Правовое поведение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

основные задачи, которые мы ставили при написании этой работы следующие:
1. определить сущности правомерного поведения, его основные признаки, структуру, мотивы.
2. раскрыть понятие правонарушения. Установить основные виды правонарушений и санкции за их совершение.
3. рассмотреть состав правонарушений, его элементы ( объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона).
4. установить причины правонарушения.
5. оценить роль органов внутренних дел в борьбе с правонарушениями.

Работа содержит 1 файл

pravovoe povedenie.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

Возрастание роли органов внутренних дел (милиции) в осуществлении функции социального обслуживания, защиты прав и интересов личности, оказание помощи и содействия гражданам в реализации возложенных на них обязанностей предполагают необходимость повышения требовательности к кадрам, культуры в работе, совершенствования механизма охраны общественного порядка, обеспечения строгого соблюдения законности, сокращения функций, связанных с применением мер принуждения, решения вопроса о замене уголовной ответственности иными, в том числе экономическими мерами воздействия, расширения масштабов взаимодействия с общественностью, иначе говоря, усиления организаторской работы на всех уровнях. [2,с.14].

Успешное  достижение поставленных государством перед органами внутренних дел (милиции) социальных целей напрямую зависит  от того, насколько точно и в каком отношении применительно к современной обстановке будут использоваться основные методы решения общегосударственных задач - методы убеждения и принуждения.

При этом успешная деятельность ОВД, как свидетельствует  исторический опыт, возможна в первую очередь лишь благодаря применению метода убеждения.

Метод убеждения как превалирующий  наряду с методом принуждения  составляет основу практической деятельности всех органов государственного управления. В равной мере методы убеждения и  принуждения выступают основными универсальными   методами   регулирования   административной практики милиции.

Исполнительно- распорядительная, подзаконная, государственно-властная деятельность по обеспечению общественного  порядка, предупреждению и пресечению преступлений и иных правонарушений организуется и успешно осуществляется посредством принятия в комплексе в зависимости от складывающейся оперативной обстановки как воспитательных, предупредительно - профилактических мер, так и мер принудительного воздействия.

Несмотря  на некоторые различия в точках зрения, чаще всего под методом убеждения  подразумевают комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных  мероприятий, способствующих выработке  у массы населения и каждой отдельной личности привычки правомерного поведения.

Использование метода убеждения способствует большей  согласованности, целеустремлённости усилий всех слоев общества в искоренении  правонарушений, более эффективному участию общественных формирований в решении важных государственных  задач.

В целом метод убеждения осуществляется воздействия на индивидуальное и групповое сознание, а также на всю совокупность идеологических, политических, социально-психологических и других факторов, результатом чего является усвоение и принятие индивидом определённых социальных ценностей и норм поведения.

В административной деятельности милиции этот метод  используется с целью побудить граждан  добровольно и сознательно, в  их же интересах, выполнять требования правовых норм, правила общежития.

Милиция, обладая широкой компетенцией по применению мер принуждения, в тоже время главными инструментами своей деятельности признаёт предупреждение правонарушений, воспитание граждан в духе осознанного соблюдения действующего законодательства, общепринятых социальных норм.

Такую же значимость приобретает и задача предотвращения преступлений и иных правонарушений.

Метод убеждения предполагает использование  целостной системы разнообразных  мер, приёмов воздействия на сознание людей, а затем через сознание - и на их поведение. Многообразные приёмы, способы, составляющие структуру метода убеждения, могут иметь разнообразную форму проявления, как посредством словесного воздействия, так и путём проведения организационных, поощрительных и иных мероприятий.

Формы убеждения, применяемые в административной деятельности милиции, разнообразны. Чаще всего используются:

1.  агитационно-пропагандистская  работа;

2.  разъяснение  действующего законодательства;

3.  индивидуальная  работа с разными лицами;

4.   организация шефской работы;

5.  критика  антиобщественных проявлений;

6.  привлечение  лиц к общественно полезной  деятельности;

7.   обучение общественных самодеятельных  формирований приёмам и навыкам  борьбы с правонарушениями;

8.  информирование        государственных        органов,        общественных организаций   о   состоянии   общественного   порядка,   причинах   и условиях, способствующих совершению правонарушений;

9.  популяризация  и поощрение граждан, активно  участвующих в охране общественного  порядка и борьбе с правонарушениями  и др. [2,с.15].

Приведённый выше перечень основных форм убеждения  свидетельствует о том, что они  составляют целостную, стройную систему, состоящую из ряда объединённых внутренней связью элементов.

Применение  милицией указанных средств воздействия  нашло закрепление в действующем законодательстве,      ведомственных     нормативных      актах,

регламентирующих  административную деятельность подразделений  и служб

органов внутренних дел.

Сопоставляя   особенности   использования   метода   убеждения   с   формами профилактической работы, закреплёнными приказами,     инструкциями, наставлениями органов внутренних дел, можно достаточно чётко уловить их общность, как по внешним признакам, так и по содержанию.

В целом  под профилактикой правонарушений принято понимать обнаружение и устранение причин и условий, способствующих совершению противоправных деяний, выявление лиц,    от которых, судя по наличию антиобщественных устремлений,   можно   ожидать   негативных   поступков,   а   также   принятие необходимых мер воспитательного характера, обеспечивающих исправление антисоциальной ориентации указанного контингента.

Вывод о тождественности в своей  основе профилактической деятельности и

реализации    метода    убеждения    наглядно    указывает    на    исторически

сложившийся в государстве приоритет места и роли профилактики во всей

правоохранительной  деятельности. Следовательно, профилактика правонарушений не есть временное, присущее данному этапу развития явление, а    так    же,    как    и    метод    убеждения,    всегда    являлось    и    является основополагающим методом деятельности государства. Она всегда была и будет основным методом  деятельности правоохранительных органов, методом убеждения    граждан  в    необходимости    добровольного,    сознательного исполнения требований действующих правовых актов.

Таким образом, метод убеждения    как основополагающий решения всеми

органами  государства социальных задач применительно  к специфике работы

правоохранительных     органов,     в     том     числе     и     аппаратов     милиции, трансформировался в направление, получившее общепринятое наименование, - профилактика   правонарушений,   или   предупредительно   - профилактическая деятельность.

В   этой   связи   к   вышесказанным   основным   формам   убеждения   имеются основания   отнести  также  и  разноплановую  в   её  различных  проявлениях деятельность милиции по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений (обследование объектов, направление предписаний в учреждения, организации по вопросам безопасности дорожного движения, разрешительной системы, пожарной безопасности, проверка соответствующих категорий лиц, имеющих доступ к объектам разрешительной системы, к материальным ценностям, выезжающих в погранзоны, и др.)

В правовой литературе, в действующем законодательстве не содержится исчерпывающего перечня форм реализации метода убеждения, поскольку вряд ли возможна в этой области деятельности подобного регламента. Поэтому можно сделать вывод о том, что осуществляемые милицией меры, направленные на воспитание граждан в духе правомерного добровольного поведения, можно рассматривать как соответствующие общие или частные формы реализации метода убеждения. В случае несрабатывания метода убеждения и в целом профилактических мер государство бывает вынуждено прибегнуть к использованию совершенно иной системы мер - принудительного характера. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Заключение

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    • под правомерным поведение понимается осознанное поведение субъектов права, соответствующее правовым предписаниям или же не противоречащее им и обеспеченное юридическими средствами. Оно также имеет свою структуру, включающую в себя необходимые элементы: субъект, объект, субъективная сторона, объективная сторона. Существует несколько мотивов правомерного поведения, но наиболее предпочтительным является глубокое осознание субъектами необходимости и целесообразности поступать в соответствии с  правовыми предписаниями. Мы считаем, что правомерное поведение должно всемерно поощряться, т.к. игнорирование многообразных юридических средств поощрения правомерного поведения существенно снижает эффективность работы по укреплению правопорядка.
    • Правонарушение является антиподом правомерного поведения. Под правонарушением понимается противоправное виновное деяние деликтоспособного лица, причиняющее вред другим лицам, обществу в целом и влекущее установленные меры государственного принуждения. Все правонарушения принято разделять по степени их вредности на преступления и правовые проступки. Выделяют три основных вида проступков:
      1. административные;
      2. гражданско – правовые;
      3. дисциплинарные;
    • Таким образом, правонарушение представляет собой акт юридически значимого поведения. Состав правонарушения (структура) включает такие элементы как субъект правонарушения, объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъективная сторона правонарушения. В правовой науке и в законодательстве различают вину за правонарушение в форме умысла и неосторожности.
    • Из проанализированной литературы мы выяснили, что основным направлением деятельности правоохранительных органов республики являются: 1) предупредительно – разъяснительная работа; 2) профилактика правонарушений. Но при успешной деятельности органов внутренних дел, как свидетельствует исторический опыт, возможна в первую очередь лишь благодаря применению метода убеждения (комплекс воспитательных, разъяснительных и поощрительных мероприятий). В случае несрабатывания метода убеждения и в целом профилактических мер государство бывает вынуждено прибегнуть к использованию совершенно иной системы мер принудительного характера.

Подводя итог всему  выше сказанному, нужно отметить, что  в государстве существует множество  механизмов для предотвращения правонарушений и поощрения правомерного поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
     
     
     

Список  используемых источников: 

  1. Конституция Республики Беларусь 1994 года К65 (с изменениями  и дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)- Мн, 2006.- 48 с.
  2. О милиции: Закон Республики Беларусь от 23 февр. 1991 г. // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. №3. с. 150
  3. Алексеев А. И., Сахаров А. Б. Причины преступлений и их устранение органами внутренних дел. М., 1982. с.357
  4. Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В.А. Общая теория государства и права. Курс лекций под общей ред. Проф. Вишневского А. Ф. – Мн., 1998. с.511
  5. Денисов Ю. А. Общая теория правонарушения и ответственности (социологические и юридические аспекты). Л., 1983. с.415
  6. Жегунов Р. Т. Правомерное поведение (материалы к лекции)/ У Право. Культура. Демократия: Сб. ст. М., 1995.
  7. Кожевников С. Н. Правомерное поведение и правонарушение. Сущность и содержание: Учебное пособие. Н. Новгород, 2001. с.246
  8. Кудрявцев В. Н. Закон, поступок, ответственность. М., 1986. с.385
  9. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1986. с.528
  10. Лукьянов В. В. Административное правонарушение и уголовное преступление: в чём различие?// Государство и право. 1996.№ 3.
  11. Малеин Н. С. Правонарушение: понятие, причины ответственность. М., 1985. с.316
  12. Нерсесянц В. С. Общая теория государства и права/ Учебник для ВУЗ-ов.- М., 1990. с.419 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое поведение