Приоритеты развития местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений развития российской государственности. Местное самоуправление, решая свои задачи, действует в интересах граждан, населения, общества в целом. Оно - логическая часть государства и в этой связи решает, в том числе, и общегосударственные задачи. Именно поэтому формирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, как системы мер, требует детальной научной проработки различных аспектов данного вида юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности этих органов, что и обуславливает актуальность темы данного исследования.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика местного самоуправления
1.1 История становления в России современного местного
самоуправления
1.2 Понятие, функции и принципы местного самоуправления
1.3 Система местного самоуправления. Полномочия
1.4 Гарантии местного самоуправления
2 Понятие и виды контроля за органами и должностными лицами
местного самоуправления
3 Общие положения об ответственности органов и должностных
лиц местного самоуправления
3.1 Становление современного правового регулирования
ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления
3.2 Понятие ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления
4 Классификация ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления
4.1 Виды ответственности
4.2 Формы ответственности
5 Современное состояние и актуальные проблемы местного
самоуправления в России
6 Приоритеты развития местного самоуправления в России
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ООИДЛМСУ.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ 
 

      Дипломная работа содержит 50 с., 35 источников. 

      Местное самоуправление, правовая основа местного самоуправления, территориальное общественное местное самоуправление, органы и должностные лица, федеральный закон, конституция, ответственность, полномочия, гарантии, функции, принципы, система местного самоуправления. 
 

      Объектом  исследования в данной работе является юридическая ответственность в  сфере местного самоуправления.

      В работе проведено теоретико-правовое исследование соотношения конституционно-правовой и муниципально-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

      Цель  дипломной работы — раскрыть значение юридической ответственности в структуре конституционно-правового статуса органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

      Основу  исследований составляют особенности  применения конституционно-правовой ответственности  в сфере местного самоуправления.

        В результате исследований были выявлены проблемы и перспективы совершенствования законодательства РФ, регламентирующего конституционно-правовую ответственность в сфере местного самоуправления, и разработаны предложения по совершенствованию правового регулирования и практики привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности.   
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение

1  Общая характеристика местного самоуправления

    1.1 История становления в России современного местного

          самоуправления

    1.2 Понятие, функции и принципы местного самоуправления

    1.3 Система местного самоуправления. Полномочия

    1.4 Гарантии местного самоуправления

2  Понятие и виды контроля за органами и должностными лицами

    местного самоуправления

3  Общие положения об ответственности органов и должностных

    лиц местного самоуправления

    3.1 Становление современного правового регулирования

          ответственности органов и должностных лиц местного

          самоуправления

    3.2 Понятие ответственности органов и должностных лиц местного

          самоуправления

4  Классификация ответственности органов и должностных лиц

    местного самоуправления

    4.1 Виды ответственности

    4.2 Формы ответственности

5  Современное состояние и актуальные проблемы местного

    самоуправления в России

6  Приоритеты  развития местного самоуправления  в России

Заключение

Библиографический список

Приложение  А.

5

5

7 

9

9

9

9 

9 

9 

9 

9 

9 
 

9 

9 

9 

 

ВВЕДЕНИЕ 

      Конституция Российской Федерации 1993 года послужила  важнейшим основанием становления  нового института народовластии  в России - местного самоуправления. Принцип признания и гарантированности местного самоуправления, закрепленный в ст.12, 133 Конституции Российской Федерации, представляет собой одно из базовых явлений, обеспечивающих организацию и функционирование местного самоуправления в Российской Федерации

      В настоящее время местное самоуправление в Российской Федерации все более  отчетливо становится неотъемлемой частью публичной власти. На протяжении последних лет наблюдается сложный, многоэтапный процесс становления  организационных, правовых, территориальных и финансово-экономических основ местного самоуправления. В то же время актуальным является вопрос об установлении и регулировании ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

      В целом проблема ответственности  в деятельности органов власти является определяющим началом современной концепции демократии в государстве. Бесспорным является тот факт, что для демократического правового государства необходимо иметь эффективно действующий механизм ответственности власти перед народом. Эти положения должны стать базисом для формирования института конституционно-правовой ответственности - ответственности органов и должностных лиц за ненадлежащее осуществление публичной власти.

      Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает важным элементом их правового статуса, гарантией их должного поведения и добросовестного осуществления своих полномочий.

      Местное самоуправление не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений развития российской государственности. Местное самоуправление, решая свои задачи, действует в интересах граждан, населения, общества в целом. Оно - логическая часть государства и в этой связи решает, в том числе, и общегосударственные задачи. Именно поэтому формирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, как системы мер, требует детальной научной проработки различных аспектов данного вида юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности этих органов, что и обуславливает актуальность темы данного исследования.

      Таким образом, целью настоящей работы ставится формирование на основе научно-теоретического анализа целостного представления  об ответственности органов местного самоуправления как вида конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления.

      1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 
 

     1.1 История становления в России современного местного самоуправления

     Местное самоуправление в России существует и развивается с древнейших времен. Оно сопровождает всю историю нашей страны. Зародившись еще в средние века, и угасшее во времена правления Ивана Грозного, оно вновь возрождается в XVI столетии. Местное самоуправление подвергалось реформированию очень много раз: Иван Грозный и Петр I, Екатерина Великая и Александр II и др. властители искали наиболее подходящие формы местного самоуправления.

     К 1917 году в России сформировалась развитая система местного самоуправления состоящая из самоуправления крестьянских общин и волостей, самоуправления земств, городов и уездов, самоуправления дворянского и мещанского сословий.

     Но  у русского общественного строя был органический недостаток — изолированность, обособленность друг от друга самоуправляющихся обществ, делающих их беззащитными перед центральной властью. Отсутствовало необходимое взаимодействие соседних самоуправляющихся территорий. Нехватка горизонтальных связей, излишняя замкнутость управления на бюрократизированый центр в конечном итоге привели к разрушению местного самоуправления после событий 1917 г.

     В Советском государстве с первых лет его существования создается  единая система Советов - «сверху донизу». Ее низовые звенья выполняли функции местных органов государственной власти и местных органов государственного управления. Такое построение способствовало быстроте и согласованности действий всех звеньев, но существенно ограничивало самостоятельность местных органов. Лозунг "повышение роли Советов" оставался неизменным несколько десятилетий, отражая устойчивую зависимость их положения от центра и партийных органов [1].

     В Советский период идеи местного самоуправления не были полностью чужды доктрине и практике тех лет. Однако формирование местного самоуправления было начато лишь в 90-е гг.

     Принимаются правовые основы становления местного самоуправления в России: в 1990 г. Верховный Совет СССР принял Закон "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР", в 1991 г. в РСФСР был утвержден Закон о местном самоуправлении [3], а в 1993 г. принципиальные положения о местном самоуправлении были закреплены в Конституции Российской Федерации.

     Новый курс и новые правовые акты способствуют масштабному развитию идей и институтов местного самоуправления. В областях, городах и районах стали создаваться  самоуправленческие органы. Процесс  протекал быстро и в то же время весьма болезненно. И не случайно подготвка Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" была столь длительной и противоречивой. Многократно обсуждались разные концепции, проводились парламентские слушания и семинары, изучался и учитывался многообразный местный и международный опыт [4].

     Во время принятия закона подразумевалось, что вся Россия, подобно европейским странам и США, покроется муниципальными образованиями. Однако низкая гражданская активность россиян позволила местным элитам, сориентированным на сохранение прежней административно-командной вертикали, провести на референдумах решения, по которым муниципальным образованием становился, как правило, район. Районы сохранили "вассальную" зависимость от государственной власти субъекта Федерации.

     Формирование  местного самоуправления было начато по российской традиции — “сверху”. После силового “упразднения” Верховного Совета России в октябре 1993 г. советская власть на местах в большинстве субъектов Российской Федерации была демонтирована, а для замены понадобилось местное самоуправление [2].

     1.2 Понятие, функции  и принципы местного  самоуправления 

     Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную  отечественную политическую терминологию. Впервые слова "местное самоуправление" в качестве официального юридического термина появились в 1990 году в союзном Законе "Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР".

     Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

     Под местным самоуправлением понимается право и способность органов  местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел  и управлять ею, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

     При уяснении сущности местного самоуправления необходимо обратить внимание на следующее. Во-первых, местное самоуправление признается в качестве самостоятельного уровня публичной власти, следовательно, местное самоуправление обладает всеми основными признаками и свойствами власти и может осуществляться в двух основных формах народовластия: непосредственно и опосредованно, т.е. через органы местного самоуправления. Во-вторых, самостоятельность местного самоуправления не безгранична: оно может осуществляться в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, издаваемыми в соответствии с федеральными законами. В-третьих, автономность и самостоятельность местного самоуправления не означают полной его изолированности, многие вопросы местного значения население не в состоянии решать самостоятельно, в то же время некоторые государственные функции эффективно могут выполняться органами публичной власти на местах. Поэтому Конституция РФ предусматривает, что органы местного самоуправления могут наделяться законом, отдельными полномочиями с передачей для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 132). Данное конституционное положение корреспондирует и Европейская хартия местного самоуправления, п. 3 ст. 4 которой закрепляет, что осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам.

     Функции местного самоуправления

     В соответствии с Конституцией РФ местное  самоуправление осуществляет ряд функций, охватывающих основные направления  деятельности местного самоуправления, характеризующие его природу  и социальное назначение. Так, местное  самоуправление:

     а) обеспечивает участие населения в самостоятельном решении местных вопросов;

     б) обеспечивает социально-экономическое  развитие соответствующей территории;

     в) управляет муниципальной собственностью;

     г) обеспечивает потребности населения  в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;

Информация о работе Приоритеты развития местного самоуправления в России