Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".

Работа содержит 1 файл

шпоры апип.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

 

45. Понятие и виды мер административного  пресечения.

Меры  административного пресечения используются как средство прекращения правонарушений. Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Их можно  свести в следующие группы:

  1. меры пресечения, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание, физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств и оружия и др.);
  2. меры пресечения имущественного характера (изъятие имущества, незаконных средств охоты, рыбной ловли, снос самовольно возведенных строений и др.);
  3. меры пресечения технического характера (приостановление работы предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники безопасности, правил пожарной безопасности и др.);
  4. меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и др.);
  5. меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов, деклараций и др.).

Однако следует отметить некоторую  условность данной классификации. Имеются  и другие меры административного  пресечения.

В юридической литературе выделяются как самостоятельные группы мер  административного принуждения  административно-правовые восстановительные  меры, которые применяются в целях  восстановления прежнего положения  вещей, возмещения причиненного ущерба.

Виды мер  административного пресечения:

из цели и  образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные  меры пресечения.

а) К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения  свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление  работ и др. 
б) Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение.    
в) Процессуальные меры пресечения, цель их применения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления.

 

42. Понятие и виды методов  управления.

Метод управления, условно говоря, есть ни что иное, как возможность соответствующего воздействия со стороны управляющего субъекта на управляемый объект. Но для того, чтобы эта возможность стала действовать интенсивно, необходимо облечь ее в определенную форму. Таким образом, метод и форма являются взаимосвязанными сторонами процесса управления.

Методам управления присущи следующие  характерные черты:

  • они реализуются в процессе деятельности, имеющей государственный характер;
  • они формируются по воле государства, производны от него;
  • они используются органами государственного управления, в них, в силу этого, выражаются присущие этим органам полномочия государственно-властного характера;
  • для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения. Свое наиболее ощутимое проявление они получают в правовых актах управления.

Классификация административных методов  управления.

а) По форме выражения административные методы подразделяются на административно-правовые (выраженные в правовой форме) и административно-организационные (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

б) По юридическим свойствам административные методы управления могут быть нормативными и индивидуальными. К нормативным относятся правовые акты, содержащие нормы, которые регулируют управленческие отношения, деятельность управляемых. К индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений, адресуемых конкретным исполнителям.

в) По способу воздействия на поведение объектов управления административные методы подразделяются на:

    • обязывающие к совершению определенных действий;
    • уполномочивающие совершать определенные действия;
    • поощряющие совершение социально полезных действий;
    • запрещающие совершение тех или иных действий.

г) По форме предписания административные методы могут быть разделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные.

 

47. Понятие и основные черты  административной ответственности,  ее отличие от других видов  юридической ответственности.

Под административной ответственностью понимается такая  разновидность юридической ответственности (наряду с уголовной, дисциплинарной, материальной), которая выражается в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административно-правовых санкций (административных взысканий) к лицам, совершившим административные правонарушения.

Административная  ответственность обладает рядом  черт, отличающих ее от других видов  ответственности. Можно назвать такие ее специфические черты: Административная ответственность имеет собственную нормативную базу. Основанием административной ответственности является также административное правонарушение (уголовной - преступление, дисциплинарной - дисциплинарный проступок, материальной - причинение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт). Административные проступки менее вредны, чем преступления. За административные правонарушения предусмотрены административные взыскания (за преступления - уголовные наказания, за дисциплинарные проступки - дисциплинарные взыскания, материальная ответственность выражается в имущественных санкциях).

Административная  ответственность устанавливается  или законами, подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях (уголовная ответственность  устанавливается только законами, дисциплинарная - законодательством о труде, а  также различными законами и подзаконными актами, материальная ответственность - законодательством о труде, гражданским  законодательством, а в отдельных  случаях - нормами административного  права). В установлении административной ответственности имеется еще  одна существенная особенность, не известная  другим видам юридической ответственности. Состоит эта особенность в  том, что участие в установлении административной ответственности  по некоторым видам правонарушений принимают местные Советы депутатов  и исполкомы.

К административной ответственности привлекают множество  органов (должностных лиц), которым  такое право предоставлено законодательством, все они являются субъектом функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания на виновных. Субъектами административной юрисдикции могут  быть также суды (судьи).

К уголовной  ответственности привлекает только суд; дисциплинарные взыскания налагают органы и должностные лица, наделенные в пределах компетенции дисциплинарной властью; меры материальной ответственности  налагаются судами общей юрисдикции, хозяйственными судами, в отдельных  случаях - органами управления (должностными лицами).

Субъектами  административной ответственности  могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Применение  административного взыскания не влечет судимости и увольнения с  работы.

 

48. Понятие и признаки административного  правонарушения.

Административное  правонарушение (проступок) есть посягающее на государственный и общественный порядок, собственность, права и  свободы граждан, на установленный  порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое  законодательством предусмотрена  административная ответственность.

Административная  ответственность наступает, если правонарушение по своему характеру не влечет за собой  в соответствии с действующим  законодательством уголовной ответственности

Юридическими  признаками административного правонарушения являются:

1)антиобщественность деяния;

2)противоправность  деяния;

3)наказуемость  деяния.

Понятие «деяние» широко применяется в законодательстве, им охватывается два вида поведения  правонарушителя: действие либо бездействие, т.е. такое, которое противоречит праву, закону, расходится с ним. Многие административные правонарушения могут совершаться посредством действия, например, мелкие хищение государственного или общественного имущества, мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах и т.д., но немало административных проступков совершается в форме бездействия, например, невыполнение правил пожарной безопасности, проявление неуважения к суду, неисполнения должностным лицом требования работника милиции и т.д.

Реальное  деяние только тогда считается административным проступком, когда оно содержит все  закрепленные в законе признаки. В  установленных законодательством  случаях для признания деяния административным правонарушением  необходимо наличие причинной связи  между деянием и его неблагоприятными противоправными последствиями  в виде причинения вреда здоровью, имуществу, природной среде и  т.д.

 

49. Состав административного правонарушения

В действующем  законодательстве отсутствует понятие "состав административного правонарушения", это научно-логическая конструкция, вытекающая из содержания норм права  об административных правонарушениях.

Элементами  состава административного правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Общим объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области государственного управления и регулируемые нормами административного, а в ряде случаев трудового, финансового, предпринимательского, банковского и других отраслей права. В качестве родового объекта административного проступка выступают: права и свободы граждан, государственный и общественный порядок, собственность, установленный порядок управления и др. Каждый конкретный проступок имеет видовой, непосредственный объект посягательства (общественная нравственность, честь, достоинство гражданина - при мелком хулиганстве, достоинство, здоровье гражданина - при умышленном причинении легкого телесного повреждения или побоев).

Объективная сторона проступка - это система предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих его проявление - действие либо бездействие. Очень часто в составе проступка присутствуют признаки места (общественное место, пограничная зона, железнодорожный путь и др.), времени (ночное, запрещенное и т.п., характера деяния, его систематичность и т.д.)

Субъектом административного проступка является тот, кто его совершил, лицо, в деянии которого имеется описанный в законе проступок. Все признаки субъекта можно поделить на две группы: общие (их два - достижение 16-летнего возраста и вменяемость), специальные (особенности труда, служебное положение, прошлое противоправное поведение, иные признаки - военнообязанный, иностранец и др.)

Должностные лица подлежат административной ответственности  за административные правонарушения, связанные с несоблюдением установленных  правил в сфере охраны порядка  управления, государственного и общественного  порядка, природы, здоровья населения  и других правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные  обязанности. При этом должностные  лица подлежат административной ответственности  не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных  работников, нарушающих соответствующие  правила.

Военнослужащие  и призванные на сборы военнообязанные, а также лица рядового и начальствующего  состава органов внутренних дел  несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. И только за отдельные составы  правонарушений они несут административную ответственность на общих основаниях (нарушение правил пожарной безопасности, дорожного движения, правил охоты, рыболовства  и т.д.).

Находящиеся на территории Республики Беларусь иностранные  граждане и лица без гражданства  подлежат административной ответственности  на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"