Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".

Работа содержит 1 файл

шпоры апип.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

О правовом процессе (гражданском, уголовном, хозяйственном), принято говорить, прежде всего, как о порядке судебного  рассмотрения и разрешения соответствующих  дел.

В то же время эти процессы —  часть правосудия, которое обычно определяется как деятельность судебных органов, заключающаяся в разрешении ими конкретных правовых вопросов и  применении на основе права мер государственного принуждения. В определенной степени  эти положения справедливы и  в отношении административного  процесса. И с этой точки зрения административный процесс представляет собой совокупность процессуальных действий и возникающих в их результате правоотношений, связанных с осуществлением правовой защиты конкретных лиц.

Административному процессу присущ ряд  общих процессуальных признаков. В  частности:

а) содержание процессуальных действий, возможность их совершения или несовершения предусмотрены законом.

Нельзя, например, потерпевшему заявлять отводы либо возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, если это  не предусмотрено законом. И наоборот, судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, не вправе принимать  решение лишать лицо, привлекаемое к административной ответственности, права знакомиться с материалами  дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к  рассмотрению;

б) процессуальные действия, как правило, совершаются в определенной последовательности, которая либо прямо предусмотрена  законом, либо вытекает из логики развития процесса по конкретному делу.

Так, в КоАП Республики Беларусь определен порядок и последовательность совершения действий по подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению, определен основной перечень связанных с подготовкой действий. В частности, в нем предусмотрены вопросы, связанные со сроками подготовки дела к рассмотрению, порядок вызова участников административного процесса, их опрос, объяснение, назначение (в случае необходимости) экспертизы и т. д.

Нарушение последовательности совершения процессуальных действий может повлечь  ущемление прав заинтересованных лиц;

в) возникновение юридических последствий  — реальный результат совершения процессуального действия. Например, составление протокола означает для правонарушителя, потерпевшего либо свидетелей включение их в состав участников процесса и приобретение прав, которыми их наделил закон.

Административный процесс имеет  и ряд отличий, позволяющих говорить о его особенностях. В частности:

а) в отличие от гражданского и  уголовного охватывает более широкий  круг общественных отношений, в том  числе и не составляющих предмет  административного права;

б) имеет более сложную систему  производств;

в) круг административно-юрисдикционных органов не исчерпывается лишь судебными, к ним относится множество как специально созданных для этого несудебных органов (например, специальные комиссии), так и органы, основной целью которых такая деятельность не является (например, органы лесного хозяйства, органы Министерства связи и информатики, исполнительные комитеты поселковых, сельских советов и др.).

 Принципы административного процесса. Под принципами обычно понимают основные исходные положения теории, мировоззрения, политики, науки. В нашем случае это принципы осуществления деятельности по разрешению дел в сфере административных правонарушений. В основе любого принципа административно-процессуального права лежит некая идея относительного порядка правового регулирования определенного круга общественных отношений.

Можно выделить несколько уровней  принципов. К первому относятся  принципы, выработанные учеными-правоведами, исследующими основные направления  развития отрасли, ее основных институтов. В дальнейшем эти предложения  могут быть взяты на вооружение законодателем. Второй уровень — это принципы, закрепленные в соответствующих  статьях закона, суть которых в  целом можно определить как указание на состояние защиты прав и интересов  участников правового процесса.

Принципы административного процесса находят свое отражение в законодательстве. Способы законодательного их закрепления  могут быть различными. Возможны три  вида норм (статей), закрепляющих принципы:

содержащие лишь перечень наименования принципов;

содержащие краткое описание сущности принципа;

выражающие в своем тексте их конкретное содержание с определенной детализацией.

Принципы могут быть выражены не только отдельными статьями, но и целой  группой или институтами. Возможно и сочетание указанных способов применительно к тому или иному  принципу. Например, принцип может  быть закреплен статьей, содержащей его наименование, и затем конкретизирован  в ряде других статей закона.

 

68. Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях — это основанная на законе деятельность государственных органов и должностных лиц, а также иных участников производства, осуществляемая в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь об административных правонарушениях, КоАП Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Порядок производства по делам об административных правонарушениях  в народных судах определяется законодательными актами Республики Беларусь.

Законом определяются следующие основные задачи производства по делам об административных правонарушениях:

1. Своевременное, всестороннее, полное  и объективное выяснение обстоятельств  дела.

2. Разрешение его в точном  соответствии с законодательством.

3. Обеспечение исполнения вынесенного  постановления.

4. Выявление причин и условий,  способствующих совершению административных  правонарушений.

5. Предупреждение правонарушений.

6. Правовое воспитание граждан  и привитие им уважительного  отношения к соблюдению законов,  укреплению законности.

Основными принципами производства по делам об административных правонарушениях  являются общие принципы административного  процесса: законность; объективность; равенство граждан перед законом  и органом, рассматривающим дело; гласность производства и др.

Законодательством Республики Беларусь предусмотрены обстоятельства, при  которых производство по делу не может  быть начато, а начатое подлежит прекращению. К ним относятся (ст. 227 КоАП):

1) отсутствие события и состава  административного правонарушения;

2) недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

3) невменяемость лица, совершившего  противоправное действие или  бездействие;

4) действие лица в состоянии  крайней необходимости или необходимой  обороны;

5) издание акта амнистии, если  он устраняет применение административного  взыскания;

6) отмена акта, устанавливающего  административную ответственность;

7) истечение к моменту рассмотрения  дела об административном правонарушении  сроков наложения административного  взыскания, предусмотренных КоАП (не позднее двух месяцев со дня совершения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения, ст. 37);

8) наличие по тому же факту  в отношении лица, привлекаемого  к административной ответственности,  постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении  административного взыскания или  не отмененного решения товарищеского  суда, если материалы были переданы  в товарищеский суд органом  (должностным лицом), имеющим право  налагать административное взыскание  по данному делу, либо не отмененного  постановления о прекращении  дела об административном правонарушении, а также наличие по данному факту уголовного дела;

9) смерть лица, в отношении которого  было начато производство по  делу;

10) отсутствие жалобы потерпевшего  либо примирение потерпевшего  с нарушителем по отдельным  видам административных правонарушений (умышленное легкое телесное повреждение  или побои, клевета, оскорбление).

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает  определенные процессуальные стадии, каждая из которых имеет свое назначение. К ним относятся:

а) возбуждение дела;

б) рассмотрение дела;

в) вынесение решения (постановления) по делу;

г) обжалование и опротестование решения;

д) исполнение принятого решения.

1. Основанием для возбуждения  дела об административном правонарушении  является совершение конкретным  лицом административного проступка.  Данная стадия имеет специфическое  процессуальное оформление —  составление уполномоченными на  то лицами протокола об административном  правонарушении. Такими полномочиями  наделяются должностные лица:

а) органов внутренних дел;

б) исполнительных комитетов;

в) ряда государственных органов  и общественных формирований.

В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его  составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя; место, время совершения и существо административного  правонарушения; нормативный акт, предусматривающий  ответственность за данное правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; объяснение нарушителя; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

 

 

72. Возбуждение и расследование дела об административном правонарушении. Потокол.

 Рассмотрение дела об административном  правонарушении осуществляется  на началах равенства перед  законом и органом, рассматривающим  дело, всех граждан, независимо  от происхождения, социального  и имущественного положения, расовой  и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения  к религии, рода и характера  занятий, места жительства и  других обстоятельств.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.

В целях повышения воспитательной и предупредительной роли производства по делам об административных правонарушениях  такие дела могут рассматриваться  непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя.

 

 

71.  Органы, уполномоченные рассматривать делаоб административных правонарушениях.

 В отличие от правосудия система органов, осуществляющих административно-юрисдикционную деятельность, характеризуется множественностью субъектов, что объясняется многообразием и распространенностью административных правонарушений. Поэтому практически невозможно сосредоточить рассмотрение дел об административных правонарушениях в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ административного процесса — его оперативности, быстроты и простоты.

Система органов, рассматривающих  дела об административных правонарушениях, отличается неоднородностью субъектов  этой деятельности. Некоторые созданы  специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие органы выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих основных функций (например, сельские, поселковые исполнительные комитеты), у третьих, как правило контрольно-надзорных органов, эта деятельность занимает весьма существенный объем работы, поскольку в этом состоит их функциональное назначение (например, различные государственные инспекции).

Органы, уполномоченные рассматривать  дела об административных правонарушениях, систематизированы по территориальному и отраслевому принципу.

К территориальным органам, функционирующим  в пределах того или иного административно-территориального деления, относятся, прежде всего, административные комиссии. Они наделены наиболее широкими полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связаны  с отраслями государственного управления и функционируют на основе специализации. Этим органам присуща также четкая иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, за нарушение правил охоты полномочны рассматривать соответствующие дела и налагать административные взыскания руководители республиканских областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.

Среди юрисдикционных органов в ст. 194 КоАП Республики Беларусь первыми называются коллегиальные органы — административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов депутатов. Они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии определенного кворума (для комиссии — не менее половины членов их состава, а для исполкомов — не менее двух третей состава исполнительного комитета). Административные комиссии являются единственными органами, специально образованными для рассмотрения дел об административных правонарушениях и применения к нарушителям соответствующих взысканий. Они являются органами межведомственной компетенции в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в самых различных сферах управления (народное хозяйство, административно-политическая деятельность).

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"