Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса связанного с "Правовым статусом судьи конституционного суда Российской Федерации"

Для достижения общей обозначенной цели исследования в работе ставились следующие задачи:
понятие и полномочия Конституционного Суда РФ;
статус судей и деятельность Конституционного Суда РФ;
статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
требования к судье Конституционного суда;
прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

Содержание

Введение 3

Глава I. Конституционный Суд Российской Федерации 5

1.1 Понятие и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 5

1.2 О деятельности Конституционного Суда Российской Федерации 10

Глава II. Полномочия и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда Российской Федерации 12

2.1 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации и его особенности 13

2.2 Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда 32

Заключение 37

Литература 39

Список принятых сокращений 42

Работа содержит 1 файл

мой курсавик готово рада я!ураааап.docx

— 83.51 Кб (Скачать)

Все иные решения Конституционного Суда, принимаемые в ходе осуществления  конституционного судопроизводства, именуются  определениями. В заседаниях Конституционного Суда принимаются также решения  по вопросам организации его деятельности (выборы Председателя Суда, формирование палат, утверждение Регламента и  т.д.).

Решения Конституционного Суда принимаются  открытым голосованием путем поименного опроса судей. Председательствующий во всех случаях голосует последним. Решение  считается принятым, если за него проголосовало  большинство участвовавших в  голосовании судей. Решение о  толковании Конституции принимается  большинством не менее двух третей от общего числа судей. Судья Конституционного Суда не вправе воздерживаться или  уклоняться от голосования.

Постановления и заключения Конституционного Суда подлежат незамедлительному опубликованию  в официальных изданиях органов  государственной власти РФ, субъектов  РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда публикуются  также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", а при  необходимости - в иных изданиях.

Юридическая сила решений Конституционного Суда заключается в том, что оно  окончательно, не подлежит обжалованию  и вступает в силу немедленно после  его провозглашения.

Решение Конституционного Суда действует  непосредственно и не требует  подтверждения другими органами и должностными лицами.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в  действие и применению. Решения судов  и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным  законом случаях.

Установлена обязанность государственных  органов и должностных лиц  по приведению законов и иных нормативных  актов в соответствие с Конституцией РФ в связи с решениями Конституционного Суда.

В случае, если решением Конституционного Суда нормативный акт признан  не соответствующим Конституции  РФ полностью или частично, либо из решения Конституционного Суда вытекает необходимость устранения пробела  в правовом регулировании, Президент  РФ, Правительство РФ, законодательный  орган или высшее должностное  лицо субъекта РФ обязаны в установленные  сроки (от 2 до 6 месяцев) принять новый  нормативный акт, признанный неконституционным. Определенно, что при неисполнении решения Конституционного Суда применяются  механизмы ответственности, предусмотренные  федеральным законодательством.

В заключение отметим важную роль Конституционного Суда, связанную с  конкретными сторонами деятельности других правоохранительных органов. Среди  многих решений Конституционного Суда, в качестве примера, сошлемся на некоторые  из них, относящиеся к деятельности суда, следствия и других правоохранительных органов.

По вопросам судебного рассмотрения дел:

  1. Постановлением от 28 ноября 1996г. № 19-П по делу о проверке
  2. Конституционности ст.48 УПК РСФСР признана неконституционной норма, наделяющая судью полномочиями возбуждать уголовное дело по подготовленным в протокольной форме материалам органом дознания и формулировать обвинение, т.е. иначе говоря, из круга обязанностей правосудия исключена несвойственная ему функция осуществления уголовного преследовании;
  3. Постановлением от 16 марта 1998 г. № 9-П по делу о проверке
  4. Конституционности ст.44 УПК РСФСР и ст.123 ГПК РСФСР запрещена передача дел из суда, которому они подсудны, в другой суд, без принятия соответствующего процессуального акта, обосновывающего такое решение;
  5. Постановлением от 2 июля 1998 г. по делу о проверке
  6. Конституционности отдельных положений ст. ст.331 и 464 УПК РСФСР признаны неконституционными нормы, исключающие возможность обжалования и пересмотра в кассационном порядке определения судов первой инстанции о назначении, переносе срока судебного заседания или о направлении дела на дополнительное расследование до постановления приговора по существу.
  7. По вопросам предварительного расследования:
  8. Постановление от 3 мая 1995 года № 4-П по делу о проверке
  9. конституционности ст. ст.220.1 и 220.2 УПК РСФСР расширило круг лиц, имеющих право на судебное обжалование ареста на предварительном следствии, включив в их число также защитников или законных представителей арестованного, причем рассмотрение жалобы осуществляется не только судом по месту содержания лица под стражей, но и другими судебными инстанциями;
  10. Постановление от 13 ноября 1995 г. № 13-П по делу о проверке
  11. конституционности ст. 209 УПК РСФСР ввело право обжалования постановления о прекращении уголовного дела не только вышестоящему прокурору, но и в суд.
  12. По вопросам деятельности других правоохранительных органов:
  13. Постановление от 17 декабря 1996 года № 20-П по проверке конституционности ст.11 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" подтвердило возникшее и подвергнутое сомнению при рассмотрении конкретных дел право производить взыскания с юридических лиц недоимки и пени, в случае задержки уплаты налогов, в бесспорном порядке. Эту же позицию подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 мая 1998 г. № 14-П применительно к взысканиям штрафов за нарушения, связанные с применением контрольно-кассовых машин, сохранив право на последующее судебное обжалование.

Принципиальная позиция Конституционного Суда высказана и по вопросам административной деятельности правоохранительных органов. Постановлением от 28 мая 1999 г. признаны неконституционными нормы ст. ст.226 и 267 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, исключающие право  граждан обратиться в суд для  проверки законности судебного решения  нижестоящего суда по делу об административном правонарушении. Принятые Конституционным  Судом еще в 90-х годах постановления  способствовали устранению нарушений  прав граждан, укреплению авторитета закона и повышению роли правоохранительных органов в обеспечении их правоохранительных функций. Принципиальная позиция Конституционного Суда по существу предопределила новые  подходы к совершенствованию  уголовного, гражданского, арбитражного и административного законодательства, что и нашло отражение в  соответствующем законодательстве, принятом за последние 2-3 года.

1.2 О деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Деятельность Конституционного Суда включает осуществление конституционного правосудия и решение иных вопросов организационного плана.

Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат устанавливается путем  жеребьевки, порядок проведения которой  определяется Регламентом Конституционного Суда. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более  чем три года подряд. Председатель и его заместитель не могут  входить в состав одной и той  же палаты.

Конституционный Суд рассматривает  и разрешает дела в пленарных  заседаниях и заседаниях палат. В  пленарных заседаниях могут рассматриваться  любые вопросы и исключительно - наиболее важные дела: о соответствии Конституции РФ конституционно-правовых актов субъектов РФ, толковании Конституции  РФ и дача заключения о соблюдении порядка импичмента Президенту Российской Федерации. Остальные дела могут  рассматриваться в заседаниях палат.

В пленарных заседаниях также принимаются  послания Конституционного Суда, решается вопрос о выступлении с законодательной  инициативой, формируется персональный состав палат, принимается Регламент  Конституционного Суда, распределяются дела между палатами, принимается  решение о приостановлении или  прекращении полномочий судьи Конституционного Суда.

В пленарных заседаниях избирается Председатель, его заместитель и  судья-секретарь Конституционного Суда. Выборы проводятся в индивидуальном порядке, тайным голосованием, сроком на 3 года. По истечении этого срока  они могут быть избраны на новый  срок. Рассмотрение вопроса о досрочном  освобождении этих лиц возможно по инициативе не менее пяти членов Конституционного Суда и производится большинством не менее двух третей от общего числа  членов Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда:

  • руководит подготовкой пленарных заседаний Конституционного Суда, созывает и председательствует в заседаниях;
  • вносит вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях;
  • представляет Конституционный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями и по уполномочию Конституционного Суда выступает с заявлениями от его имени;
  • осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда, представляет на утверждение Конституционного Суда кандидатуры руководителей Секретариата и других подразделений и служб, а также штатное расписание аппарата.

Вопросы организации внутренней деятельности Конституционного Суда детализируются в Регламенте Конституционного Суда. Регламент устанавливает порядок  определения персонального состава  палат и распределения дел  между ними, очередность рассмотрения дел, некоторые правила процедуры  и этикета в заседаниях, особенности  делопроизводства, требования к работникам аппарата и некоторые другие вопросы. 4

Существенной стороной гарантий деятельности Конституционного Суда является обеспечение  его независимости в финансовом, кадровом и материально-техническом  отношениях. Финансирование Конституционного Суда производится за счет отдельной  строки федерального бюджета и не может быть уменьшено по сравнению  с предыдущим финансовым годом.

Конституционный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей  деятельности. Имущество, необходимое  Конституционному Суду, находится в  его оперативном управлении.

Какое бы то ни было ограничение установленных  законом правовых, организационных, финансовых, материально-технических  и других условий его деятельности не допускается.

Присяга судьи Конституционного Суда гласит: "Клянусь честно и добросовестно  исполнять обязанности судьи  Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции  Российской Федерации, ничему и никому более". 5

Глава II. Полномочия и прекращение полномочий Судьи  Конституционного Суда Российской Федерации

2.1 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации и его особенности

Требования, предъявляемые к кандидату  на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судьей Конституционного Суда РФ может  быть назначен гражданин РФ, достигший  ко дню назначения возраста не менее  сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование  и стаж работы по юридической профессии  не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией  в области права.

Инструкция о порядке определения  стажа работы по юридической профессии  для кандидатов на должности судей  федеральных судов утверждена Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) - 5) 6

Порядок назначения на должность судьи  Конституционного Суда Российской Федерации:

Предложения о кандидатах на должности  судей Конституционного Суда РФ могут  вноситься Президенту РФ членами (депутатами) Совета Федерации и депутатами Государственной  Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов РФ, высшими судебными  органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями.

Совет Федерации рассматривает  вопрос о назначении на должность  судьи Конституционного Суда РФ в  срок не позднее четырнадцати дней с момента получения представления  Президента РФ.

Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность  в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность  судьи Конституционного Суда РФ считается  лицо, получившее при голосовании  большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.

В случае выбытия судьи из состава  Конституционного Суда РФ представление  о назначении другого лица на вакантное  место судьи вносится Президентом  РФ в Совет Федерации не позднее  месяца со дня открытия вакансии. 7

Присяга судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Председатель Совета Федерации  в порядке, установленном Советом  Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи  Конституционного Суда РФ.

Судья Конституционного Суда РФ приносит присягу следующего содержания: "Клянусь  честно и добросовестно исполнять  обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более". 8

Занятия и действия, не совместимые  с должностью судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Судья Конституционного Суда РФ не может  быть членом (депутатом) Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, иных представительных органов, занимать либо сохранять за собой другие государственные  или общественные должности, иметь  частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной и иной творческой деятельности, занятие которой  не должно препятствовать выполнению обязанностей судьи Конституционного Суда РФ и не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласия Конституционного Суда РФ.

Информация о работе Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской федерации