Правовое обеспечение противодействия нелегальной миграции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 10:18, дипломная работа

Описание работы

На современном этапе отмечается большая активность миграционных процессов в мире. Россия находится не на последнем месте в этом процессе, а по оценкам некоторых ученых, даже вышла на второе место после США по количеству мигрантов, въезжающих в страну. Во многом это связано с распадом СССР и образованием, так называемых, «прозрачных» границ между странами бывшего СССР, другими словами, для жителей стран СНГ установлен упрощенный процесс пересечения границ между этими странами и Российской Федерацией.

Содержание

Введение
Глава 1. Проблемы нелегальной миграции
§ 1. Понятие легальной и нелегальной миграции
§ 2. Международное и российское законодательство о нелегальной миграции
Глава 2. Меры по профилактике и борьбе с нелегальной миграцией в России
§ 1. Общая характеристика нелегальной миграции в Российской Федерации на современном этапе
§ 2. Методы профилактики и борьбы с нелегальной миграцией в России
§ 3. Опыт международного сообщества по профилактике и борьбе с нелегальной миграцией на примере Великобритании и Франции
Глава 3. Меры противодействия нелегальной миграции и их правовое обеспечение
§ 1. Общая характеристика мер противодействия нелегальной миграции
§ 2. Международное законодательство как основной обеспечивающий механизм по противодействию незаконной миграции
§ 3. Российское законодательство как главный способ препятствующий развитию нелегальной миграции
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Diplom_Finish_2_zakl.docx

— 155.66 Кб (Скачать)

Для того, чтобы лучше оценить возможности унификации миграционного законодательства России и следовать выбранной миграционной политике, стоит проанализировать опыт зарубежных стран, которые имеют богатую историю регулирования миграционных потоков.

 

2.3. Опыт международного сообщества по профилактике и борьбе с нелегальной миграцией на примере Великобритании и Франции

Миграция это глобальный процесс, с которым сталкивается любое государство. Задача любой  страны, которая активно участвует в данном процессе, свести к минимуму негативный эффект и получить как можно больше выгоды от миграции. Как было выяснено выше, объем положительного эффекта от такого явления как «миграция» зависит от того, насколько правильно выбрано направление миграционной политики государства. Для каждого государства понятие «положительный эффект» в сфере миграции различно, потому как зависит от большого количества факторов, как от экономических, так и от политических и геологических. Для лучшего понимания проблемы политики России в области миграции, стоит проанализировать общие черты миграционной политики других более развитых стран, которые также активно участвуют в процессе международной миграции населения.

Одной из стран Европы, которая  считается оплотом спокойствия  и благополучия, является Соединенное Королевство. Британия всегда активно участвовала в процессе миграции, но в последнее десятилетие количество мигрантов стало быстро расти. «По оценкам британских властей, ежедневно на территорию Соединенного Королевства приезжает около полутора тысяч человек, не собирающихся вскоре покидать страну. По данным правительства, в 2005 году в Британию приехало на 185 тысяч человек больше, чем эмигрировало. Таким образом, население страны увеличивалось примерно на 500 человек в день», - сообщает «Би-би-си. Россия»86. Но, по словам, британских экспертов это никак не повлияет на стабильность страны87.

Для государственного регулирования  в области миграции в Великобритании в рамках Министерства внутренних дел (Home Office) функционирует Отдел иммиграции и гражданства, который непосредственно отвечает за решение следующих задач: во-первых, контроль въезда в страну; во-вторых, рассмотрение дел о получении гражданства; в-третьих, рассмотрение прошений о предоставлении убежища и об изменении статуса иностранцами, находящимися на территории Соединенного Королевства; в-четвертых, выдворение из страны иностранцев — нарушителей закона въезда или пребывания в стране; в-пятых, поддержка тех, кто ищет убежища, во время рассмотрения их дел.

В общем, Соединенное Королевство ведет «открытую» миграционную политику без жесткого ограничения въезда. Борьбу с нелегальной миграцией в Британии тесно связывают с борьбой с организованной преступностью.

Основными мерами по борьбе с нелегальной миграцией, например, является унификация и усложнение удостоверяющих документов. Активно ведется сотрудничество в области международного регулирования миграции и противодействия нелегальной миграции. Координируются действия различных ведомств по раскрытию преступлений, связанных с нелегальной миграцией. Естественно, основной мерой по предупреждению нелегальной миграции является усиление пограничного контроля. Например, в целях усиления контроля увеличено число постов паспортного контроля (Airline Liaison Officers) в аэропортах мира в целях предупреждения проникновения в страну пассажиров с неправильно оформленными документами. Сегодня такие посты существуют в 20 странах мира; ужесточение визового режима по отношению к тем странам, представители которых систематически нарушают пограничный режим Королевства; размещение сотрудников Иммиграционной службы за рубежом, там, где это необходимо для предварительной проверки пассажиров, направляющихся в Соединенное Королевство; размещение пунктов иммиграционного контроля во Франции; использование новых технологий идентификации, таких как приметы, дактилоскопия, опознание по радужной оболочке, для обеспечения безопасности пассажиров; использование новейшей техники сканирования для выявления тех, кто тайно перемещается в страну; создание мобильных групп для предупреждения нелегального проникновения на территорию; развитие сотрудничества со странами ЕС для укрепления границ Союза и борьбы с транзитной нелегальной миграцией88.

Не менее развитая страна – Республика Франция – также  столкнулась с большим наплывом мигрантов в страну. История Франции  сообщает нам, что миграция для данной страны не является чем-то новым. История  республики говорит, что в 1930-е годы количество мигрантов, прибывших на территорию страны, превысило даже количество мигрантов в США. Основную часть времени Франция проводила открытую политику в отношении мигрантов, но после кризиса 1970 года из-за роста безработицы официально объявила, что иммигрантов больше не принимает. С этого периода Франция ведет политику жестких ограничений в отношении въезда на территорию республики. В стране существует четыре ведомства, которые занимаются вопросами миграции. К ним относятся Министерство по социальным делам, труду и солидарности, Министерство внутренних дел, Министерство иностранных дел и Министерство юстиции. В составе каждого из Министерств есть свои отделы и агентства, которые занимаются отдельным направлением в области миграции и решают конкретные вопросы.

Миграционная политика Франции  имеет три основных направления  – борьба с нелегальной миграцией, контролирование миграционных потоков  и интеграция мигрантов, живущих на территории Франции.

Методы борьбы с нелегальной  миграцией довольно схожи с Россией. Основным методом является депортация. Отличным от других стран, является метод  массовой амнистии, при котором из гуманитарных, экономических побуждений французское правительство дает амнистию большому количеству нелегальных  мигрантов и пытается легализовать их нахождение на территории страны. Также  мерой пресечения является возможность  задержать нелегального мигранта на 12 суток.

В данный момент во Франции  ведется активная модернизация системы  миграционной политики, потому что  экономика страны не выдерживает  такого напора мигрантов. По словам Президента Франции Николя Саркози: «Наша иммиграционная система работает все хуже и хуже, потому что на нашей территории - слишком много иностранцев, и мы больше не можем находить им жилье, рабочие места и школы»89.

Проанализировав подходы  Великобритании и Франции к регулированию миграции, можно сделать вывод, что они представляют различные виды миграционной политики. Британия ведет политику «открытых дверей» и ограничивает поток мигрантов на территории путем конкретизации и усложнения удостоверяющих документов, усиления пограничного контроля на предмет нелегального пересечения границы и ужесточения требований к самим кандидатам. Франция же ведет ограничительную политику, которая связана с ограничением количества лиц, которые могут въезжать на территорию республики.

Сравнивая эти страны между  собой и Россией, можно сделать  вывод, что Российская Федерация  ведет миграционную политику, которая  больше похожа на французский подход. Россия также ведет ограничительную  политику путем установления квот на количество трудящихся-мигрантов. В  России, по сравнению с европейскими странами, существует еще одно косвенное  ограничение – регистрация по месту пребывания. Развитые страны Европы не знают такого понятия.

С другой стороны, Россия использует методы, которые в своей миграционной политике применяет Англия, это, например, такие методы как усиление международного контроля и усложнение удостоверяющих документов.

Общим методом для всех названных государств является улучшение  международного регулирования миграции. На данный момент развитие этого подхода  является наиболее перспективной. Многие ученые считают, что следует создать  общее мировое пространство для  миграции, которое регулировалось бы единым законодательством.

«<…> среди мер по предупреждению и пресечению нелегальной миграции явно преобладает отказ пограничных властей в допуске в страну из-за предъявления фальшивых, недействительных или чужих документов, а также ненадлежащие их оформление»90.

«В целом, по странам Центральной  и Восточной Европы среди мер  по пресечения нелегальной миграции на втором месте по значительности идут аресты и задержания на границе  при попытке ее незаконного пересечения»91.

 

Глава 3. Меры противодействия  нелегальной миграции и их правовое обеспечение

§ 1. Общая характеристика мер противодействия нелегальной  миграции

Для полноценной  открытости темы сначала необходимо определить еще одно понятие, такое  как «меры противодействия». В  широком смысле это комплекс действий, которые должны предотвратить нежелаемое явление, т.е. развитие нелегальной миграции. Так Концепция сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в противодействии незаконной миграции92 определяет «противодействие незаконной миграции» как «комплекс мер контроля за въездом, выездом, транзитом и пребыванием граждан государств – участников СНГ, третьих государств и лиц без гражданства на территориях государств – участников СНГ и пресечения незаконной миграции на их территориях путем определения правового положения и соответствия целей въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих или намеревающихся прибыть в государства - участники СНГ, в том числе на постоянное жительство, в поисках убежища, для занятия трудовой деятельностью, а также следующих транзитом в третьи государства»93. В нашем случае это деятельность уполномоченных органов государственной власти по: а) предупреждению незаконной миграции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний в сфере миграции (профилактика незаконной миграции); б) выявлению, пресечению правонарушений в сфере миграции; в) минимизации и (или) ликвидации нежелательных последствий, связанных с незаконной миграцией. Как было сказано выше, таким уполномоченным органом является Федеральная миграционная служба Российской Федерации.

Делая вывод, стоит  согласится с Федорако Александром Ивановичем, который отмечает: «Меры, направленные на борьбу с незаконной миграцией, представляют собой сочетание эффективного миграционного законодательства, профилактических и правоприменительных мероприятий. Данные меры осуществляются как в отдельных государствах, так и на общемировом уровне. Международно-правовой основой борьбы с незаконной миграцией являются Конвенция против транснациональной организованной преступности и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, море и воздуху. В противодействии незаконной миграции государства ставят две цели: ограничить число незаконных мигрантов и пресечь деятельность преступных структур, занимающихся их незаконным ввозом»94.

§ 2. Международное законодательство как основной обеспечивающий механизм по противодействию незаконной миграции 

Как уже было сказано  в данной работе, международные акты оказывают большое влияние на локальное законодательство в сфере  миграции.

Достаточно значимой деятельностью в сфере противодействия  нелегальной миграции занимается Международная  Организация Труда (МОТ). С момента  ее появления, ведется активная работа по разработки нормативно-правовой базы, создание рекомендаций для государств. За последние пятьдесят лет МОТ  создала более десятка нормативно-правовых актов, регулирующих не только потоки миграции, но и основные аспекты  жизни мигрантов (например, создание дополнительных Конвенций по отмене рабства).

Важным шагом  по пресечению нелегальной миграции на международной уровне стало принятие Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и Протокола к ней. В ст. 10 Протокола описаны гарантии обмена информации между участниками по следующим моментам:

  • пункты отправления и назначения, маршруты, перевозчики и транспортные средства, используемые организованными преступными группами при незаконном ввозе мигрантов;
  • данные о самих этих группах и методах, ими применяемых;
  • отличительные признаки подлинности и надлежащая форма иммиграционных документов. Подобное информационное сотрудничество может быть предусмотрено и на региональном уровне. Так, 30 ноября 2000 г. в Минске было подписано Соглашение между правительствами Беларуси, Казахстана, Киргизии, РФ и Таджикистана о взаимных безвизовых поездках граждан95. Соглашение действует с приложениями от 24 марта 2005 г., которые представляют собой перечень документов, необходимых для передвижения граждан, установленный каждым государством-участником;
  • средства и методы сокрытия и транспортировки людей и неправомерного использования иммиграционных документов при нелегальной перевозке людей;
  • законодательный опыт, практика и меры, направленные на предупреждение этих деяний на национальном уровне.

Поскольку существуют универсальные принципы и нормы, описанные в международно-правовых актах, например, право на свободное  передвижение и свободу выбора места жительства, запрет высылки, недопустимость дискриминации, содействие воссоединению семей, право на судебную защиту (Они содержатся в универсальных международных актах о правах человека, в частности, во  Всеобщей Декларации прав человека 1948 года, в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года), на международном уровне закреплены определенные ограничения, правила поведения и только в редком случае, конкретные запреты, если деяние относится к категории «против человечества». Например, к данной категории относятся торговля людьми, организация трафика торговли людьми, организация терроризма и так далее.

Информация о работе Правовое обеспечение противодействия нелегальной миграции