Приоритеты развития местного самоуправления в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Местное самоуправление не может осуществляться вне рамок общего процесса государственного строительства в отрыве от других направлений развития российской государственности. Местное самоуправление, решая свои задачи, действует в интересах граждан, населения, общества в целом. Оно - логическая часть государства и в этой связи решает, в том числе, и общегосударственные задачи. Именно поэтому формирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, как системы мер, требует детальной научной проработки различных аспектов данного вида юридической ответственности, специфики ее проявления в деятельности этих органов, что и обуславливает актуальность темы данного исследования.

Содержание

Введение
1 Общая характеристика местного самоуправления
1.1 История становления в России современного местного
самоуправления
1.2 Понятие, функции и принципы местного самоуправления
1.3 Система местного самоуправления. Полномочия
1.4 Гарантии местного самоуправления
2 Понятие и виды контроля за органами и должностными лицами
местного самоуправления
3 Общие положения об ответственности органов и должностных
лиц местного самоуправления
3.1 Становление современного правового регулирования
ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления
3.2 Понятие ответственности органов и должностных лиц местного
самоуправления
4 Классификация ответственности органов и должностных лиц
местного самоуправления
4.1 Виды ответственности
4.2 Формы ответственности
5 Современное состояние и актуальные проблемы местного
самоуправления в России
6 Приоритеты развития местного самоуправления в России
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ООИДЛМСУ.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

     д) осуществляет защиту интересов и  прав местного самоуправления;

     е) обеспечивает охрану общественного  порядка, реализацию законов, поддержание  правопорядка на территории муниципального образования.

     Как одна из форм власти, местная власть, реализует политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.

     Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию  граждан, их непосредственное участие  в управлении местными делами и в  этом смысле является одной из структур гражданского общества.

     Как организатор местного хозяйства, местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества. Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан - не его дело. Общественные и другие некоммерческие организации выполняют функцию самоорганизации граждан, и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства «не доходят руки», привлекает для их решения местные ресурсы.

     Принципы местного самоуправления

     Принципы  местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых ими органов, самостоятельно осуществляющих управление делами.

     В принципах местного самоуправления находят отражение требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Для них характерно:

     а) построение и функционирование муниципальной  власти;

     б) уяснение сущности местного самоуправления, его отличительные черты и  признаки;

     в) выступление в качестве критерия оценки действующей системы местного самоуправления: насколько она отвечает началам и идеям, выраженным в принципах местного самоуправления;

     г) способствование сохранению преемственности  в развитии институтов местного самоуправления.

     Конституция РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», основываясь на положениях Европейской хартии о местном самоуправлении, закрепляют общие принципы местного самоуправления, присущие всей системе местного самоуправления в Российской Федерации. В рамках данных принципов осуществляется регулирование особенностей организации местного самоуправления в приграничных территориях, закрытых административно-территориальных образованиях, правовое регулирование местного самоуправления в субъектах РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

     Реализация  принципов местного самоуправления обеспечивается не только их правовым закреплением в законодательстве, уставах  муниципальных образований, но и  системой организационных форм и методов муниципальной работы. Принципы местного самоуправления делятся на общие (воздействуют на все сферы местного самоуправления) и специальные (относятся к отдельным сферам местного самоуправления).

     К общим принципам местного самоуправления относятся:

     а) верховенство Конституции РФ, федеральных  конституционных законов и федеральных  законов;

     б) самостоятельность решения населением вопросов местного значения;

     в) организационное обособление местного самоуправления, его органов в  системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;

     г) соответствие материальных и финансовых ресурсов местного самоуправления его  полномочиям;

     д) ответственность органов и должностных  лиц местного самоуправления перед населением;

     е) многообразие организационных форм осуществления местного самоуправления;

     ж) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

     з) законность в организации и деятельности местного самоуправления;

     и) гласность деятельности местного самоуправления;

     к) коллегиальность и единоначалие в деятельности местного самоуправления;

     л) государственная гарантия и поддержка  местного самоуправления.

     К специальным принципам местного самоуправления относятся:

     а) принцип компенсации увеличения расходов или уменьшения доходов органов местного самоуправления, возникших в результате решений органов государственной власти;

     б) принцип получения органами местного самоуправления платы за пользование  на их территории природными ресурсами  и др.

     1.3 Система местного самоуправления

     Согласно  ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. В этом смысле также можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Вместе с тем органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также защиту этих прав.

     Следовательно, самостоятельность местного самоуправления имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральным законодательством, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами общества и государства.

     Деятельность  органов местного самоуправления характеризуется такими чертами, как наличие властных полномочий, обязательность принимаемых решений для всех физических, а также юридических лиц и организаций, находящихся на территории муниципального образования, в рамках которой действуют соответствующие органы местного самоуправления.

     К органам местного самоуправления относятся  выборные органы и другие органы (невыборные), образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

     Формами непосредственного осуществления  населением местного самоуправления являются:

     - местный референдум;

     - муниципальные выборы;

     - голосование населения по вопросам  местного значения;

     - сход граждан, осуществляющий  полномочия представительного органа;

     - правотворческая инициатива граждан  (связана с реализацией права внесения на рассмотрение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению);

     - территориальное общественное самоуправление;

     - публичные слушания (проводятся  для обсуждения проектов муниципальных правовых актов);

     - собрания граждан (проводятся  для обсуждения вопросов местного  значения; итоги собрания граждан  подлежат официальному опубликованию  (обнародованию); обращения подлежат  обязательному рассмотрению органами  местного самоуправления и должностными лицами);

     - конференция граждан - осуществляют  в определенных случаях полномочия  собраний граждан;

     - опрос граждан (проводится на  территории муниципального образования  для выявления мнения населения  и его учета при принятии  решений органами местного самоуправления);

     - индивидуальные и коллективные  обращения граждан;

     - иные формы, не противоречащие  Конституции РФ, федеральному или  региональному законодательству.

     Опосредованная  форма осуществления власти на местах заключается в осуществлении  местного самоуправления через органы и должностных лиц местного самоуправления. Структура органов местного самоуправления (организационная основа местного самоуправления) определяется населением самостоятельно, однако по общему правилу она включает:

     - представительный орган местного самоуправления;

     - главу муниципального образования;

     - местную администрацию (исполнительно-распорядительный  орган муниципального образования).

     Может образовываться и контрольный орган  муниципального образования в целях  контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением порядка подготовки и рассмотрением местного бюджета, отчета о его исполнении (контрольно-счетная  палата, ревизионная комиссия и т.п.) и иные органы местного самоуправления. Для подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума может формироваться избирательная комиссия муниципального образования.

     Представительный  орган местного самоуправления (дума, собрание представителей, совет депутатов, муниципальное собрание и т.п.) может формироваться путем проведения муниципальных выборов (в поселениях) либо состоять из глав поселений и депутатов представительных органов этих поселений, входящих в состав муниципального района.

     Составной частью системы местного самоуправления являются органы территориального общественного  самоуправления населения, которые  создаются по инициативе граждан  на основе их добровольного волеизъявления и характеризуются территориальным  признаком организации и деятельности, представительным характером, общественной формой и самоуправленческой природой.

     Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ в муниципальных образованиях - городских, сельских поселениях, муниципальных  районах, городских округах либо внутригородских территориях городов федерального значения.

     Таким образом, органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно  населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования  органы, осуществляющие функции публичной власти на территории муниципального образования. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно - распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

     Органы  местного самоуправления наделяются собственной  компетенцией на решение вопросов местного значения, а также могут исполнять  некоторые государственные полномочия по поручению органов государственной  власти.

     Полномочия  местного самоуправления

     Компетенцию органов местного самоуправления образуют предметы ведения и полномочия, обусловленные вопросами местного значения и закрепленные уставами муниципальных образований. Выделяются несколько групп полномочий органов местного самоуправления:

     1. В области бюджета и финансов органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы; образуют внебюджетные фонды, определяют их статус и целевое назначение; учреждают фонды для кредитования целевых программ, в том числе фонды социальной защиты, дотационные фонды и др.

     2. В области управления муниципальной собственностью, взаимоотношений с предприятиями, организациями, расположенными на территории местного самоуправления, органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, определяют в соответствии с законодательством условия приобретения, преобразования объектов муниципальной собственности и др.

Информация о работе Приоритеты развития местного самоуправления в России