Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 14:24, шпаргалка

Описание работы

Административное право – одна из важнейших отраслей правовой системы РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с практической реализацией исполнительной власти, или, в более широком понимании, – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.
Сущность административного права:
– является публичным правом, призванным обеспечить публичный интерес, регулируя отношения, связанные с управлением общественными процессами;
– нормы административного права обеспечивают интересы общества, государства, коллективов, права и интересы граждан и т. д.;
– составляет основу правового регулирования разнообразных общественных отношений.
В основе разделения отраслей права лежит предмет правового регулирования. В административном праве он включает в себя:

Содержание

1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ» В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
3. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
4. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
5. ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
6. СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА С ДРУГИМИ ОТРАСЛЯМИ ПРАВА
7. СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
8. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ
9. ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
10. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ
11. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
12. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН
14. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ
15. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
16. ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РФ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
17. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ), ЕГО КОМПЕТЕНЦИЯ И СТРУКТУРА
18. СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
19. СТРУКТУРА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ
20. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
21. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРЕЗИДЕНТА РФ КАК РУКОВОДИТЕЛЯ СИСТЕМЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
22. ПРАВОВОЙ СТАТУС, СТРУКТУРА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА РФ
23. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ
24. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩЕГО
25. ПОНЯТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖАЩЕГО
26. ПОСТУПЛЕНИЕ НА СЛУЖБУ И СПОСОБЫ ЗАМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
27. АТТЕСТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
28. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СЛУЖАЩИХ
29. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
30. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
31. ПОНЯТИЕ МЕТОДА АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ, ВИДЫ МЕТОДОВ
32. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
33. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ
34. ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
35. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
36. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
37. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
38. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
39. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАКАЗАНИЯ
40. ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ДИСЦИПЛИНЫ
41. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
42. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
43. ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ
44. ХАРАКТЕРИСТИКА РОССИЙСКОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ КАК ОБЪЕКТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
45. ОТРАСЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОМ И АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ
46. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
47. ОТРАСЛЕВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ
48. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУКИ В РФ
49. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
50. ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНИЗАЦИЙ КУЛЬТУРЫ. МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РФ
51. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
52. КОНТРОЛЬ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ КОМПЛЕКСЕ
53. СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
54. ПОНЯТИЕ И СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ДЕЛАМИ
55. МИГРАЦИОННОЕ ДЕЛО
56. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЪЕЗДА В РФ И ВЫЕЗДА ИЗ РФ
57. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОНОЙ
58. ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
59. АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА
60. ОХРАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ, АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
61. ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ
62. СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РФ
63. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ РФ
64. ПОНЯТИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИЕЙ», СИСТЕМА, ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ
65. ПОНЯТИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
66. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
67. ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В РФ
68. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖАЩИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ (ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ)
69. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
70. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
71. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
72. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
73. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ
74. ПРАВОВОЙ СТАТУС ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
75. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ
76. ПОНЯТИЕ БЕЗОПАСНОСТИ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА
77. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
78. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА
79. РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
80. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА
81. ОРГАНЫ (ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА), УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
82. УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
83. ПРОТОКОЛ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ
84. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
85. ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
86. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
87. АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ
88. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
89. ОБЖАЛОВАНИЕ, ОПРОТЕСТОВАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
90. ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Работа содержит 1 файл

Шпаргалка по административному праву_Костькова О.В_2010 -64с.doc

— 631.00 Кб (Скачать)

– субъект административных правоотношений совпадает с субъектом государственного управления – это либо гражданин, либо объединение граждан, в том числе государственный орган;

– юридические факты, обусловливающие возникновение, изменение и прекращение правовых отношений;

– содержание, которое включает в себя субъективные права и юридические обязанности;

– метод админстративно-правового регулирования показывает способ взаимодействия субъектов административных правоотношений;

– способы защиты административно-правовых отношений (самозащита, административный, судебный). Виды административно-правовых отношений:

1) по характеру правоотношений:

– материальные, основанные на нормах материального права;

– процессуальные, возникающие в связи с практической реализацией материальных норм;

2) по виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:

– горизонтальные – возникают при взаимодействии властных структур между собой в условиях, когда отсутствует соподчиненность;

– вертикальные – возникают с случаях, когда одна сторона правоотношений организационно или иным образом подчинена другой либо когда законом предусмотрена обязательность актов управляющего субъекта;

– субординационные – основаны на властных правомочиях одного из субъектов в отношении другого (соподчинение);

– координационные – властные полномочия используются для эффективной совместной деятельности нескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

– регулятивные – регулируют экономические отношения и личные неимущественные отношения. При помощи данного вида отношений осуществляется правомерная деятельность граждан и организаций;

– охранительные – направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также государственно-принудительных мер защиты субъективных прав.

 

12. СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

Субъектами любой отрасли права  признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

Субъект административного права  – это лицо, которое является потенциальным участником административного правоотношения, отвечающее особым признакам, закрепленным в нормах административного права, обусловливающим возможность приобретать и реализовывать права и обязанности на основании таких норм.

Административно-правовой статус – это совокупность прав и обязанностей физического или юридического лица, закрепленных за субъектами нормами административного права.

Характерной особенностью административного  права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Необходимым условием участия в  административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи  двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную  законом возможность субъекта иметь  права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности. Признаки административной правоспособности:

– управленческая сущность;

– наличие специальных прав и обязанностей субъектов административного права;

– юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;

– реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;

– обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане. Административная дееспособность – возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев – и за бездействие). Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Виды субъектов административного  права:

1) индивидуальные:

– граждане РФ;

– иностранные граждане;

– лица без гражданства;

– государственные служащие или должностные лица;

2) коллективные:

– государственные (органы исполнительной власти, государственные предприятия и учреждения, структурные подразделения органов исполнительной власти);

– негосударственные (общественные объединения, трудовые коллективы, органы местного самоуправления, коммерческие объединения).

 

13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН

 

Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового  статуса личности, закрепленного  Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Административно-правовые гарантии –  это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и  ответственности субъектов административного  правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий:

– экономические;

– политические;

– идеологические;

– организационные;

– юридические.

Способы защиты субъективных права  и свобод:

– самозащита;

– судебная защита;

– внесудебная защита.

Граждане вправе обратиться за защитой  нарушенных прав и интересов в  вышестоящие органы и к вышестоящим  должностным лицам в порядке их подчиненности.

При этом:

– граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;

– граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;

– рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Формы обращения граждан за защитой:

– предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

– заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц;

– жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц. Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как названные  действия (решения), так и послужившую  основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся  сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление  прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Обращение граждан за защитой в  суд можно разделить на два  вида: исковое заявление; заявление.

 

14. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОБЪЕДИНЕНИЙ

 

Организация – это коллектив  работников разной численности, возглавляемый  органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.

Органы управления: единоличные (директор, ректор и т. д.); коллегиальные (совет директоров); временные (конкурсный управляющий).

Виды организаций: коммерческие; некоммерческие; предприятия; учреждения.

По видам собственности:

– государственные;

– негосударственные.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица – общественные объединения.

Признаки общественных объединений:

– добровольное;

– самоуправляемое;

– некоммерческое;

– негосударственная структура;

– действует на основании устава.

Виды общественных объединений: 1) в зависимости от организационно-правовой формы:

– общественная организация – основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;

– общественное движение – состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;

– общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах;

– общественное учреждение – не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;

– орган общественной самодеятельности – не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания;

– политическая партия.

2) в зависимости от объема прав:

– обладающие правами юридического лица (подлежащие государственной регистрации);

– не обладающие правами юридического лица (не регистрируемые);

3) в зависимости от территории деятельности:

– местные;

– региональные;

– межрегиональные;

– общероссийские.

 

15. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Правовая форма государственного управления – это юридически оформленное  деяние органа исполнительной власти (иного властного субъекта), его представителя (должностного лица), осуществленное в рамках компетенции и влекущее юридические последствия, т. е. обладающее свойствами юридического факта.

Признаки:

– государственное управление – это деятельность органов государственной власти по регулированию общественных отношений с целью придания им организованной правовой формы;

– государственное управление – это одновременно форма осуществления одной из ветвей государственной власти – исполнительной, заключающейся в деятельности вполне определенных органов государства (исполнительных органов) по его управлению.

Особенности государственного управления:

– государственное управление имеет ярко выраженный правовой характер, направлено на реализацию законов и подзаконных актов;

– государственное управление осуществляется непрерывно;

– государственное управление имеет свою структуру, включающую в себя: объект государственного управления (различные системы, люди, предметы, явления и т. д.), субъект (органы исполнительной власти), сферы государственного управления, процесс государственного управления (функции, формы, методы управления);

– государственное управление – подзаконная деятельность, осуществляемая «на основе и во исполнение закона», она вторична по отношению к законодательной власти.

Государственное управление включает в себя исполнительную ветвь власти и имеет ряд особенных черт:

– являясь самостоятельной ветвью власти, тесно взаимодействует с законодательной и судебной;

– основная задача исполнительной власти – реализация законов и иных нормативных актов;

– специальные субъекты – органы исполнительной власти РФ, круг и полномочия которых закреплены законодательно;

– данная ветвь власти имеет исполнительно-распорядительный характер. По отношению к вышестоящему тот или иной орган или должностное лицо является исполнительным, по отношению к нижестоящему– распорядительным, по этому принципу строится вертикаль исполнительной власти. Методом административно-правового регулирования является совокупность средств и способов воздействия на управленческие отношения, на поведение их участников.

Выделяют следующие методы административного  права:

– метод власти-подчинения, согласно которому один участник административных правоотношений подчиняется другому;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"