Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 11:09, реферат

Описание работы

Обязанности государственных гражданских служащих. Права гражданских служащих. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой. Запреты, связанные с государственной гражданской службой. Принципы служебного поведения гражданских служащих. Ответственность государственных гражданских служащих. Гарантии и компенсации на государственной службе.

Работа содержит 1 файл

Тема 3. Правовое положение (статус) госслужащих..doc

— 223.50 Кб (Скачать)

1)     нарушение Федеральных законов, Указов Президента России;

2)     неисполнение или ненадлежащее исполнение Федеральных законов, Указов Президента России и вступивших в законную силу решений судов.

Указ Президента России от 6 июня 1996г. № 810  «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» (с послед. изм.) устанавливает, что нарушение, неисполнение или ненадлежащее исполнение Федеральных законов и Указов Президента России чаще всего проявляются в нарушении порядка реализации норм и сроков исполнения поручений, установлении не предусмотренных Федеральными законами и Указами Президента Российской Федерации процедур для реализации прав граждан, выполнении норм и поручений не в полном объеме либо искажении их содержания. Неисполнение же Федеральных законов, Указов Президента России и решений судов не только дискредитирует государственную власть, создает условия для коррупции и злоупотреблений, но и нарушает права и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России.

Вышеупомянутым Указом Президента России также установлено, что должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, на которых наложено дисциплинарное взыскание за нарушение Федеральных законов и Указов Президента РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение Федеральных законов, Указов Президента России и вступивших в законную силу решений судов, не подлежат в течение года премированию, представлению к награждению государственными наградами (кроме случаев проявления мужества на пожаре, при спасении утопающих, при защите правопорядка или условиях боевых действий) и знаками отличия, повышению в должности или представлению для присвоения очередного квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

Должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие Федеральные законы и Указы Президента России, не исполнившие или ненадлежащего исполнившие Федеральные законы и Указы Президента России и вступивших в законную силу решения судов, могут быть направлены на внеочередную переаттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания).

На основании п. 1 ст. 57 Закона о гражданской службе дисциплинарное взыскание накладывается за совершение гражданским служащим должностного проступка.

Должностной проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться дисциплинарные взыскания:

            а) замечание;

            б) выговор;

           в) увольнение.

Данный перечень является исчерпывающим.

Гражданский служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен (письменным распоряжением руководителя) от исполнения  должностных обязанностей с сохранением денежного содержания (в отличие от гражданских служащих на другие категории работников распространяется норма ТК РФ, согласно которой в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работникам не начисляется).

Отстранение гражданского служащего от исполнения должностных обязанностей следует отличать от мер дисциплинарного взыскания, т.к. отстранение допускается в случаях, когда для решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания необходимо выяснить либо проверить обстоятельства, связанные с должностным проступком, подтверждающие вину государственного служащего и т.п.

Другие меры дисциплинарной ответственности могут быть установлены только Федеральным  законом для отдельных категорий служащих.

Кроме того, гражданский служащий может быть понижен в должности, направлен на переаттестацию, но данные меры не относятся к дисциплинарным взысканиям.

Одной из основных обязанностей гражданского служащего является исполнение поручений соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. Поэтому при поручении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от  его исполнения.

До применения дисциплинарного взыскания от гражданского служащего должно быть затребовано письменное объяснение. В случае отказа гражданского служащего дать указанное объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание налагается представителем нанимателя (в приказе, распоряжении) не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка (не считая  периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки) и снимается автоматически в течение года, если гражданский служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. В указанные сроки не включается время производства по уголовному  делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссии государственного органа по служебным спорам или в суд.

Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий в настоящий момент устанавливается ст. 193 ТК РФ, которая регламентирует общий порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий, и Законом РФ от 27 апреля 1993г, № 4866-1  «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с послед. изм. и доп.).

II. Административная ответственность устанавливается такими статьями КоАП РФ, как 2.4 (административная ответственность должностных лиц), 21.4 (не сообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на военном учете), ст. 5.8 (нарушение предусмотренных  законодательством о выборах и референдумах условий проведения предвыборной агитации, агитации при проведении референдума) и др.

Административная ответственность на гражданской службе – это применение к гражданским служащим административных санкций за совершение ими административного нарушения.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, для привлечения лица к административной ответственности необходимо определить форму его вины.

КоАП РФ предусмотрены две формы вины: умышленные действия (бездействия); действия (бездействия), совершенные по неосторожности.

Административные правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий, сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия) , но без достаточных к тому оснований самонадеянно  рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления подобных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 3.2 КоАП РФ устанавливает восемь видов административных наказаний, однако к гражданским служащим применяются лишь два:

1) предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Оно выносится в письменной форме;

2) административный штраф – денежное взыскание, оно может выражаться в величине, кратной МРОТ, стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения; сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции.

Размер административного штрафа, налагаемого на должностных лиц согласно п.3 ст. 3.5 КоАП РФ, больше, чем размер штрафа, налагаемого на граждан, и составляет 50 МРОТ.

Административные взыскания могут налагать не только органы законодательной власти, но и специальные органы исполнительной власти (административные комиссии при местной администрации), органы внутренних дел, районные (городские) народные суды и др. Административная ответственность наступает независимо от того, есть отрицательные последствия от нарушения или нет (достаточно самого факта нарушения). В отличие от дисциплинарной ответственности административная ответственность распространяется не только на граждан и должностных лиц, но и на организации.

III. Материальная ответственность.

Налагается за служебный проступок, в результате которого нанесен материальный ущерб гражданам, юридическим лицам, государству.

Выделяют следующие признаки материальной ответственности гражданского служащего:

1)     совершение служебного проступка;

2)     причинение имущественного вреда гражданам, юридическим лицам, государству;

3)     наличие причинной связи между правонарушением и наступившими последствиями;

4)     наличие вины гражданского служащего в совершении правонарушения;

Материальную ответственность гражданских служащих можно условно разделить на две группы:

1)     ответственность за вред, причиненный государственному органу или непосредственно государству в результате выполнения служащим своих трудовых обязанностей;

2)     ответственность за вред, причиненный третьим лицам  (гражданам, юридическим лицам).

В первом случае ответственность наступает в соответствии с гл. 39 ТК РФ. На основании ст. 238 ТК РФ работник (гражданский служащий) обязан возместить работодателю (государственному органу или государству в целом) причиненный ему прямой действительный ущерб.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в т.ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества. Следует учитывать, что неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника (государственного служащего) не подлежит.

Работник несет материальную ответственность как за прямой действительный ущерб, непосредственно причиненный им работодателю, так и за ущерб, возникший у работодателя в результате возмещения им ущерба иным лицам.

Статьей 239 ТК РФ установлены обстоятельства, исключающие материальную ответственность работника, - случаи, когда возникновение ущерба обусловлено обстоятельствами непреодолимой силы, нормальным хозяйственным риском, крайней необходимостью или необходимой обороной, либо неисполнением работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

К гражданскому служащему может применяться ограниченная и полная материальная ответственность (последняя применяется лишь в случае, строго ограниченных законом).

Под ограниченной материальной ответственностью гражданского служащего следует понимать возмещение реального материального ущерба в заранее установленных пределах – в размере среднемесячного заработка служащего.

Под полной материальной ответственностью понимается возмещение ущерба в полном размере, без каких-либо ограничений.

Статья 243 ТК РФ предусматривает следующие случаи применения полной материальной ответственности, если:

1)                                 в соответствии с федеральным законом или контрактом на гражданского служащего возложена материальная ответственность;

Информация о работе Правовое положение (статус) государственных гражданских служащих