Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Так как мы являемся гражданами Российской Федерации, нас в первую очередь должны интересовать ответы на данные вопросы, данная тема должна быть одной из самых актуальных в настоящий момент. И ответы на данные вопросы также являются целью данной работы.
Следовательно, можно выделить следующие задачи данной работы:
Определить историю возникновения правового государства;
Дать понятие правового государства, выделить принципы и предпосылки возникновения правового государства;
Выделить признаки правового государства в России и проблемы формирования.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Развитие учения о правовом государстве. 5
1.1. Античность 5
1.2. Средневековье 7
1.3. Новое время 8
Глава 2. Понятие, принципы и условия возникновения (формирования) правового государства. 11
2.1. Понятие правового государства. 11
2.2. Принципы правового государства. 12
2.3. Условия возникновения правового государства. 20
Глава 3. Правовое государство в Российской Федерации и проблемы его формирования. 23
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 61.84 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство  по образованию

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра правоведения

 

 

 

Студентка 1707 группы      Хаева Полина Сергеевна

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Правовое государство.

 

 

 

 

 

Научный руководитель

доктор философских наук, профессор Карпович Валентин Никонович

 

 

 

 

Новосибирск, 2012

Содержание.

 

Содержание. 2

Введение. 3

Глава 1. Развитие учения о правовом государстве. 5

1.1. Античность 5

1.2. Средневековье 7

1.3. Новое время 8

Глава 2. Понятие, принципы и условия возникновения  (формирования) правового государства. 11

2.1. Понятие правового государства. 11

2.2. Принципы правового государства. 12

2.3. Условия  возникновения правового государства. 20

Глава 3. Правовое государство в Российской Федерации  и проблемы его формирования. 23

Заключение. 29

Список используемой литературы. 30

 

 

Введение.

 

В современном мире, вопрос, касающийся правового государства, является одним из важных и актуальных. Множество стран мира провозглашают себя правовыми государствами.

Чтобы понять является ли государство  правовым, или наоборот деспотическим, тоталитарным, необходимо различать  и понимать принципы организации  власти в данном государстве и предпосылки возникновения правовой государственности в стране. А в первую очередь необходимо понимать само понятие «правое государство».

Понимание принципов правового  государства, их выделение вырабатывалось веками различными философами от времён античности до наших дней. Впоследствии сложилось и само понятие и  понимание правового государства, которым пользуются последователи  теории правовой государственности  и в наше время.

Одна из целей данной работы является показать то, как формировалось понятие правового государства и его основные принципы. От начального обожествления верховенства закона до настоящих принципов законности, разделения властей и т.д. И, следовательно, получение действующего понятия «правое государство».

Другая цель: показать основное определение правового государства. Принципы и предпосылки формирования правового государства.

По основному закону Российской Федерации,  Россия провозглашает  себя правовым государством. Так ли это? Какие признаки организации  власти, обеспечения прав и свобод доказывают данное положение? Какие  проблемы встают перед тем, чтобы  по факту Россия считалась и признавалась правовым государством?

Так как мы являемся гражданами Российской Федерации, нас в первую очередь должны интересовать ответы на данные вопросы, данная тема должна быть одной из самых актуальных в настоящий момент. И ответы на данные вопросы также являются целью данной работы.  

Следовательно, можно выделить следующие задачи данной работы:

    • Определить историю возникновения правового государства;
    • Дать понятие правового государства, выделить принципы и предпосылки возникновения правового государства;
    • Выделить признаки правового государства в России и проблемы формирования.

 

Глава 1. Развитие учения о правовом государстве.

 

Понятие «правовое государство», или говоря языком английской юридической  литературы «правление права», появилось  в 19 веке в научных работах К.Т. Велькера, Р.Г. Гнайста, Р. фон Моля и др. Но первоначально большое влияние на развитие идеи правового государства оказали философы Древней Греции и Древнего Рима.

    1. Античность

Так в Древней Греции основополагающей ценностью являлась свобода и  справедливость. Основная  идея необходимости  соответствия действий власти требованиям  справедливости нашла отражение  в образе богини правосудия Фемиды, которая олицетворяет единение силы и права и справедливость правопорядка, в равной мере обязательного для  всех. К справедливости, праву и  закону древние греки относились как к божественному установлению.

Большое значение господству законов в политике придавали  «семь мудрецов» Древней Греции. К ним относились Биант, Хилон, Питтак, Солон и другие, которые являлись законодателями и правителями. Они  большое внимание уделяли важности законов в устройстве государства  и налаживании в нём нормальной жизни с помощью них. Кроме  того, отличительная черта благоустроенного полиса по их мнению -  это соблюдение законов. Одним из самых популярных был великий реформатор Солон. Он провёл законодательные реформы, которые, по словам Аристотеля, привели к формированию демократии в Афинах. Солон провёл свои реформы с помощью «власти закона», соединив официальную государственную силу с правом.

Для древних греков справедливость, право и закон считались божественными  установлениями. И это выражалось в учениях древнегреческих философов  таких как: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Полибий и другие. Они все настаивали на верховенстве закона и справедливости в государстве.

Так в работе Платона «Законы», можно увидеть, как он противопоставляет два государства. В одном государстве царит произвол правителей, а в другом деятельностью правителей управляют законы. Для Платона государство, где законы стоят над всеми, являлось идеальным. Он говорил: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».1

Для Аристотеля закон –  это «уравновешенный разум». Согласно словам Аристотеля он должен соответствовать политической справедливости и праву. «Понятие справедливости, – отмечает Аристотель, - связано с представлением о государстве, так как право, служащее критерием справедливости, является регулирующей нормой политического общения»

В соответствии с учением  Полибия, у каждого государства  есть два основных начала: обычаи и  законы. Полибий восхваляет «добрые  обычаи и законы», которые вносят «благонравие и умеренность в  частную жизнь людей, в государстве  же водворяют краткость и справедливость».

Кроме того, большой вклад в развитие человеческого подхода к политике и праву в V-IV вв. до н.э. внесли софисты (Протагор, Гиппий и др.). Они большое внимание стали уделять роли отдельного индивида в политической жизни, его естественным правам, социальной трактовке власти и закона как формам выражения интересов различных групп и слоёв общества. Одним из знаменитых и многозначащих софистов был Протагор. По его мнению, закон – это почитаемое всеми гражданами средство воспитания, устанавливающийся с их согласия. Известное положение Протагора «Мера всех вещей - человек» показывает, что человек встаёт в центр политико-правовой жизни.

Мыслители и философы Древней  Греции дали существенный толчок к  развитию учения о правовом государстве. Это является доказательством того, что они оказали заметное влияние на последующих авторов теории правового государства.

Так же идеи единения права  и справедливости, верховенства законов видны в учениях древнеримских философов.

Один из самых известных  – Марк Тулий Цицерон. На его взгляды  большое влияние оказали учения Платона, Аристотеля и Полибия. Но он также выработал ряд оригинальных положений в области теории государства  и права. Государство, согласно трактовке  Цицерона, представляет собой согласованное  правовое общение свободных членов государства, определённое правовое образование. У данного понятия государства  много последователей, сторонников  современной идеи о «правовом  государстве». Также как и у  античных мыслителей Древней Греции, государство и закон, согласно учению Цицерона, носят божественный характер. Закон – это ум, функция которого заключается в том, чтобы указывать  правильное поведение и запрещать  неправильные действия. Справедливость основана на законе, являющимся истинным разумом, применимым к разрешающим  и запрещающим актам.

    1. Средневековье

Достаточно большую, связующую  роль между учениями античности и  Нового времени сыграли средневековые  политико-правовые воззрения в плане  теоретической подготовки основ  для последующих учений о правовом государстве. Особенно знаменитыми  были такие мыслители средневековья  как Фома Аквинский и Марсилий Падуанский.

Фома Аквинский продолжал  развивать идеи античных авторов  о естественных правах человека и  единения права и справедливости. В соответствии с его учениями государство является выражением общего блага, оно призвано обеспечить достойные условия существования людей. В связи с этим власть тех, кто стоит во главе государства, зависит от закона и не должна выходить за рамки этого закона. Кроме того право, согласно его учениям, есть сфера правды и справедливости.  

Но наиболее правовые принципы в своих учениях отстаивал Марсилий Падуанский. Источник любой власти (светской или духовной) – народ. Он носитель суверенитета и является верховным законодателем. Народ назначает и смещает всех правителей (светских и духовных). 

    1. Новое время

Во время перехода от феодализма к капитализму поменялось соотношение  социально-классовых сил, стали развиваться  новые сферы общественной жизни, следовательно, понадобилась более  совершенная организация власти. Она должна была отличаться от той, при которой власть монополизируется в одних руках. Можно говорить о новом юридическом мировоззрении, возникшем в то время, оно требовало  утверждения новых представлений  об устройстве государства, политической власти, о правах и свободах человека.  Это выражалось в учениях ведущих  философов нового и новейшего  времени. К ним относились Джон Локк, Ш.Л.Монтескьё, Т.Джефферсон, Т.Пейн, Дж. Адамс, И.Кант, Гегель, и другие.  Они  более обстоятельно, чем их предшественники  развили идеи взаимосвязи государства  и права.

   Дж. Локк придерживался тому, что источником власти является народ, от него исходит инициатива возведения и свержения государя с престола, создания различных законов. В его идее о государстве осуществляется разделение властей на исполнительную (включена судебная), законодательную и федеративную (внешнюю исполнительную власть). Данные ветви власти не имеют права выходить за рамки существующего закона. Также закон выступает инструментом сохранения и расширения свобод личности.

Как известно, современная теория разделения властей была разработана Монтескьё. В каждом государстве он различал три ветви власти – законодательную, исполнительную и судебную, при этом каждая должна обладать такими правомочиями, чтобы могла сдерживать другую от произвола. "Если, — замечает он в сочинении "О духе законов", - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы ей будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц".2

Идеи этих двух мыслителей о разделении властей оказали  большое влияние на развитие теории о правовом государстве.

«Государство – это  объединение множества людей, подчинённых  правовым законам», - говорил Кант. Так  для него идеальным государство  является правовое, в котором режим  и устройство соответствуют праву, и где главенствующую роль занимает закон. В этом государстве между  властью и народом установлены  взаимные права и обязанности.

Обожествлением правового  государства занимался и Гегель. Государство – высшее право, или вся система права, которая «есть царство осуществления свободы». Его конструкция правового государства направлена против всех внеправовых форм применения силы со стороны частных лиц и государственных властей, таких как произвол, бесправие и т.д. Он также был сторонником разделения властей, в этом он видел «гарантию публичной свободы». 

Великие мыслители Западной Европы внесли неоценимый вклад в  развитие понятия и теории о правовом государстве. Они оттачивали различные  элементы этой теории опираясь на требования того времени, опыт прошлых мыслителей. Большинство из них придерживались тому, что правовое государство, это  такое образование, где закон стоит во главе правителей и населения, а оно в свою очередь является источником власти, где есть разделение властей, и каждая власть независима друг от друга. Но также большой вклад в развитие теории о правовом государстве внесли представители русской правовой мысли. Идеи господства права, правового государства были развиты в трудах русских либералов. К ним относятся Екатерина II, М.М.Сперанский, А.Н.Радищев, Д.И, Писарёв, А.И. Герцен, Н.Г.Чернышевский и другие. Так Сперанский, основываясь на учениях о естественных правах человека, разработал первый проект политического устройства России, по которому предусматривалось разделение властей.

История становления понятия  «правового государства» очень длинная, фактически она началась ещё до нашей  эры. Уже в то время люди понимали необходимость верховенства закона и последствия, если оно не устанавливалось: хаос, произвол властей и т.д. А  впоследствии, в течение определённого времени, данное понятие развивалось различными мыслителями, которые впоследствии дали понятие правовому государству, какие принципы должны стоять в первую очередь в организации правового государства и какие предпосылки должны возникнуть для его появления.

 

Глава 2. Понятие, принципы и условия возникновения  (формирования) правового государства.

2.1. Понятие правового государства.

К настоящему времени не существует общепризнанного понимания  понятия «правовое государство». Это объясняется наличием различных  факторов, таких как: различные демократические, политические и правовые традиции, различия в правопонимании и осмыслении права, особенности исторического и культурного развития народов, своеобразие политических и правовых систем и т.д.. Но в общем можно сказать, что цель правового государства оградить человека от узурпации власти, государственного террора. Оно призвано гарантировать максимальное обеспечение и защиту свободы, безопасности и достоинства личности и гражданина. В таком государстве существует взаимная ответственность государства и гражданина. Закон занимает авторитетное положение, и он строго соблюдается всеми государственными органами, организациями, гражданами.

Информация о работе Правовое государство