Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Так как мы являемся гражданами Российской Федерации, нас в первую очередь должны интересовать ответы на данные вопросы, данная тема должна быть одной из самых актуальных в настоящий момент. И ответы на данные вопросы также являются целью данной работы.
Следовательно, можно выделить следующие задачи данной работы:
Определить историю возникновения правового государства;
Дать понятие правового государства, выделить принципы и предпосылки возникновения правового государства;
Выделить признаки правового государства в России и проблемы формирования.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Развитие учения о правовом государстве. 5
1.1. Античность 5
1.2. Средневековье 7
1.3. Новое время 8
Глава 2. Понятие, принципы и условия возникновения (формирования) правового государства. 11
2.1. Понятие правового государства. 11
2.2. Принципы правового государства. 12
2.3. Условия возникновения правового государства. 20
Глава 3. Правовое государство в Российской Федерации и проблемы его формирования. 23
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 61.84 Кб (Скачать)

Постепенно достаточно долгое время формировалось понятие  правового государства. Возникали  новые государственно-правовые институты, которые предполагали признание  за индивидом общезначимых, неотчуждаемых  прав. С их развитием возникает  проблема взаимодействия власти и личности.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что понятие правового  государства предполагает высокий  уровень развитости права и государственности, правопонимания и законопослушности  обоих сторон (государства и гражданина). Итак, правовое государство – государство, которое осуществляет свою деятельность на основе и в рамках закона, оно признаёт и охраняет права и свободы граждан.

В литературе используется и другое определение правового  государства: правовое государство - это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующегося общества, т. е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающее интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров.3 По своей сущности правовое государство — это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих плюрализм политических и идеологических идей, самостоятельность и равную меру свободы между гражданами, гарантию защиты частной собственности. В данном определении речь идёт о мере свободы, которая предоставляется обществу государством. Она зависит от возможностей общества, уровня его политической культуры.

2.2. Принципы правового государства.

Принципы – это основополагающие идеи, которые определяют идеальную  модель государства, которое могло  бы называться правовым. Они формируются  в зависимости от различных факторов (объективных и субъективных). К  данным факторам относятся уровень развития образования, науки, культуры, нравственно-духовный потенциал общества, правового сознание и правовой культуры граждан и другие.

К основополагающим принципам  правового государства относятся:

    • Наличие народного суверенитета;
    • Приоритет права;
    • Разделение властей;
    • Признание основной ценностью человеческую личность, её достоинство, права и свободы;
    • Реальное обеспечение прав и свобод личности;
    • Политический и идеологический плюрализм;
    • Гласность, открытость деятельности государства;

Наличие идеи народного суверенитета является основным  пунктом в содержании теории правового государства.4 Данное понятие означает, что народ является единственным источником власти. Первоначально эту идею предложил философ Марсилий Пуданский. Как было сказано выше, его основной мыслью было то, что носителем суверенитета и источником любой власти (светской и духовной) является народ.

Это нашло своё выражение  в современных конституциях и  декларациях. Так, например, в Декларации независимости США сказано: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с согласия управляемых...»5. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что суверенитет народа – основа и источник государственного суверенитета.6

Данный принцип также нашёл своё выражение в Конституции Российской Федерации (п.1 ст.3): «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.»7

Следующий принцип – приоритет права (закона). Данный принцип предполагает верховенство закона, как акта принятого высшими органами власти, но также предполагается верховенство Конституции как основного закона государства. В правовом государстве конституция призвана закреплять неотчуждаемую меру свободы индивида в обществе, она запрещает ущемление прав и свобод граждан и отвергает различные привилегии отдельных слоёв обществ. Данный признак также закрепляется в Конституции Российской Федерации (п.2 ст.4): «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».8

Кроме того верховенство закона непосредственно связано с проблемой  суверенитета. Так как последний  предполагает юридическую процедуру  осуществления государственной  власти, её организацию, принципы взаимоотношений  личности и власти.  Господство закона предполагает собой реализацию правовой идеи, которая сформирована правосознанием граждан, проживающих на территории данного государства и состоящих  с ним в публично-правовых отношениях.

Так в Европе сначала в  обществе появляются определённые правовые идеи, которые впоследствии закрепляются в правовых нормах, а в последующем  реализуются в конкретных правоотношениях  субъектов права. И, следовательно, получаем государство со строгой  формой законности.

Разделение властей. Этот принцип является одним из важнейших в правовых, демократических государствах. Зачатки разделения властей появились ещё в Древнем Риме, а далее были развиты такими мыслителями как Дж.Локк и Ш.Л.Монтескьё. Последний предложил разделение властей на исполнительную, законодательную и судебную. Данные ветви власти должны быть самостоятельны, иметь свою компетенцию и не вмешиваться в деятельность другой. Если же все власти соединяться в одном лице, установится деспотия.9 Для того чтобы этого не происходило, существует система сдержек и противовесов, которая предполагает, наличие определённого механизма. Он предполагает наличие у каждой из ветвей власти возможностей контролировать и сдерживать другую власть от её стремления выйти за круг своих полномочий, проникнуть во властную сферу другой и встать выше её. Данный государственно-властный механизм существует во многих странах мира, таких как США, Россия и др.  

Так законодательная власть в отношении исполнительной обладает определёнными средствами (рычагами) контроля: определяет через принятие конституции и иных законов структуру и компетенцию органов исполнительной власти,  формирует правительство (в парламентской республике) или дает согласие президенту на занятие тех или иных должностей в правительстве (в президентской республике). Так же законодательная ветвь власти может выражать недоверие правительству с последующей отставкой, преодолевать вето президента согласно законодательной процедуре, и даже может при определенных условиях отстранить президента от власти на условиях, предусмотренных конституцией.

Судебная ветвь власти, в лице Конституционного суда и иных судов, может признать законодательные  акты и акты исполнительной власти неконституционными и не имеющими юридической  силы.

Исполнительная власть обладает также полномочиями контроля законодательной  власти. Президент имеет право  распустить законодательный орган  и назначить новые выборы. Также  у него есть право отлагательного вето на законодательные акты.

Судебная ветвь власти ставится в рамки, предусмотренные  Конституцией и процессуальным законодательством. В этих рамках суды независимы от других ветвей Власти. Судьи могут быть отстранены от должности только при  совершении преступления. Влияние других ветвей власти проявляется лишь при  избрании или назначении судей.

Кроме того, важно то, что  разделение властей обеспечивает верховенство закона, подчинение государства обществу и обеспечение реальности прав и  свобод личности.10

Признание основной ценностью человеческую личность, её достоинство, права и свободы это один из основных и главных признаков правового государства. Правовые государства закрепляют данный принцип в своих конституциях и декларируют права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и постоянно действующих. Кроме того, законодательство правовых государств должно учитывать и закреплять международные правовые стандарты о правах и свободах человека, которые зафиксированы в международно-правовых документах. Одним из основных таких документов считается Всеобщая декларация прав человек, принятая ООН 10 декабря 1948 г. Здесь непосредственно излагаются права и свободы человека (право на образование, труд.., свобода вероисповедания, мысли слова и т.д. ). Кроме того, там принимается во внимание то, что  «…необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона…».

Также в п.1 ст.17 Конституции  Российской Федерации говорится, что  «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей  Конституцией».  И п.2 ст. 17. Конституции  гласит, что «Основные права и  свободы человека неотчуждаемы и  принадлежат каждому от рождения».11

Но возникает проблема. Все государства, считающие себя правовыми, провозглашают, что права  и свободы человека являются неотчуждаемыми, но ни одно государство фактически не признаёт их абсолютными. Так как  в первую очередь осуществление  прав и свобод каждого отдельного человека не может осуществляться безгранично  из-за существования прав другого  человека и интересов общества. В  пример можно привести Конституцию  Российской Федерации п.3 ст.17 «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы  других лиц»12. Более того возможны случаи ограничения прав и свобод человека в различных случаях, чаще всего в крайних. Например, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека сказано, что возможны ограничения установленные законом, с целью «…обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе». В государствах, относящих себя к правовым, есть возможность ограничения прав граждан в целях обеспечения и сохранения общественных интересов. Так Конституция РФ в п.3 ст.55 предусматривает ограничение прав и свобод человека и гражданина, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.13

Следовательно, можно говорить о том, что у большинства государств Европы  есть ценности, которые важнее чем права и свободы отдельного индивида. К ним относятся нравственное и физическое здоровье населения, общественный порядок, государственная безопасность и другие.

Конституции правовых государств, в том числе и России, рассматривают  основные права и свободы граждан  как непосредственно действующими. И государственная власть действует  в соответствии с этими правами  и свободами в осуществлении  своей деятельности (деятельности законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления).

Также в принцип признания основной ценностью человеческую личность можно включить принцип ответственности государства перед личностью. Конституция РФ закрепляет данный принцип в ст. 53: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»14. Здесь вред подразумевает нарушение прав, свобод и законных интересов гражданина.

Правовое государство  предполагает не только признание и  закрепление в законах основных прав и свобод человека и гражданина, но и механизм обеспечения данных прав и свобод. Он должен включать в себя гарантию и процедурность обеспечения данных прав и свобод. Данный аспект отражает такой признак правового государства как реальное обеспечение прав и свобод личности.

Юридические процедуры, которые  призваны гарантировать обеспечение  прав и свобод личности обычно содержаться  в конституциях. В основном конституции  всех правовых государств определяют порядок обращения в суд гражданина, права которого были нарушены; порядок  рассмотрения дел; право на обращение  в органы международной юрисдикции; право на получение профессиональной юридической помощи и т.д.

Что касается России, то одним  из важных институтов обеспечения и  гарантии прав и свобод граждан является должность Уполномоченного по правам человека. Она была введена в феврале 1997 года Федеральным конституционным  законом РФ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Данная должность была введена с  целью обеспечения гарантий государственной  защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и  должностными лицами. 15

Эффективной гарантией реализации прав и свобод человека и гражданина является чёткая работа органов правоохранительной системы.

Главное место в этой системе  занимает суд. Так как суд обеспечивает ответственность государства перед  личностью. Данный инструмент гарантии прав и свобод возможен только при  независимости суда и подчинении его только закону. Кроме того, по роли суда в обществе можно судить насколько правовым является государство.

Стабильный и устойчивый правовой статус гражданина и чёткий, работающий как часы юридический  механизм обеспечения данного правового статуса позволяют человеку строить планы и не опасаться того, что его права будут нарушены.

 Политический  и идеологический плюрализм. Данный принцип предполагает наличие множества политических партий и политических движений. Это гарантируется отсутствием в государстве какой-либо определённой официальной идеологии. 

Плюрализм возникает по причине  того, что в правовом государстве  допускается наличие различных  классов и социальных групп, у  которых есть свои специфические  интересы и мнения на происходящее в стране. Для выражения, защиты данных интересов они создают различные  организации, и с их помощью стараются  воздействовать на государство. Данное положение зафиксировано в ст.13 Конституции РФ.16

Информация о работе Правовое государство