Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".

Работа содержит 1 файл

шпоры апип.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

 

90.УПРАВЛЕНИЕ ЮСТИЦИЕЙ

          Обеспечение  исполнения законов всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами, борьба с нарушениями законов, защита прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций возложены на государственные органы и организации. К их числу относятся суды, в том числе и хозяйственные, органы нотариата, адвокатуры, юридическая служба министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, а также приватные юридические службы и нотариаты. Руководство деятельностью перечисленных органов и составляет самостоятельную отрасль государственного управления – управление юстицией.           Управление юстицией представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, состоящую в организационном руководстве судами, правовой работой в государственном управлении, руководстве нотариатом, органами записи гражданского состояния и адвокатуры; совершенствовании законодательства, его систематизации и координации; методическом руководстве и координации государственных органов и общественных организаций по пропаганде законодательства.  Центральным органом управления является Министерство юстиции, в систему которого входит: управления юстиции областных и Минского городского исполнительных комитетов; государственные нотариальные конторы; научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы; специализированная коллегия адвокатов Республики Беларусь; Республиканский трудовой арбитраж; департамент нормотворческой деятельности. Административно-правовое регулирование управления юстицией осуществляется на основе Конституции Республики Беларусь, текущего законодательства и положений об органах юстиции. В соответствии с Положением “О Министерстве юстиции”, утверждённом постановлением СМ от 31.10.2001г., главными задачами являются: подготовка и внесение предложений по совершенствованию законодательства; разработка проектов законодательных актов и решений Правительства; дача заключений по проектам законодательных актов, поступающих от Президента Республики Беларусь, Парламента, Совета Министров, министерств, госкомитетов, ведомств. учёт, систематизация и кодификация законодательства; организационное обеспечение деятельности судов всех уровней; организация исполнения судебных и иных решений, исполнение которых в соответствии с законом возложено на судебных исполнителей; правовая экспертиза правовых актов; регистрация политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений, осуществление контроля за соблюдением ими их уставов; организация и развитие системы юридических услуг, необходимой для реализации прав и законных интересов граждан; организация научно-исследовательской работы в области криминологии, криминалистики и судебной экспертизы; обеспечение кадрами судов и других органов юстиции, повышение их квалификации; ведение Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с Положением “О нотариате и нотариальной деятельности в РБ, утверждённом указом Президента РБ от 2.02.2000 г., главной задачей нотариальных органов является охрана законных прав и интересов граждан, совершение нотариальных действий по удостоверению нотариальных договоров и сделок, оформление наследства и т.д.  Органы управления юстицией руководят деятельностью органов записи актов гражданского состояния (ЗАГС), которые регистрируют факты рождения, смерти, брака, развода, усыновления, изменения фамилии и имени. Органы ЗАГСа образуются местными Советами депутатов и находятся в непосредственном подчинении городских, районных исполкомов (администрации). Функции нотариатов и ЗАГСов в сельской местности выполняют сельские, поселковые исполкомы. Органы управления юстицией принимают меры по совершенствованию работы ЗАГСов, проверяют их работу и дают указания и рекомендации по её улучшению.

89. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ.

          Главная  цель внешнеполитической деятельности  РБ состоит в том, чтобы обеспечить народу возможность трудиться в условиях прочного мира и свободы. К основным задачам международной политики РБ относятся: расширение и углубление сотрудничества с бывшими республиками     СССР; развитие равноправных дружеских отношений со всеми зарубежными странами.  Конституция закрепляет принципы отношений РБ с другими зарубежными странами: суверенное равенство;  территориальная целостность государств; сотрудничество между государствами.  Она относит к ведению высших органов государственной власти следующие вопросы: определение государственной политики; вопросы войны и мира; защиту суверенитета; охрану государственной границы; организацию обороны республики; обеспечение государственной безопасности и т.д.   Республику Беларусь, как независимое самостоятельное государство, признали в настоящее время более ста государств мира. Центральным органом государственного управления, деятельность которого охватывает все стороны отношений РБ с иностранными государствами (политические, экономические и культурные) является Министерство иностранных дел, положение о котором утверждено постановлением СМ от 30.11.2001 г.  МИД подготавливает предложение о заключении международных договоров; в установленных законодательством случаях выдаёт полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров. В структуре МИД имеются департаменты: организационной работы и документации;координации внешнеэкономической деятельности. К зарубежным органам МИД относятся дипломатические представительства (посольства и миссии), консульские учреждения; представительства РБ при международных организациях.           Дипломатическое представительство является органом РБ на территории иностранного государства, осуществляющим дипломатические отношения с этим государством. Оно может быть двух видов: посольство и миссия. Посольство возглавляется послом, а миссия – посланником или постоянным поверенным в делах. Положение о Посольстве утверждено указом Президента РБ от 13.07.1999 г. Деятельностью дипломатических представительств за рубежом руководят главы государств этих представительств, для которых установлены классные чины: Чрезвычайного и Полномочного Посла РБ; Чрезвычайного и Полномочного Посланника РБ; Поверенного в Делах РБ. Они несут ответственность за организацию и деятельность дипломатического представительства и его персонала, который подразделяется на дипломатический, административно-технический и обслуживающий. Лица, относящиеся к дипломатическому персоналу, имеют дипломатические ранги: Чрезвычайный и Полномочный Посол и Чрезвычайный и Полномочный Посланник первого и второго класса, которые присваиваются Президентом РБ. Консульские учреждения являются органами государства, осуществляющими на территории иностранного государства консульские отношения. К ним относятся консульские отделы дипломатических представительств, которые подчиняются МИД и действуют под общим руководством главы дипломатического представительства РБ в стране пребывания.  Внешнеэкономическая деятельность осуществляется в нескольких направлениях: внешняя торговля; сотрудничество в области культуры, науки и техники и т.д. и регламентируется рядом нормативных актов, к которым следует отнести законы РБ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 29.12.1998г., "Об иностранных инвестициях на территории РБ" от 14.11.1991г., постановление Совета Министров "О либерализации экономической деятельности на территории РБ" от 04.01.1992г. и ряд других.          Следует иметь в виду, что министерства и ведомства, объединения и предприятия, которым предоставлено право осуществления экспортно-импортных операций являются субъектами внешнеэкономического комплекса республики. В сфере административно-политической деятельности совершается огромное количество административных правонарушений. В соответствии с КоАП их можно подразделить на три группы: административные правонарушения, посягающие на общественный порядок (гл. 13); административные правонарушения, посягающие на правосудие и установленный порядок управления (гл.14); административные таможенные правонарушения (гл. 14 "А" КоАП, ст.224 Таможенного кодекса (ТК)). Общественный порядок представляет собой систему общественных отношений, которые складываются в результате соблюдения требований социальных норм (права, морали, традиций, обычаев), регулирующих поведение людей в общественных местах, реально обеспечивающих неприкосновенность личности граждан, их прав и законных интересов, а также охрану народного достояния. В свою очередь охрана общественного порядка это проведение разнообразных мер по обеспечению неприкосновенности граждан, защите их прав и законных интересов, народного достояния, по созданию обстановки спокойствия, нормальных условий для работы государственных, общественных организаций, учреждений, предприятий. С объективной стороны посягательства на общественный порядок являются противоправными действиями (в отдельных случаях, ч.2 ст.158, ч.1 ст.162 – бездействием), за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. В некоторых случаях квалифицирующими признаками являются время, место. С субъективной стороны нарушение общественного порядка характеризуется, как правило, умышленной виной. Для квалификации отдельных видов правонарушений (самогоноварение, приставание к иностранным гражданам) важную роль играет цель. Субъект – с 16-летнего возраста, а в отдельных случаях ответственность несут родители или лица, их заменяющие. В большинстве своем дела этой категории рассматривают органы внутренних дел (ОВД). Каждый проступок, посягающий на общественный порядок, имеет свой непосредственный объект посягательства, определяющийся особенностями общественных отношений, которым этот проступок причиняет вред.

 

87. Административное право и управление социально-культурной сферой

          Социально-культурное строительство  представляет собой целостную  систему, включающую объект и субъект управления, характеризуется наличием взаимосвязи как между ними, так и управляемой сферой. Это духовная (нематериальная) по характеру и идеологической направленности деятельность многообразных по своему профилю учреждений (предприятий и организаций), выражающаяся в создании, использовании (распространении) и охране духовных ценностей, направленная на формирование гармонически развитой личности, на удовлетворение социально-культурных потребностей населения. Социально-культурная деятельность непосредственно связана с формированием личности, всемерным удовлетворением её интеллектуальных, эстетических и духовных потребностей. Особенности этой деятельности проявляются в её характере. Это одна из разновидностей  непроизводственной, нематериальной сферы. Основное содержание её составляет не воспроизводство материальных благ, а осуществление общеполезных функций. Непроизводственный характер социально-культурной деятельности ни в коей мере не умаляет её значения. Она связана с формированием личности, оказывает определяющее влияние на социальное, экономическое и политическое развитие общества. Управление социально-культурным строительством охватывает образование, науку, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение и составляет единую компетенцию республики. Оно осуществляется различными государственными органами, имеющими специфические задачи, функции, правомочия, а также формы и методы деятельности.           Полномочия органов общей компетенции закреплены в Конституции Республики Беларусь, Законах Республики Беларусь "О Президенте Республики Беларусь", "О Совете Министров Республики Беларусь и подчинённых ему государственных органах", "О местном управлении и самоуправлении" и других нормативных актах.  Так, Совет Министров, в соответствии со ст. 5 закона о нем: обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения; создает условия для поддержания установленного уровня социального обеспечения; принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты; определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, других социальных пособий, выплат; принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новы специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей.; принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов; осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики; принимает меры по развитию и укреплению сети государственных общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений; обеспечивает проведение государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, основных  направлениях развития и совершенствования системы здравоохранения, применения в этой  сфере новых методов управления; содействие развитию физической культуры и спорта;  осуществляет меры по развитию и улучшению деятельности учреждений культуры, архивных учреждений, обеспечивает охрану историко-культурного наследия, реставрации и консервации памятников, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, содействует развитию профессионального  искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати; создает условия для свободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих в Республике; принимает меры по обеспечению права граждан на свободу вероисповедания;обеспечивает проведение единой научно-технической государственной политики.

 

30. Государственная служба, понятие  и виды.

Как указано в законодательстве Федеративной Республики Германии, одним  из признаков органа управления является обладание чиновничеством. В полной мере это положение можно отнести  и к органам публичной администрации  Республики Беларусь, деятельность которых  немыслима без аппарата государственных  служащих.

Государственная служба является не только важным правовым явлением, но также  имеет ярко выраженную социальную сущность. Демократическое государство должны олицетворять достойные представители: компетентные, честные, уважающие закон, способные откликнуться на нужды  людей. Социологические исследования, проведенные в Российской Федерации  в разные годы, показывают, что, по существу, 80 % населения видит свои взаимоотношения  с государственными служащими в  негативном свете или не имеет  о них представления вообще, а 45 % респондентов убеждены, что государственные  служащие в первую очередь защищают личные интересы. Как нам представляется, аналогичная ситуация сложилась и в Республике Беларусь.

Сегодняшний государственный служащий — это человек, обладающий высокими профессиональными знаниями и навыками, умеющий оперативно и грамотно решать поставленные перед ним задачи, коммуникабельный и внимательный в отношениях с  гражданами.

Государственная служба — один из видов общественно полезной деятельности. Она носит публично-правовой характер. Сущность всякой службы заключается  в социальной деятельности и раскрывается в процессе труда.

Термин «служба» имеет несколько  значений. В частности, под службой  понимается определенный вид деятельности людей. Следовательно, можно сказать, что государственная служба есть вид государственной деятельности людей.

Однако не все люди (граждане государства) являются государственными служащими, а лишь отдельные из них, те, которые  действуют по поручению и от имени  государства. Более того, они находятся  в служебных отношениях с юридическими лицами публичной власти и выполняют  государственно значимые правовые функции. Следует добавить, что эта деятельность осуществляется на договорной и возмездной (оплачиваемой) основе.

Таким образом, можно считать, что  государственные служащие — это  граждане, состоящие в служебных  отношениях с юридическим лицом  органа государственной власти и  действующие по его поручению  и от имени государства на договорной возмездной основе.

 

40. Требования, предъявляемые к актам гос управления.

Акты управления, издаваемые органами публичной администрации, должны отвечать ряду требований. Правовой акт управления должен приниматься в строгом  соответствии с требованиями законности, на основе и во исполнение законов. Основные требования законности, предъявляемые  к актам государственного управления, заключаются в следующем:

1. Правовые акты управления должны  быть юридически обоснованы, причем  эта обоснованность не должна  быть формальной. Недостаточно одной  лишь ссылки на тот или иной  закон. Необходимо, чтобы эти акты  соответствовали цели, которая предусмотрена  законом или другим юридическим  актом вышестоящего органа. Юридическая  обоснованность актов управления  предполагает также их издание  в пределах компетенции соответствующего  органа государственного управления, то есть по предмету своего  ведения, с соблюдением объема  полномочий и территориальных  границ деятельности. Правовой акт  управления, изданный органом или  должностным лицом по вопросу,  относящемуся к компетенции другого  органа или должностного лица, подлежит отмене, ибо он издан  с нарушением его компетенции.  Это требование исключает не  только формальное противоречие  акта управления закону, но и  возможность фактического нарушения  ими прав и законных интересов  граждан, предприятий, учреждений  и организаций.

2. Правовые акты управления должны  быть экономически обоснованы. Это  требование предполагает учет  экономических последствий принимаемых  решений, выбор на этой основе  наиболее оптимального их варианта, определяемого не только государственными  потребностями и интересами (например, общеотраслевыми), но и возможностями  резерва исполнителей.

3. Правовые акты управления должны  приниматься в установленном  порядке. Например, акты коллегиальных  органов должны обсуждаться на  заседаниях этих органов при  наличии кворума, то есть простого  или квалифицированного (не менее  двух третей) большинства членов  данного коллегиального органа. Без выполнения этого требования  акты являются незаконными. Незаконными  являются и акты, принимаемые  путем опроса или в рабочем  порядке, без обсуждения их  на заседаниях коллегиального  органа.

4. Правовые акты управления должны  быть изданы по установленной  форме и подписаны надлежащими  должностными лицами. Форма акта (структура его составных частей, язык и стиль изложения, реквизиты)  активно взаимодействует с содержанием.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"