Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса связанного с "Правовым статусом судьи конституционного суда Российской Федерации"

Для достижения общей обозначенной цели исследования в работе ставились следующие задачи:
понятие и полномочия Конституционного Суда РФ;
статус судей и деятельность Конституционного Суда РФ;
статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации;
требования к судье Конституционного суда;
прекращение полномочий судьи Конституционного Суда.

Содержание

Введение 3

Глава I. Конституционный Суд Российской Федерации 5

1.1 Понятие и полномочия Конституционного Суда Российской Федерации 5

1.2 О деятельности Конституционного Суда Российской Федерации 10

Глава II. Полномочия и прекращение полномочий Судьи Конституционного Суда Российской Федерации 12

2.1 Статус судьи Конституционного Суда Российской Федерации и его особенности 13

2.2 Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда 32

Заключение 37

Литература 39

Список принятых сокращений 42

Работа содержит 1 файл

мой курсавик готово рада я!ураааап.docx

— 83.51 Кб (Скачать)

Многие иные содержательные положения Закона о статусе судей распространяются в полной мере либо в мере, оставшейся неурегулированной ФКЗ о КС РФ, на судей КС РФ — это обширная регламентация требований, предъявляемых к судье (ст. 3); регламентация порядка и содержание представления сведений о доходах судьи, о принадлежащем ему на праве собственности имуществе и обязательствах имущественного характера и т. д. (ст. 8.1), и пр.

Более того, следует отметить наметившуюся в последнее десятилетие тенденцию «переноса» некоторых норм из ФКЗ о КС РФ в Закон о статусе судей. Например, изменения в ФКЗ о КС РФ от 15 декабря 2001 г. № 4-ФКЗ, касающиеся неприкосновенности судей КС РФ, в Пояснительной записке к законопроекту объясняются тем, что эти вопросы теперь будут регламентироваться нормами Закона о статусе судей18. Изменения в ФКЗ о КС РФ от 5 апреля 2005 г. № 2-ФКЗ о предельном возрасте для судьи КС РФ объясняются тем, что законопроект направлен на обеспечение единства статуса судей в РФ19 и т. д. Естественно, ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ "О противодействии коррупции«20, как повлекший серьезные изменения в ФЗ о статусе судей и в ФЗ об органах судейского сообщества21, в подавляющей своей части распространяется и на судей КС РФ.

Нельзя не подчеркнуть, что в самом Законе о статусе судей содержатся отдельные положения, прямо — в эксклюзивном режиме — регулирующие отношения с участием судьи КС РФ, например, ст. 12.1 этого закона «Дисциплинарная ответственность судей» содержит отсылочную норму, указывающую, что порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей КС РФ определяется ФКЗ о КС РФ.

Поскольку судьи КС РФ, как и все иные судьи федеральных судов и судов субъектов РФ, являются членами судейского сообщества страны с момента принесения ими присяги и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи (и то за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом в отставку), для выявления особенностей правового положения судьи КС весьма значимым является анализ соответствующих — распространяющихся на судей КС РФ — положений ФЗ об органах судейского сообщества. Среди перечисленных в п. 2 ст. 3 этого закона названных органов в отношении судей КС РФ действуют: Всероссийский съезд судей; Совет судей РФ; общее собрание судей. А закрепленные в ст. 4 этого закона основные задачи органов судейского сообщества (содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти; обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики) решаются судьями КС РФ как непосредственно, так и через делегируемых на Всероссийские съезды судей и в Совет судей РФ своих представителей — судей, избираемых по закрепленным в этом законе нормам представительства (на съезд — 10 судей; в Совет судей РФ — двое судей) в порядке, определенном КС РФ (в настоящее время этот порядок установлен § 74 «Взаимодействие Конституционного Суда с органами судейского сообщества в Российской Федерации» Регламента КС РФ (в редакции от 24 января 2011 г.).

Правовое положение судьи  КС РФ определяется и иными федеральными законами (в той мере, в которой оно не определяется названными ФКЗ и ФЗ), в том числе ТК РФ — ст. 22 Закона о статусе судей (в редакции от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ) прямо указывает: «Законодательство о труде РФ распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим законом».

Те или иные статусные особенности правового положения судьи КС РФ (или грани этих особенностей) определяются указами Президента РФ. Это не только акты кадрового характера (например, ныне утративший силу Указ Президента РФ от 25 декабря 1993 г. № 2289 предусматривал, что предварительный отбор кандидатов на должность судей КС РФ осуществляется Всероссийским съездом судей и Министерством юстиции РФ, которые формируют самостоятельные списки кандидатур, при этом в каждый список должны включаться по две кандидатуры на каждую вакантную должность)22, но и акты, направленные на обеспечение независимости судей КС РФ, например Указы от 14 сентября 1995 г. № 941, от 7 февраля 2000 г. № 306, от 23 декабря 2007 г. № 1741.

Наконец, свою — определенную — роль в рассматриваемой проблеме играют и акты федерального правительства, например Положение о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям КС РФ, пребывающим в отставке, и порядке его выплаты членам семьи умершего (погибшего) судьи, находящихся на его иждивении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1995 г. № 42523.

Моральный и этическо-нравственный компонент статуса любого российского судьи, включая судью КС РФ, базируется как на соответствующих нормативно-правовых предписаниях, так и на корпоративных актах судейского сообщества. Так, Бангалорские принципы поведения судей, утвержденные 25–26 ноября 2002 г. Комиссией ООН по правам человека, включают в себя независимость, беспристрастность, честность, соответствие установленным требованиям, достойное поведение, равенство, компетенцию и добросовестность. В то же время следует обратить внимание на мнение И.-Ф. Штаатса, считающего, что судейская этика не является неизменной и обязательной для всего мира, в силу естественного права, системой правовых норм24, то есть судейская этика в каждой стране может иметь свои особенности.

Для российских судей, в том числе судей КС РФ, основополагающим в этом вопросе служит Кодекс судейской этики, утвержденный VI Всероссийским съездом судей в 2004 г. (он пришел на смену Кодексу чести судьи, но в 2008 г. VII Всероссийским съездом судей было принято решение о необходимости выработки новой редакции Кодекса). Главное требование российского Кодекса судейской этики заключается в том, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществления правосудия. Важно, что закрепленные в этом Кодексе этические правила поведения судьи дифференцированы и относятся как к осуществлению им профессиональной деятельности, так и к поведению судьи во внеслужебной сфере.

Весьма значительную роль в этом компоненте статуса судьи играет присяга. Следует обратить внимание на содержательную разницу в формулах присяги судьи КС РФ и судьи любого иного федерального суда страны. Присяга судьи КС РФ содержит такие слова: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи КС РФ, подчиняясь при этом только Конституции РФ, ничему и никому более (ст. 10 ФКЗ о КС РФ). При этом процедура принесения этой присяги судьей КС РФ детально регламентирована специальным актом — Порядком приведения к присяге судей Конституционного Суда Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 25 октября 1994 г. № 227-СФ)25. Текст же присяги иного федерального судьи таков: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть» (ст. 8 Закона о статусе судей). Базовое и естественное различие здесь состоит в том, что судья КС РФ подчиняется только Конституции РФ, а судья иного федерального суда — только закону (видимо, отталкиваясь от разницы в этих формулах, в юридической среде сформировалось утверждение: «Все судьи судят людей, а судьи КС РФ судят закон»). Не лишено любопытства то обстоятельство, что эта формула присяги судьи КС РФ практически идентична формуле присяги, приносимой избранными в Комитет конституционного надзора СССР (ст. 7 Закона СССР от 23 декабря 1980 г. № 973-1 "О конституционном надзоре в СССР«26): «Торжественно клянусь добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности члена Комитета конституционного надзора СССР, подчиняться при этом всем положениям Конституции Союза Советских Социалистических Республик и ничему, кроме них» (но при этом в силу ст. 8 этого закона досрочное прекращение полномочий лица, принесшего данную присягу, могло иметь место и в случае нарушения им присяги, чего в ФКЗ о КС РФ для судьи КС РФ не предусмотрено, как не было это предусмотрено и Законом РСФСР о КС РСФСР 1991 г., где в формуле присяги судьи КС РСФСР указывалось также, что он клянется... защищать конституционный строй и верховенство Основного Закона РСФСР). Обозначенная разница в формуле присяги судьи КС РСФСР, принесенной судьями, работающими ныне в КС РФ, и формуле ст. 10 ФКЗ о КС РФ 1994 г., также ныне работающими в КС РФ, вряд ли свидетельствует о наличии какой-либо разницы в правовом и этическом планах между ними. Невозможно, кстати, эту разницу увидеть и в том, что в Законе РСФСР о КС РСФСР 1991 г. судей КС также иногда именовали членами КС РСФСР, чего в ФКЗ о КС РФ изначально не было.

2.3 Требования к судье Конституционного  Суда Российской Федерации

Своеобразно сформулированы требования, предъявляемые к судье  Конституционного Суда Российской Федерации, причем не только дополнительные, но даже и те, которые известны Закону о  статусе судей.

Действующий закон о  Конституционном Суде, в частности, не ограничивается общими положениями  о запрете совместительства, данными  в части 3 статьи 3 Закона о статусе  судей, а существенно их развивает. Закон категорически запрещает  судье Конституционного Суда занимать либо сохранять за собой другие государственные  или общественные должности, иметь  частную практику, заниматься предпринимательской, иной оплачиваемой деятельностью, кроме  преподавательской, научной или  иной творческой деятельности. Однако и разрешенная деятельность допустима  постольку, поскольку занятие оной не препятствует выполнению обязанностей судьи.(4)

Отвлечение от основной деятельности для этих занятий не может служить уважительной причиной отсутствия на заседании, если на то не дано согласие Конституционного Суда Российской Федерации. Согласно Закону о Конституционном Суде судьи  этого суда не вправе осуществлять защиту или представительство, кроме  законного представительства, в  суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать, кому бы то ни было покровительство в получении  прав и освобождении от обязанностей.

Категоричнее, чем в Законе о статусе судей, установлены  для судьи Конституционного Суда ограничительные меры по поводу участия  в политических и общественных мероприятиях. Он, как и судья любого другого  суда, не может принадлежать к политическим партиям и движениям.

Согласно закону он не имеет  права их материально поддерживать, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду или  агитацию, участвовать в компаниях  по выборам в органы государственной  власти и органы местного самоуправления, присутствовать на съездах и конференциях политических партий и движений, заниматься иной политической деятельностью.

Он не может также  входить в руководящий состав каких-либо общественных объединений, даже если они не преследуют политических целей. Выступая в средствах массовой информации и перед аудиторией, судья  Конституционного Суда не вправе до принятия решения Конституционным Судом  высказывать свое мнение о вопросе, который изучается, принят к рассмотрению или может стать предметом  рассмотрения в Конституционном  Суде.(5)

Внеся изменения и дополнения в Закон о статусе судей, законодатель расширил круг требований, предъявляемых  к претенденту на должность судьи. Отныне для подтверждения у претендента  на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность  судьи, проводится его предварительное  медицинское освидетельствование. Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, утверждается решением Совета судей Российской Федерации  на основании представления Федерального органа исполнительной власти в области  здравоохранения.

2.2 Прекращение полномочий судьи  Конституционного Суда

1. Председатель Конституционного  Суда созывает пленарное заседание  Конституционного Суда по вопросу  о прекращении полномочий судьи:

1) по основаниям, предусмотренным  пунктами 1 - 5, 9 - 12 части первой статьи 18 Закона о Конституционном Суде, - незамедлительно по получении  информации о наличии соответствующих  обстоятельств;

2) по основаниям, предусмотренным  пунктами 6 - 8 ч.1 ст.18, - незамедлительно  по получении затребованного  им подтверждения о достаточности  оснований для рассмотрения вопроса,  которое дает специальная комиссия  судей (см. параграф 61 настоящего  Регламента).

2. Судья, в отношении которого  возник вопрос о прекращении  его полномочий по основаниям, предусмотренным пунктами 3 - 8 ч.1ст.18 Закона о Конституционном Суде, вправе до созыва пленарного  заседания дать письменные или  устные объяснения. Письменные объяснения  судьи, а также относящиеся  к делу документы представляются  Председателю Конституционного  Суда и рассылаются судьям  незамедлительно. Конституционный  Суд может поручить одному  или нескольким судьям провести  дальнейшую проверку полученных  сведений и собрать дополнительные  материалы, необходимые для решения  вопроса по существу. Пленарное  заседание Конституционного Суда  назначается не позднее 14 дней  со дня поступления информации  о наличии основания для рассмотрения  вопроса о прекращении полномочий  судьи.

3. В пленарном заседании Конституционного  Суда заслушивается судья, о  прекращении полномочий которого  поставлен вопрос, или зачитываются  его письменные объяснения. Затем  заслушиваются судья или судьи,  которым была поручена предварительная  проверка полученных сведений  или сбор дополнительных материалов, необходимых для решения вопроса  по существу. В заседание могут  быть также приглашены лица, передавшие  в Конституционный Суд информацию  о наличии соответствующих обстоятельств,  и иные лица, располагающие сведениями, которые могут иметь значение  для решения вопроса.

4. При рассмотрении Конституционным  Судом вопроса о прекращении  полномочий судьи судья может  пользоваться помощью уполномоченного  им представителя.

5. До рассмотрения Конституционным  Судом вопроса о прекращении  полномочий судьи, за исключением  случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 - 6, 10 - 12 ч.1 ст.18 Закона о Конституционном  Суде, судья может подать заявление  об отставке.

Информация о работе Правовой статус судьи Конституционного Суда Российской федерации