Приоритеты развития местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений развития российской государственности. Местное самоуправление, решая свои задачи, действует в интересах граждан, населения, общества в целом. Оно - логическая часть государства и в этой связи решает, в том числе, и общегосударственные задачи. Именно поэтому формирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, как системы мер, требует детальной научной проработки различных аспектов данного вида юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности этих органов, что и обуславливает актуальность темы данного исследования.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика местного самоуправления
1.1 История становления в России современного местного
самоуправления
1.2 Понятие, функции и принципы местного самоуправления
1.3 Система местного самоуправления. Полномочия
1.4 Гарантии местного самоуправления
2 Понятие и виды контроля за органами и должностными лицами
местного самоуправления
3 Общие положения об ответственности органов и должностных
лиц местного самоуправления
3.1 Становление современного правового регулирования
ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления
3.2 Понятие ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления
4 Классификация ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления
4.1 Виды ответственности
4.2 Формы ответственности
5 Современное состояние и актуальные проблемы местного
самоуправления в России
6 Приоритеты развития местного самоуправления в России
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ООИДЛМСУ.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

      Наличие обладающих экономической и правовой возможностью организационных структур местного самоуправления при активном участии и заинтересованности государства  и населения может привести к  созданию реального эффективного местного самоуправления, а значит, и обеспечению стабильного поступательного развития российского общества и российского государства.

 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

     Заключение  должно содержать краткие выводы по разделам исследования, показывающие его новизну и практическую значимость, предложения по использованию полученных результатов, оценку экономической эффективности. В нем следует приводить только такие выводы, которые согласуются с целью исследования, сформулированной в разделе «ВВЕДЕНИЕ», и излагать таким образом, чтобы их подержание было понятно без чтения текста работы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     На  современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в  России созданы реальные возможности  для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления – населения.

     Современная модель организации местного самоуправления, представляется как система внешних  взаимоотношений – между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних – между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

     Модель  современной организации местного самоуправления имеет следующие  организационные формы для ее осуществления:

     1. Путем референдума, выборов и др. форм прямого волеизъявления граждан;

     2. Через выборные и др. органы  местного самоуправления;

     3. Через территориальное общественное  самоуправление;

     4.  Через созданные союзы и ассоциации органов местного самоуправления и органы территориального общественного самоуправления.

     Новая современная модель при всем многообразии территориальных и организационных  форм осуществления местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

     Принципиальным  отличием современной модели является ее одноуровневый характер: местное  самоуправление не входит в систему  государственной власти, и муниципальные  образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

     Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:

     -решением  вопросов административно-территориального  деления;

     -полномочий  в области экономики и финансов;

     -решение  вопросов социального развития  территории;

     -развитие  культуры и искусства.

     Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

     Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.

     Реализация  потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим  государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

     Современная модель организации местного самоуправления, в отличие от централизованной системы  управления способствует приближению  власти к народу, созданию гибкого механизма с меньшей бюрократией. Она позволяет демократизировать аппарат управления, решать местные вопросы с наибольшей эффективностью.

     В силу сложившегося в современной  России типа органов местного самоуправления, их деятельность тесно связана с  различными формами прямого волеизъявления граждан. Современная модель организации местного самоуправления предполагает оптимальное сочетание институтов прямой и представительной демократии, формальных и неформальных структур, работы на профессиональной и общественной основе.

     Становление местного самоуправления в современной  России является длительным и сложным  процессом, который требует учета  многих социальных, политических, экономических  условий, степени готовности общественного  сознания, темпов изменения менталитета российских граждан. Этим объясняется задержка с реализацией закрепленных Конституцией принципов местного самоуправления и соответствующих конституционных прав граждан.

     Недостаточно     разработанными в концепции современной модели организации местного самоуправления в России является определение сущности природы местного самоуправления, как формы власти. С одной стороны, это общественная форма власти, с другой – ее решения являются обязательными для всех структур, расположенных на его территории. Современное самоуправление, как специфическая форма власти, имеет смешанную общественно-государственную природу.

     Требует совершенствования система отчетности представительных органов и особенно главы муниципального образования, избранных глав администраций, их замены в случае необходимости, определения пределов самостоятельности.

     Взаимоотношения представительных и исполнительных органов местного самоуправления необходимо строить на принципах единства целей  и задач в обеспечении жизнедеятельности  населения муниципального образования, а не политической борьбы.

     Серьезной проработки требует вопрос о регламентации  процедур, связанных с использованием институтов прямой демократии. В муниципальных  образованиях необходимо создание структур, позволяющих населению участвовать в управлении местными делами. Такими структурами могут стать постоянные комиссии для привлечения населения к решению этих дел.

     Реформирование  требует и структура управления городом. С появлением нового административно-территориального деления городов они должны стать более четкими и эффективными, для оперативного решения местных задач.

     Так же требует реформирования и система  взаимоотношений органов государственной  власти с органами местного самоуправления. Зачастую органы государственной власти, особенно субъектов федерации, перекладывают на органы местного самоуправления задачи государственного характера, не подкрепляя их соответствующими финансовыми средствами.

     Проведенный анализ современной модели организации  местного самоуправления в России выявил необходимость более основательного стимулирования этого процесса, так как переход от разработки теории к практическому функционированию местного самоуправления сложен и длителен. Современное российское общество находится в середине пути становления местного самоуправления и, следовательно, исследования по данной теме необходимо продолжать.

 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 
 

     I. Правовые акты

     1  Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом изменений статьи 65, внесенных Указами Президента РФ от 09.01.1996 № 20, от 10.02.1996 № 173, от 09.06.2001 № 679, от 25.07.2003 № 841, Федеральными конституционными законами от 25.03.2004 № 1-ФКЗ, от 14.10.2005 № 6-ФКЗ, от 12.07.2006 № 2-ФКЗ, от 30.12.2006 № 6-ФКЗ, от 21.07.2007 № 5-ФКЗ; Законами РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12. 2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ // Российская газета. 1993. 25 декабря; Собрание законодательства РФ. 1996, № 3, ст. 152; № 7, ст. 676; 2001, № 24, ст. 2421; 2003, № 30, ст. 3051; 2004, № 13, ст. 1110; 2005, № 42, ст. 4212; 2006, № 29, ст. 3119; 2007, № 1 (1 ч.), ст. 1; 2007, № 30, ст. 3745; 2009, № 4 ст. 445.

     2 Федеральный закон от 12.06.2002 г.  № 67-ФЗ (в ред. Федеральных законов  от 27.09.2002 № 119-ФЗ, от 23.06.2003 № 83-ФЗ, от 04.07.2003 № 97-ФЗ, от 04.07.2003 № 102-ФЗ, от 07.06.2004 № 46-ФЗ, от 12.08.2004 № 99-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 11.12.2004 № 159-ФЗ, от 29.06.2005 № 69-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 12.07.2006 № 106-ФЗ, от 12.07.2006 № 107-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 05.12.2006 № 225-ФЗ, от 30.12.2006 № 274-ФЗ, от 30.01.2007 № 6-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 20.04.2007 № 62-ФЗ, от 26.04.2007 № 64-ФЗ, от 24.07.2007 № 211-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 22.07.2008 № 149-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.11.2008 № 222-ФЗ, от 25.12.2008 № 274-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 30.12.2008 № 322-ФЗ, от 09.02.2009 № 3-ФЗ, от 05.04.2009 № 42-ФЗ, от 12.05.2009 № 94-ФЗ, от 03.06.2009 № 108-ФЗ, от 19.07.2009 № 196-ФЗ, от 19.07.2009 № 203-ФЗ, от 09.11.2009 № 250-ФЗ, от 27.12.2009 № 357-ФЗ, от 22.04.2010 № 63-ФЗ, от 31.05.2010 № 112-ФЗ, от 04.06.2010 № 117-ФЗ, от 01.07.2010 № 133-ФЗ, от 27.07.2010 № 222-ФЗ, от 04.10.2010 № 263-ФЗ, от 28.12.2010 № 404-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15-П, Федеральным законом от 23.12.2003 № 186-ФЗ, Постановлений Конституционного Суда РФ от 25.02.2004 № 4-П, от 14.11.2005 № 10-П, Федеральным законом от 24.11.2008 № 207-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 № 14-П) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 24, ст. 2253; № 39, ст. 3642; 2003, № 26, ст. 2572; № 27, ст. 2711, 2716; 2004, № 24, ст. 2335; № 33, ст. 3368; № 35, ст. 3607; № 50, ст. 4950; 2005, № 27, ст. 2708; № 30, ст. 3104; 2006, № 29, ст. 3124, 3125; № 31, ст. 3427; № 50, ст. 5303; 2007, № 1, ст. 37; № 6, ст. 681; № 10, ст. 1151; № 17, ст. 1938; № 18, ст. 2118; № 31, ст. 4008, 4011; 2008, № 30, ст. 3605, 3616; № 48, ст. 5517; № 52, ст. 6229, 6236; 2009, № 1, ст. 30; № 7, ст. 771; № 14, ст. 1577; № 20, ст. 2391; № 23, ст. 2763; № 29, ст. 3633, 3640; № 45, ст. 5268; № 52, ст. 6433; 2010, № 17, ст. 1986; № 23, ст. 2794, 2799; № 27, ст. 3417; № 31, ст. 4191; № 41 (2 ч.), ст. 5192; 2011, № 1, ст. 16.

 

     II. Историко-правовые источники

     3 Манифест от 17 октября 1905 г. Об  усовершенствовании государственного  порядка» // Российское законодательство  X - XX веков. Т. 9. Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. - М.: Юрид. лит., 1994. С. 40-41.

 

     III. Специальная литература

     5 Авакьян     С.А.     Конституция     России:      природа,     эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД «Сашко», 2000. - 528 с.

     6 Данилов А.А., Пыжиков А.В. Неизвестный конституционный проект (О разработке Основного Закона страны в  1962-1964 гг.) // Государство и право. 2002. № 1. С.15-16.

Информация о работе Приоритеты развития местного самоуправления в России