Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса связанного с "Правовым статусом судьи конституционного суда Российской Федерации"

Для достижения общей обозначенной цели исследования в работе ставились следующие задачи:
понятие и полномочия Конституционного Суда РФ;
статус судей и деятельность Конституционного Суда РФ;
статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
требования к судье Конституционного суда;
прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

Содержание

Введение 3

Глава I. Конституционный Суд Российской Федерации 5

1.1 Понятие и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 5

1.2 О деятельности Конституционного Суда Российской Федерации 10

Глава II. Полномочия и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда Российской Федерации 12

2.1 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации и его особенности 13

2.2 Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда 32

Заключение 37

Литература 39

Список принятых сокращений 42

Работа содержит 1 файл

мой курсавик готово рада я!ураааап.docx

— 83.51 Кб (Скачать)

                                            МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ  АКАДЕМИЯ ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА» 

(МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА)

ФИЛИАЛ МГЮА ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА В Г. ВОЛОГДЕ

 

 

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

                        курсовая работа

тема: Правовой сТАТУС СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА Российской федерации

                                                                             

 

                                                                                  Научный руководитель:

Выполнил работу: студент 2 курса 2 группы очной формы обучения Иванова Наталия Сергеевна

                     Дата сдачи:

                    Дата рецензирования:

                    Дата защиты:

                    Оценка:

 

 

 

   Вологда  2012

 

Содержание

 

Введение 3

Глава I. Конституционный Суд Российской Федерации 5

1.1 Понятие и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 5

1.2 О деятельности Конституционного Суда Российской Федерации 10

Глава II. Полномочия и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда Российской Федерации 12

2.1 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации и его особенности 13

2.2 Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда 32

Заключение 37

Литература 39

Список принятых сокращений 42

 

 

Введение

 

Статус судей является основой  правового статуса судей. В Российской Федерации правовой статус судей  определен Конституцией РФ 1993 г. и  Законом о статусе судей 1992 г. с последующими изменениями. Все  судьи в РФ обладают единым статусом и различаются между собой  только полномочиями и компетенцией. Однако возможны особенности статуса  некоторых категорий судей (например, членов Конституционного Суда РФ), что  должно быть предусмотрено федеральным  законом. В РФ принят принцип назначения на судебные должности. Судей высших федеральных судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда) назначает Совет Федерации  по представлению Президента РФ, а  всех других федеральных судей - Президент  РФ. Однако самому акту назначения предшествует достаточно сложная процедура проверки кандидата специальными квалификационными  коллегиями судей. На должность судьи  может претендовать гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое  образование и стаж работы не менее  пяти лет. Пребывание в должности  судьи, как правило, не ограничено определенным сроком. Федеральные законы могут  устанавливать дополнительные условия, что, в частности, сделано Федеральным  конституционным законом “О Конституционном  Суде РФ” 1994г. (более высокий возрастной ценз - 40 лет, большой стаж работы по юридической профессии - 15 лет, срок пребывания в должности 12 лет и  др.).

Конституция РФ содержит три формулы - основополагающие начала правового  статуса судей: “судьи независимы” (статья 120), “судьи несменяемы” (статья 121), “судьи неприкосновенны" (статья 122). Независимость судей означает, что при осуществлении своих  судейских полномочий они подчинены  только Конституции и закону; никто  не вправе давать им какие-либо указания, оказывать прямое или косвенное  давление. Судья не обязан давать какие-либо официальные объяснения по существу рассмотренных или находящихся  в производстве дел. Вмешательство  в деятельность по осуществлению  правосудия влечет за собой различные  виды ответственности вплоть до уголовной. Создание подлинно независимого суда в РФ - это большая социальная проблема, решение которой хотя и  заметно продвинулось, но все еще  отягощено наследием прошлого, когда  суды были зависимы от партийных и  советских властей и активно  функционировало “телефонное право”. Важнейшей гарантией независимости  судей, как и судебной власти в  целом, является несменяемость судей.

Закон о статусе судей содержит ряд норм и гарантий в развитие конституционных формул, прежде всего  принципа независимости судей. Вместе с тем в нем определен круг требований, которые статус судьи  налагает на его носителя: судья, осуществляя  свои полномочия, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что  могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или  вызвать сомнение в его объективности  и беспристрастности. Судья не может  баллотироваться в депутаты, быть членом политических партий и участвовать  в политических движениях, заниматься предпринимательской деятельностью, а также совмещать работу в  должности судьи с другой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Актуальность данной темы заключается  в том, что современные служебные  отношения судьи Конституционного суда требуют к себе должного внимания и нахождения ответов на те вопросы, которые выработала практика. Со стороны  конституционно правовой теории, нет  окончательного представления о  характеристике служебных отношений, которые затрагивают конституционный  статус судей.

Становлению и развитию теории правового  статуса судьи Конституционного суда Российской Федерации способствовали фундаментальные исследования таких  теоретиков и практиков как: Авакьян  С.А., Баглай М., Безуглов А.А., Солдатов С.А., Боброва Н.А., Витрук Н.В., Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г., Енгибарян Р.В., Захаров В.В., Козлова Е.И., Кутафин  О.Е., Малько А.В., Лазарев В.В., Саликов  М.С., Комковой Г.Н., Несмеянова С. Э.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса связанного с "Правовым статусом судьи конституционного суда Российской Федерации"

Для достижения общей обозначенной цели исследования в работе ставились  следующие задачи:

  1. понятие и полномочия Конституционного Суда РФ;
  2. статус судей и деятельность Конституционного Суда РФ;
  3. статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
  4. требования к судье Конституционного суда;
  5. прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

Во введении дается общая характеристика курсовой работы: раскрывается актуальность работы, цель и задачи исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, нормативных  правовых актов, библиографического списка и примерного списка принятых сокращений при написании данной курсовой работы.

 

 

 

 

 

 

Глава I. Конституционный Суд Российской Федерации

1.1 Понятие  и полномочия Конституционного  Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Полномочия, порядок образования  и деятельности Конституционного суда РФ определяются Конституцией РФ и  ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный суд  РФ состоит из 19 судей, назначаемых  Советом Федерации по представлению  президента.

Конституционный Суд наделен полномочиями, обеспечивающими защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого  действия Конституции РФ на всей территории страны. 1

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Конституционный  Суд в форме запроса, жалобы или  ходатайства, отвечающего требованиям  Федерального конституционного закона. Круг  органов и лиц, имеющих  право на обращение в зависимости  от его характера определен ст.125 Конституции РФ.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в соответствии Конституции Российской Федерации закона, иного нормативного акта, договора между органами государственной  власти или противоречие в позициях сторон в спорах о компетенции  или неопределенность понимания  положений Конституции, а также  выдвижение

Государственной Думой обвинения  Президента в государственной измене или совершении иного тяжкого  преступления.

Обращение направляется в Конституционный  Суд в письменной форме, с приложением  необходимых документов, подтверждающих его характер, после оплаты государственной  пошлины от одного до пятнадцати минимальных  размеров оплаты труда.

Решение по вопросу о принятии обращения  к рассмотрению принимается Конституционным  Судом в пленарном заседании  не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения.

Конституционный Суд полномочен, осуществлять конституционное правосудие по следующим  категориям дел.

1. О соответствии Конституции  РФ нормативных актов органов  государственной власти и договоров  между ними, а также не вступивших  в силу международных договоров  Российской Федерации.

По делам этой категории Конституционный  Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

  • федеральных законов, нормативных актов Президента и

Правительства РФ, Совета Федерации  и Государственной Думы;

  • конституций республик, уставов, а также законов и иных

нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся  к ведению органов государственной  власти РФ и совместному ведению  органов государственной власти РФ и органов государственной  власти субъектов РФ;

  • договоров между органами государственной власти РФ и органами

государственной власти субъектов  РФ, договоров между органами государственной  власти субъектов РФ;

  • не вступивших в силу международных договоров РФ.

Право на обращение в Конституционный  Суд по упомянутым выше вопросам имеют: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная  Дума, одна пятая членов Совета Федерации  и депутатов Государственной  Думы, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный  Суд РФ, органы законодательной и  исполнительной власти субъектов РФ.

2. По спорам о компетенции:

  • между федеральными органами исполнительной власти;
  • между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • между высшими государственными органами власти субъектов РФ.

Правом на обращение в суд  с ходатайством о разрешении спора  о компетенции, обладает любой из участвующих в споре, перечисленных  выше, а также Президент РФ - в  случае использования согласительных процедур для разрешения возникших  разногласий и передачи дела на рассмотрение суда при недостижении  согласованных  решений. 2

3. О конституционности законов  по жалобам на нарушение конституционных  прав и свобод граждан.

Правом на обращение в Конституционный  Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных  прав и свобод имеют граждане, чьи  права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, а также объединения  граждан и иные органы и лица, указанные в федеральном законе.

Так, в соответствии со ст.101 ФКЗ "О  Конституционном Суде Российской Федерации" суд общей юрисдикции, арбитражный  суд при рассмотрении дела в любой  инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению в  указанном уыделе, обращается в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности данного закона.

Согласно ФЗ "О прокуратуре  Российской Федерации" Генеральный  прокурор РФ вправе обращаться в Конституционный  суд по вопросу нарушения конституционных  прав и свобод граждан законом, примененным  или подлежащим применению в конкретном деле. 3

4. Толкование Конституции дается  Конституционным Судом по запросам  Президента РФ, Совета Федерации,  Государственной Думы, Правительства  РФ, органов законодательной власти  субъектов РФ.

Толкование Конституции РФ Конституционным  Судом является официальным и  обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных  лиц, граждан и их объединений.

5. О даче заключений по соблюдению  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления.

Обращение с запросом о даче заключения направляется в Конституционный  суд Советом Федерации, если обвинение  выдвинуто Государственной думой  и имеется заключение Верховного Суда РФ о наличии в действиях  Президента РФ признаков соответствующего преступления.

Кроме того, Конституционный Суд  выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего ведения, а также осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ, Федеративным договором и федеральными конституционными законами.

Полномочия Конституционного Суда реализуются путем принятия правовых актов, которыми Конституционный суд  в пределах своей компетенции  выражает свою волю посредством констатации  юридически значимых фактов и изложения  государственно-правовых распоряжений. Особенность юридической природы  этих актов состоит в том, что  Конституционный Суд решает исключительно  вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических  обстоятельств во всех случаях, когда  это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Закон определил исчерпывающий  перечень принимаемых Конституционным  Судом актов, относящихся к его  решениям. Это - постановления, заключения, определения и решения по организационным  вопросам.

Постановлением именуется итоговое решение Конституционного Суда, принятое как в пленарном заседании, так  и в заседании палат по существу любого из перечисленных выше конкретных дел, рассматриваемых Конституционным  Судом, кроме дел, связанных с  процедурой импичмента Президента РФ. Итоговое решение о соблюдении порядка  выдвижения обвинения Президента именуется  заключением.

Информация о работе Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской федерации