Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, который сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней, образовательных стандартов.

Работа содержит 1 файл

Административка к.р.посл.версия.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

10) установление  заработной платы работников  образовательного учреждения, в  том числе надбавок и доплат  к должностным окладам, порядка  и размеров их премирования;

11)разработка  и принятие устава коллективом  образовательного учреждения для  внесения его на утверждение;

12) разработка  и принятие правил внутреннего  распорядка образовательного учреждения, иных локальных актов;

13) самостоятельное  формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и настоящим Законом;

14) самостоятельное  осуществление образовательного  процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации;

15)осуществление  текущего контроля успеваемости  и промежуточной аттестации обучающихся  образовательного учреждения в  соответствии со своим уставом и требованиями настоящего Закона;

16)обеспечение  в образовательном учреждении  интернатного типа условий содержания  воспитанников не ниже нормативных;

17)создание  в образовательном учреждении  необходимых условий для работы  подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

18) содействие  деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

19) координация  в образовательном учреждении  деятельности общественных (в том  числе детских и молодежных) организаций  (объединений), не запрещенной законом;

20) осуществление  иной деятельности, не запрещенной  законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;

21) выбор  учебников из утвержденных федеральных  перечней учебников, рекомендованных  (допущенных) к использованию в  образовательном процессе.

     4.Каков  порядок приема  в государственное  образовательное учреждение высшего профессионального образования (вуз), отличается 
ли от него порядок приема в частное высшее учебное заведение? Если есть в вашем городе частное высшее учебное заведение, ознакомьтесь с порядком приема в него.

     Любой образовательный процесс инициируется приемом поступающего в образовательное учреждение. С момента приема или зачисления в образовательное учреждение поступающий (применительно к вузу - абитуриент) становится участником образовательного процесса и обретает правовой статус обучающегося.

     Порядок приема в образовательные учреждения России регламентирован действующим  законодательством об образовании (прежде всего, Законом об образовании  и Федеральным законом о высшем образовании) и локальными нормативными актами соответствующего образовательного учреждения. При этом нормы локальных актов, устанавливающие порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения, не могут регулировать вопросы, которые уже урегулированы в Законе об образовании и других актах законодательства.

     Таким образом, применительно к государственным  и муниципальным образовательным  учреждениям, закрепляется принцип "остаточной компетенции учредителя".

     Законодательство  об образовании в большинстве  случаев регулирует порядок приема обучающихся в государственные образовательные учреждения, которые составляют львиную долю от общего числа образовательных учреждений России. Тем не менее существуют и частные образовательные учреждения и учреждения различных общественных и религиозных организаций, применительно к которым все типовые положения об образовательных учреждениях носят рекомендательный характер. Следовательно, при определении порядка приема в данные образовательные учреждения первостепенное значение имеют нормы локальных нормативных актов.

     На  учредителей государственных и  муниципальных образовательных  учреждений, реализующих общедоступные  образовательные программы, возлагается  обязанность организовать и обеспечить прием всех граждан России (если учредителем является федеральный  орган государственной власти) либо всех граждан, проживающих на территории субъекта Российской Федерации (если учредитель - орган государственной власти субъекта Российской Федерации) либо только тех граждан, которые проживают на территории муниципального образования (когда учредитель - орган местного самоуправления).

     Из  сказанного можно сделать вывод, что в России согласно Закону об образовании существуют следующие  общие ограничения на прием в  государственные и муниципальные  образовательные учреждения, реализующие  общедоступные образовательные программы бесплатно для обучающихся:

- по  признаку гражданства (заведомо  незаконное в силу прямого  действия и верховенства Конституции  России, фактически не действует  еще и по нижеизложенной причине);

- по  территории проживания поступающего, которая определяется территорией распространения публичной власти учредителя.

Прием граждан в государственные образовательные  учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального  и послевузовского профессионального образования проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

     Вне конкурса при условии успешной сдачи  вступительных экзаменов в государственные  образовательные учреждения среднего профессионального и высшего  профессионального образования  принимаются:

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях;

- граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя-инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;

- граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий.

     Преимущественным  правом на поступление в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования пользуются граждане, уволенные с военной службы.

     Победители  и призеры заключительного этапа  Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, принимаются без вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады.

     5. С какого момента  у образовательного  учреждения возникает 
право на ведение образовательной деятельности? Какие документы 
следует подготовить для получения такого права?

     Для получения государственной аккредитации, которая является необходимым  условием осуществления образовательного процесса, образовательное учреждение представляет в государственный орган управления образованием следующие документы:

- заявление;

- копию заключения аттестационной комиссии;

- копию приказа о признании образовательного учреждения аттестованным;

- копию лицензии на право ведения образовательной деятельности;

- сведения об образовательном учреждении в соответствии с показателями государственной аккредитации.

     6.Каким критериям должно отвечать образовательное учреждение для получения государственной аккредитации?

         Образовательное учреждение должно  обладать следующими показателями:

 а)  уровень реализуемых образовательных  программ - на основании заключения  аттестационной комиссии;

б) направленность реализуемых образовательных программ - на основании анализа структуры  учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин;

в) структуру  классов (гимназические, с углубленным  изучением ряда предметов и т.п.);

г) качество подготовки выпускников - на основе заключения аттестационной комиссии;

д) кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно - педагогических, руководящих работников - при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;

е) информационно - техническое оснащение образовательного процесса - при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;

ж) медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса - при установлении видов дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа.

     7.Какие документы о соответствующем образовании выдаются 
лицам, окончившим учебное заведение? Каковы особенности присуждения ученых степеней и ученых званий?

     Образовательное учреждение в соответствии с лицензией  выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

     Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию, по совокупности научных работ), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.

  Документ государственного образца о соответствующем уровне образования является необходимым условием для продолжения обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

     В Российской Федерации устанавливаются следующие ученые степени и ученые звания для научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации:

- ученая  степень доктора наук по отрасли  науки согласно номенклатуре  специальностей научных работников;

- ученая  степень кандидата наук по  отрасли науки согласно номенклатуре  специальностей научных работников;

- ученое  звание профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

- ученое  звание доцента по специальности  согласно номенклатуре специальностей  научных работников;

- ученое  звание профессора по кафедре  образовательного учреждения высшего  профессионального и дополнительного профессионального образования;

- ученое  звание доцента по кафедре  образовательного учреждения высшего  профессионального и дополнительного  профессионального образования.

     Ученые  звания профессора по кафедре и доцента  по кафедре присваиваются Минобразованием России научно-педагогическим работникам, обладающим высоким педагогическим мастерством, имеющим глубокие профессиональные знания и научные достижения, ведущим педагогическую работу в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (далее именуются - высшие учебные заведения) и образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, имеющих государственную аккредитацию, а также на кафедрах Российской академии наук и имеющих государственный статус отраслевых академий наук, осуществляющих подготовку аспирантов и соискателей, включая прием кандидатских экзаменов, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности (в сфере послевузовского профессионального образования), по аттестационным документам, представленным учеными советами этих учреждений.

Информация о работе Понятие и основы организации системы образования в Российской Федерации