Правовое государство

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 17:13, курсовая работа

Описание работы

Так как мы являемся гражданами Российской Федерации, нас в первую очередь должны интересовать ответы на данные вопросы, данная тема должна быть одной из самых актуальных в настоящий момент. И ответы на данные вопросы также являются целью данной работы.
Следовательно, можно выделить следующие задачи данной работы:
Определить историю возникновения правового государства;
Дать понятие правового государства, выделить принципы и предпосылки возникновения правового государства;
Выделить признаки правового государства в России и проблемы формирования.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Развитие учения о правовом государстве. 5
1.1. Античность 5
1.2. Средневековье 7
1.3. Новое время 8
Глава 2. Понятие, принципы и условия возникновения (формирования) правового государства. 11
2.1. Понятие правового государства. 11
2.2. Принципы правового государства. 12
2.3. Условия возникновения правового государства. 20
Глава 3. Правовое государство в Российской Федерации и проблемы его формирования. 23
Заключение. 29
Список используемой литературы. 30

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 61.84 Кб (Скачать)

Выражением политического  плюрализма в любом правовом государстве  является многопартийность. Именно многопартийность создаёт условия, которые препятствуют монополии на власть какой-либо определённой политической партии, выражающей интересы одной группы. Создание партий является результатом существования в  обществе различных взглядов, мыслей и т.д. И у каждой партии должны быть равные права в достижении обеспечения  интересов социальных групп, которые  они представляют.

Но как политический так  и идеологический плюрализм имеют  свои ограничения. Не все партии и  идеологии имеют право на существование. В п.5 ст.13 Конституции РФ закрепляется то, что запрещено создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.17

Также необходимо рассматривать  такой принцип правового государства  как гласность, открытость деятельности государства. Сюда же можно включить и свободу средств массовой информации и отсутствие цензуры. В современном мире власть информации называют четвёртой властью. Существование правового государства невозможно без свободных СМИ, и оно перестаёт быть правовым, если в нём появляется цензура. Без свободы средств массовой информации, отсутствия цензуры невозможен контроль общества над государственной деятельностью. Данный принцип закреплён в п.5 ст.29 Конституции РФ. Там говориться о том что, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.18

Также к числу принципов  правового государства относится: наличие развитого гражданского общества, создание институтов политической демократии и другие.

2.3. Условия возникновения правового государства.

Путь к формированию правового  государства достаточно долгий и  трудный. Многие государства сотни  лет шли по этому пути. Построение правового государства должно опираться  на состояние общества и экономики, на тщательную и продуманную стратегию.

Где же может возникнуть правовое государство и на чём  оно должно основываться? Правовое государство возникает в таком  обществе, где высоко развиты демократические, правовые и культурные традиции. То есть в обществе не может быть правового  государства, где демократия, право  и культура не являются основными  ценностями.

Уровень и духовной и политической культуры должен быть высоко развит для того, чтобы появилось правовое государство. Культура даёт человеку понять, что он свободен, свободен от догм и стереотипов. Но если культуры нет, свобода превращается в неограниченную вседозволенность, а следом за ней организованные митинги и демонстрации превращаются в массовые беспорядки, нравственные и религиозные убеждения в фанатизм. Если не будет прогресса массовой и индивидуальной культуры все реформы, как правовые так и любая другая, будут обречены на провал.

 В современном мире  духовная культура всё больше  пронизывается гуманизмом и незыблемостью  общечеловеческих прав личности. Следовательно, если государство  решило идти в сторону свободы,  то оно должно прикладывать  все усилия для повышения духовной  культуры человека и общества. 

Для формирования правового  государства необходимо наличие  рыночной экономики, доминирование  «среднего» класса и наличие высокого материального обеспечения населения.

Если в государстве  господствует экономика, где господствует монополия, то там есть и монополизация  политики (доминирование одной партии, идеологии и т.д.). Государство  должно создать основы конкуренции. Кроме того, в нём должна отсутствовать  централизованная, административно-приказная  система управления, которая препятствует развитию рыночной экономики.

Высокий уровень материального  обеспечения населения возможен при условии наличия рыночной экономики, оптимального развития производственных сил, отношениями собственности  на продукты и средства производства.

Ещё одним немаловажным условием возникновения и существования  правового государства можно  считать демократию и политический плюрализм. Именно существование демократической  политической системы является важнейшей  предпосылкой правовой государственности. Демократия отвергает монополию одной партии, и принимает идейный и политический плюрализм. Демократическое государство проводит всеобщие выборы представительных органов власти для выявления различных политических интересов своих граждан.

Деидеологизация общества также  считается важнейшим условием существования  правового государства. Если в обществе присутствует тотальная идеологизация, то не может идти никакой речи о  правовом государстве. Она вредна обществу из-за того, что деформирует его культурный уровень, нравственность. Может превратить религиозные убеждения в фанатизм, она отвергает плюрализм мнений и альтернативы, общечеловеческие ценности. Следовательно, общество, где существует данный фактор, лишено динамизма. Оно отгораживается от остального мира, вследствие чего, начинает отвергать дары цивилизации и других культур. А если власть подвергается сверхидеологизации, то появляется политика, лишённая какой-либо здоровой правовой и нравственной основы.  

А основой правового общества является деидеологизация важнейших  государственных институтов, науки, культуры и иных сфер общественной жизни, наличие идейного плюрализма.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что правовое государство предполагает достаточно высокий уровень экономического, духовного и политического развития общества. Следовательно, можно говорить об одной из важнейших предпосылок  возникновения правового государства: о наличии гражданского общества. Гражданское общество и правовое государство являются неразрывно связанными понятиями. Они органично связаны  друг с другом. Гражданское общество обеспечивает правосудие в государстве, воплощение большей части прав и  свобод гражданина. Оно даёт возможность  гражданину иметь и использовать собственность, получать удовлетворение своих требований по суду. А правовое государство в свою очередь создаёт  условия для нормального существования и функционирования гражданского общества. Следовательно, возникают условия цивилизованного разрешения противоречий, возникающих между обществом и государством. Гражданское общество — это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства.19

Формирование правового  государства требует тщательно  продуманной стратегии и сбалансированных усилий. Например, нельзя проводить  правовую реформу отдельно от политической или экономической. Если политические преобразования будут опережать  экономические, то результатом  будут  протесты общества. Поэтому формирование правового государства должно добиваться параллелизма  и последовательности.

 

Глава 3. Правовое государство в Российской Федерации и проблемы его формирования.

 

Согласно статье первой Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, наше государство является правовым20. Это результат многолетней борьбы за то, чтобы укоренить идею правовой государственности в России. Идея и даже некоторые шаги к её осуществлению были предприняты и в дооктябрьский период и в послеоктябрьский. Подготовка первых конституционных проектов началась ещё при Александре I. А при Александре II был разработан проект конституции.  После в период после 1917 г. по 60-е года идею правовой государственности можно сказать забыли. Далее она вновь возродилась в период 60-х годов и последнего десятилетия существования СССР. Причиной этого были: ликвидация однопартийной системы, реформирование судебных органов, объективные потребности общества в утверждении принципов свободы и права во всех сферах жизни общества и т.д.

У России, как и у остальных  государств, свой индивидуальный путь к становлению правовой государственности. И на данный путь оказали большое  влияние особенности дореволюционной  и послереволюционной истории страны, многовековые традиции деспотизма, самодержавия и тоталитаризма.

В действующей Конституции  Российской Федерации закрепляются и признаются три основных свойства правовой государственности:

    • Признание прав и свобод человека и гражданина (ст.2 Конституции РФ)
    • Господство правового закона (ст.15 Конституции РФ)
    • Система разделения властей, а также их взаимодействие между собой (ст.10 Конституции РФ)21

Также можно говорить об основах формирования гражданского общества в России. Согласно статьям 8 и 9 признаются и защищаются в равной мере частная, государственная, муниципальная  и иные формы собственности (земля  и различные природные ресурсы). Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической  деятельности, поддерживается конкуренция.

Согласно Конституции  в России провозглашается идейный  и политический плюрализм. Это выражается в статье 13 Конституции Российской Федерации, согласно которой, полностью  отвергается господство какой-либо идеологии и партии. Признаётся идеологическое, политическое многообразие (многопартийность), равенство общественных объединений  перед законом.

Конституция России провозглашает  естественные, прирожденные и неотчуждаемые  права и свободы человека. И  опирается на них в своей регламентации  основных положений.

Также большое значение на формирование правовой государственности  в России оказывает тот факт, что, согласно статье 15 Конституции РФ, принципы и нормы международного права  и международные договоры признаются частью российской правовой системы. Кроме  того признаётся некое доминирование  международных договоров над  Конституцией.

В любом правовом государстве  разделение властей – основополагающий принцип. Россия – не исключение. Согласно статье 10, государственная власть в  Российской Федерации разделяется  между тремя ветвями власти законодательной, исполнительной и судебной. У каждой ветви власти есть свои высшие органы власти. Законодательная – Федеральное Собрание. Исполнительная – Правительство и Президент. Судебная.

Но, несмотря на то, что сделаны огромные шаги к становлению правой государственности в России, нашу страну нельзя в полной мере назвать правовой. На это есть ряд причин, которые присущи именно России.

Одна из них, это то, что  в России понятие гражданское  общество носит некий абстрактный  характер. Оно только встало на путь своего формирования. На данный момент можно говорить о безразличии  населения к различным происходящим процессам как политическим, так  и общественным. Одна из основных причин данного явления -  размытие среднего класса, практически полное его отсутствие. Распад общества на очень богатых  и очень бедных.

Другая причина заключается  в том, что в стране отсутствует  развитая рыночная экономика. Хотя и  сделаны достаточно значительные шаги к её становлению (признание различных  форм собственности, сформированы субъекты рыночной экономики и т.д.). Но, несмотря на то, что Россия является одной из богатейших стран в плане природных ресурсов, наблюдается спад производства, растёт безработица и т.д. Сельское хозяйство находится в застоявшемся состоянии.

Основная же причина, которая  не даёт полностью сформироваться правовому  государству в России, является кризис в состоянии политической системы. Это выражается в нестабильности разделения властей, отсутствии правильно  действующей системы сдержек  и противовесов.

Российская современная  система сдержек и противовесов носит несбалансированный и ассиметричный  характер. Это даже можно увидеть  в Конституции Российской Федерации. Особенно данная нестабильность и противоречивость выражается в явном перекосе в  пользу полномочий Президента.

Согласно Конституции, у  Президента достаточно широкий круг прав, он охватывает все сферы и  направления осуществления и  организации государственной власти в стране. В статье 11 можно увидеть выделение Президента в некую отдельную власть и даже возвышение её над законодательной, исполнительной и судебной.

Статьи 83, 111 и 112, 16 и 117 наделяют Президента широкими полномочиями в  области исполнительной власти и  вопросах формирования и отставки Правительства.22

Следовательно, всё вышесказанное  приводит к существенным противоречиям  в системе разделения властей.

Кроме того, отсутствует  надлежащий баланс в отношениях между  исполнительной властью и законодательной. Так Президент может представлять кандидатуры на те должности, которые  должны назначаться Советом Федерации (верхняя палата Федерального собрания) (должности судей различных судов  и Генеральный прокурор) или Государственной  Думой (председатель Центрального Банка РФ).  Кроме того, он при некоторых обстоятельствах, которые указаны в статье 117, может распустить Государственную Думу, что также говорит о очень широких полномочиях Президента и возвышении его над другими ветвями власти.

Информация о работе Правовое государство