Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Обязанности государственных гражданских служащих. Права гражданских служащих. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Запреты, связанные с государственной гражданской службой. Принципы служебного поведения гражданских служащих. Ответственность государственных гражданских служащих. Гарантии и компенсации на государственной службе.

Работа содержит 1 файл

Тема 3. Правовое положение (статус) госслужащих..doc

— 223.50 Кб (Скачать)

6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных Законом о гражданской службе сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При поступлении на гражданскую службу гражданин представляет представителю нанимателя:

1)заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;

2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы;

3) паспорт;

4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые;

6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории РФ;

7) документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

8) документ об образовании;

9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Эти сведения имеют конфиденциальный характер. Однако сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляется Президентом России или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским СМИ по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а аналогичные сведения гражданских служащих субъектов РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным СМИ по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

Сведения, представленные при поступлении гражданина на государственную гражданскую службу, подлежат проверке в установленном порядке. В отдельных государственных органах федеральным законом могут устанавливается дополнительные требования к проверке сведений, сообщаемых гражданином. В случае установления в процессе проверки обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на государственную службу, указанный гражданин информируется в письменной форме о причинах отказа в принятии его на государственную гражданскую службу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Запреты, связанные с гражданской службой

 

Исходя из специфики деятельности гражданского служащего на него налагаются дополнительные запреты, присущие исключительно государственной гражданской службе.

Общегражданские права гражданских служащих ограничиваются с целью наиболее эффективного осуществления государственной гражданской службы. Такие ограничения следует отличать от ограничений прав при поступлении на государственную  службу.

В отличии от ограничений, адресованных как претендентам на гражданскую службу, так и гражданским служащим (ст.16 Закона о гражданской службе), запреты, обусловленные особенностями гражданской службы, направлены только на служащих.

Запреты предусмотрены для того, чтобы действия гражданских служащих полностью отвечали принципам и содержанию служения обществу и государству.

В соответствии со ст. 17 Закона о гражданской службе в связи с прохождением гражданской службы  гражданскому служащему запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных законом.

Гражданский служащий может состоять членом органа управления коммерческой организации только тогда, когда ему в законодательном порядке поручается участвовать в управлении данной организацией;

2) замещать должность гражданской службы в случае:

а) избрания или назначения на государственную должность. Данный запрет связан прежде всего с разделением государственных должностей и должностей гражданской службы. Запрет на совмещение политических и административных должностей для гражданского служащего означает, что при избрании или назначении гражданского служащего на государственную должность его гражданская служба приостановилась;

б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления.

Это ограничение для государственного служащего  вытекает из принципа разделения властей, который предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие;

в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в т.ч. в выборном органе  первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе.

В государственных органах может быть создан профсоюзный орган, и законом предусматривается  возможность избрания гражданского служащего на оплачиваемую выборную должность в выборном органе первичной профсоюзной организации. В этом случае гражданская служба приостанавливается, а совмещение этих видов деятельности гражданскому служащему запрещено;

3) осуществлять предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, целью которой является получение прибыли. Несмотря на то, что в п. 2 ст. 14 Закона о гражданской службе указано, что гражданский служащий вправе с предварительного уведомления представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой  конфликта интересов, предпринимательская деятельность не может быть этой работой.

Требование к гражданским служащим, закрепленное в ст. 20 Закона о гражданской службе, предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера связано с запретом заниматься предпринимательской деятельностью;

4) запрещено приобретать в случаях, установленных Федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход.

Данный запрет направлен на исключение конфликта интересов, а порядок действий служащих, владеющих приносящими доход ценными бумагами, определен в п. 2 ст. 17 Закона  «О гражданской службе»;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено законодательством.

В соответствии со ст. 971 ГК РФ поверенным является сторона договора поручения, обязанная совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.

Под представительством понимается совершение сделок одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, в результате чего права и обязанности создаются, изменяются и прекращаются непосредственно для представляемого (ст. 182 ГК РФ).

Указанный запрет обусловлен тем, что представительство в данном случае расценивается как использование гражданским служащим своего должностного положения в интересах третьих лиц, что является нарушением принципов государственной гражданской службы.

Сделка, совершенная гражданским служащим от имени доверителя или представляемого, является сделкой,  не соответствующих требованиям закона, и признается недействительной (ст. 168 ГК РФ).

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц.

При этом под вознаграждением законом понимается подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения.

Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта РФ и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ.

Так, в соответствии со ст. 575 ГК РФ допускается дарение гражданским служащим обычных подарков, стоимость которых не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда.

Целью рассматриваемого запрета является  искоренение взяточничества в системе органов государственной гражданской службы, а также исключение злоупотребления гражданским служащим своего должностного положения.

Нарушение данного запрета влечет ответственность государственного служащего, в т.ч. уголовную, по ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями) и ст. 290 УК РФ (получение взятки);

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

              Настоящий запрет непосредственно вытекает из предыдущего запрета на получение вознаграждения от физических и юридических лиц;

              8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

              Под указанный запрет подпадают также: использование на службе, но вне служебной необходимости, не по назначению, без соблюдения правил эксплуатации оргтехники, средств коммуникаций; использование средств, выделенных на официальные расходы в личных целях. Такого рода действия влекут применение дисциплинарных наказаний, которые могут быть наложены независимо от привлечения к материальной, административной или уголовной ответственности (в случае причинения существенного вреда государственным интересам);

              9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

              Данный запрет обусловлен тем, что гражданские служащие в связи с исполнением ими своих должностных обязанностей могут получать информацию о частной жизни лиц, недоступную для других граждан и составляющую сведения конфиденциального характера. Неразглашение такой информации и не использование ее вне служебной деятельности является гарантией защиты интересов лиц, предоставляющих гражданским служащим такую информацию, а также служебных интересов;

              10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в т.ч. в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности.

              В данном  случае наблюдается двойственность между правом гражданского служащего пользоваться правами и свободами как гражданина и ограниченной возможностью выражать свое мнение. В некоторых зарубежных странах такая двойственность выражается в обязанности служащего соблюдать профессиональную сдержанность.

              Нарушение указанного запрета может создать угрозу надежному функционированию гражданской службы, т.к. публичные высказывания, суждения и оценки могут выражать негативное отношение к государству в лице его государственных органов, что влечет ослабление доверия клиентов, получателей государственных услуг к гражданской службе.

              Право публично высказывать суждения и оценки деятельности указанных органов имеют только гражданские служащие, в чьи должностные обязанности входит взаимодействие со средствами массовой информации, поскольку одним из принципов гражданской службы является доступность информации о государственной службе;

              11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входят взаимодействия с указанными организациями и объединениями.

              Целью данного запрета выступает исключение злоупотребления гражданскими служащими своего должностного положения, а также защита гражданских  служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Информация о работе Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих