор:

     за  исполнением законодательства РФ в  области образования, науки, научно-технической деятельности, молодежной политики, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

     за  качеством образования в образовательных  учреждениях и подготовки выпускников  образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

     за  деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций  по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций.

Служба  осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов.

     Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через подведомственные ему организации. Положение об Агентстве утверждено Постановлением Правительства от 16 июня 2004 г.

     Федеральное агентство по образованию (Рособразование) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг  в сфере образования, воспитания, молодежной политики и развития общедоступных образовательных ресурсов. Свою деятельность Агентство осуществляет непосредственно и через подведомственные ему организации. Положение о нем утверждено Постановлением Правительства от 17 июня 2004 г.

     Агентство, в частности, организует повышение  квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования  и государственных научных организаций; осуществляет определение для образовательных учреждений, находящихся в его ведении, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, а также квот по целевому приему; размещение на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственного задания по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием; открытие аспирантур и докторантур.

     Типовое положение о стипендиальном обеспечении  и других формах материальной поддержки  студентов государственных и  муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов утверждено Постановлением Правительства от 27 июня 2001 г. (с изменениями от 6 ноября 2006 г.)

     Кроме рассмотренных выше федеральных  органов исполнительной власти, в Российской Федерации действуют федеральные ведомственные органы управления образованием, которые управляют подведомственными им образовательными учреждениями по профилю соответствующих отраслей или сфер управления (например, в министерстве обороны, внутренних дел, здравоохранения и социального развития, сельского хозяйства). Сюда относятся различные подразделения соответствующих ведомств (главные управления, отделы и др.). Они могут быть специализированными и управлять подведомственными образовательными учреждениями либо осуществлять такие функции наряду с другими функциями. 

     3.Государственный контроль в области образования. Лицензирование образовательной деятельности. Аттестация и аккредитация 
образовательного учреждения. Принципы государственной политики 
в области образования.

     Государственный контроль в области образования  осуществляется деятельности выше указанными органами, а также посредством  таких процедур как лицензировнаие, аттестация и аккредитация.

     В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", разработано Положение о лицензировании образовательной деятельности, которое  устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности по программам дошкольного, общего (начального, основного, среднего (полного)) образования, дополнительного образования детей, профессиональной подготовки, профессионального (начального, среднего, высшего, послевузовского, дополнительного) образования, в том числе военного профессионального образования, осуществляемой образовательными учреждениями (организациями), научными организациями и ведущими профессиональную подготовку образовательными подразделениями организаций (далее именуются - соискатели лицензии).

     Не  подлежит лицензированию:

     а) образовательная деятельность в  форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией  и выдачей документов об образовании  и (или) квалификации;

     б)индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, в том числе в области профессиональной подготовки.

  Лицензирование образовательной деятельности осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством соответствующими полномочиями (далее именуются - лицензирующие органы).

     В лицензии указываются:

а) наименование лицензирующего органа, выдавшего лицензию;

б) регистрационный номер лицензии и дата принятия решения о ее выдаче;

в) наименование и место нахождения лицензиата;

г) идентификационный  номер налогоплательщика;

д) срок действия лицензии.

Решение о выдаче лицензии принимается лицензирующим  органом на основании заключения экспертной комиссии и оформляется соответствующим документом.

     Лицензия  выдается не менее чем на 3 года. По заявлению соискателя лицензии она  может быть выдана на меньший срок.

     Лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии полностью или в части осуществления образовательной деятельности по отдельным образовательным программам, указанным в приложении к лицензии.

     Основными мероприятиями, направленными на обеспечение  надлежащего качества образовательных  услуг, являются аттестация и аккредитация образовательных учреждений, также есть еще одна форма осуществления государственного контроля за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях: государственной аттестационной службе предоставлено право направлять образовательному учреждению рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта.

     Аттестация является основной формой государственно - общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.

     Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников  образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям  государственных образовательных стандартов.

     Условием  аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем  половины его выпускников в течение  трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

     Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

     Первая  аттестация вновь создаваемых образовательных  учреждений начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования может проводиться  поэтапно по ступеням образования - начальное  общее, основное общее, среднее (полное) общее.

     Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

     Аттестация  проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

  До создания государственной аттестационной службы аттестация проводится:

     Минобразованием России - образовательных учреждений, подчиненных Министерству, за исключением  учреждений начального профессионального  образования, а также российских образовательных учреждений, находящихся за пределами Российской Федерации;

     государственными  органами управления образованием субъектов  Российской Федерации либо по их поручению  или доверенности органами местного самоуправления, либо государственными аттестационными службами субъектов Российской Федерации - учреждений начального профессионального образования и других образовательных учреждений всех типов и видов, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации.

     Затраты на проведение аттестации оплачиваются образовательным учреждением.

     Для аттестации образовательного учреждения решением органа (службы), проводящего  аттестацию, создается аттестационная комиссия.

     В состав аттестационной комиссии, как  правило, включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, методических служб, профессиональных общественных организаций и объединений, кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом образовательном учреждении.

Информация о работе Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации