Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".

Работа содержит 1 файл

шпоры апип.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

Административная дееспособность – возможность своими юридическими действиями осуществлять права, выполнять обязанности и нести юридическую ответственность за свое поведение. Наступает с достижением определенного возраста.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права  и обязанности, вступают в конкретные административно-правовые отношения.

Административно-правовые отношения между гражданином  и органом гос.упр-я могут складываться в связи:

- с реализацией  гражданином, принадлежащих ему  прав;

- с выполнением  возложенных на гражданина обязанностей;

- с нарушением  органами гос.упр-я или должн.лицами прав и интересов граждан.

Права граждан:

от  возможности реализации

Абсолютные  – права, реализация которых зависит от лиц, волеизъявления гражданина.

Относительные – права, реализация которых зависит от волеизъявления лиц, но и от наличия фактических возможностей для их осуществления в данном месте и в данное время.

по  содержанию

Общие  права и обяз-ти – имеют универсальное значение, т.к. не увязываются с теми или иными сферами общества.

Специальные права и свободы – связаны с той или иной отраслью гос.упр-я или группой отраслей.

 

15. Админ.-правовые гарантии прав и свобод граждан.

В Республике Беларусь действует широкая система  экономических, политических, юридических  и организационных гарантий, которые  рассматриваются в теории государства  и права.

Среди них  важную роль играют административно-правовые гарантии, представляющие собой установленную государством систему правовых норм, организационных мер и методов, с помощью которых государственные органы практически обеспечивают претворение в жизнь прав и свобод граждан в области государственного управления.

Изначальным и универсальным гарантом может  быть только закон.

Закон может  выполнять функции гаранта при  соблюдении ряда условий:

  • он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране;
  • должен быть достаточно стабильным;
  • отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы;
  • содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации;
  • определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод;
  • предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно  подразделить на два вида: судебные и внесудебные.

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как  гарантов прав и свобод граждан на первый план.

Их приоритет  в этой области определен Конституцией Республики Беларусь, установившей, что  права и свободы человека и  гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным  судом в определенные законом  сроки (ст. 60).

К ведению  судов отнесены разнообразные категории  дел, так или иначе затрагивающие  права и свободы человека, выполнение ими своих обязанностей. Усиливается  влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной  деятельности органов исполнительной власти, их должностных лиц. Законодательство последовательно расширяет возможности  судебного обжалования их правовых актов.

Роль органов  исполнительной власти, местного управления и самоуправления и их должностных  лиц по реализации прав граждан также  вытекает из Конституции Республики Беларусь.

Государственные органы, должностные лица и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны  в пределах своей компетенции  принимать необходимые меры для  осуществления и защиты прав и  свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности (ст. 59).

 

16. Основные права и обязанности  граждан в сфере государственного  управления.

  В данном случае можно говорить о таких правах и свободах граждан, которые непосредственно связаны с самой сущностью процесса реализации исполнительной власти. Соответственно налицо прямая их связь с административно-правовым статусом гражданина. 
 В этом плане можно выделить, например, право на участие в управлении делами государства, на неприкосновенность личности и жилища, на свободу передвижения, на обжалование в суд решений и действий (бездействия) исполнительных органов и должностных лиц и т.д. 
 Нормы административного права предполагают прямую зависимость их реализации от соответствующих действий исполнительных органов (должностных лиц). Одновременно осуществляется административно-правовая регламентация таких действий. 
 Кроме прав, имеющих конституционное выражение и значение, непосредственно в сфере государственно-управленческой деятельности граждане пользуются рядом иных прав общего или конкретного характера. С их помощью административно-правовой статус граждан получает свое дальнейшее развитие. Устанавливаются и гарантируются эти права как законами, так и подзаконными нормативными актами полномочных органов исполнительной власти. 
 Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти. Административно-правовой статус гражданина предполагает выполнение им определенных юридических обязанностей: как конституционных, так и определяемых законами и подзаконными правовыми актами. 
 Прежде всего это общие конституционные обязанности: обязан уважать достоинство,  права,  свободы, законные интересы других лиц; беречь историко-культурное,  духовное наследие и другие национальные ценности. 
 Такого рода обязанности получают свою конкретизацию в законах и подзаконных правовых актах. Так, в области внутренних дел граждане обязаны соблюдать правила общественного порядка, безопасности дорожного движения, паспортной системы; в области жилищно-коммунального хозяйства – правила пользования жилыми помещениями; в области юстиции – правила регистрации актов гражданского состояния и т.п. 
   Главное заключается в том, что конкретный объем отраслевых или ведомственных обязанностей граждан определяется не усмотрением того или иного органа исполнительной власти (должностного лица), а действующими правовыми нормами. Установление для граждан обязанностей помимо предусмотренных в законе во всех случаях строго наказуемо. 
 Однако невыполнение или ненадлежащее выполнение гражданином своих обязанностей влечет за собой его ответственность. В сфере действия административно-правовых норм это, как правило, административная ответственность.

 

17. Основные виды обращений граждан  и порядок их рассмотрения  в гос.органах.

Ежегодно  в государственные и общественные организации поступают миллионы обращений граждан. Их можно сгруппировать: по содержанию (пенсионные, налоговые и т.д.); по авторам (индивидуальные, групповые); по форме (устные, письменные); по адресатам можно делить на первичные, повторные и т.д.

Для уяснения юридических свойств и процедур разрешения на обращения граждан  следует поделить на два типа:

  1. административные, т.е. рассматриваемые во внесудебном порядке, в административном процессе;
  2. судебные, рассматриваемые судами в процессе осуществления правосудия, в порядке уголовного или гражданского судопроизводства. Решения по ним принимаются на основе норм УПК или ГПК.

Порядок рассмотрения обращений первого типа регулируется Законом Республики Беларусь "Об обращениях граждан от 6 июня 1996 г., который делит их на три вида.

Предложение - обращение граждан, направленное на совершенствование нормативного регулирования общественных отношений путем принятия новых актов законодательства или внесения изменений в действующие акты законодательства, улучшение деятельности учреждений, организаций, органов и предприятий.

Заявление - обращения граждан, направленные на устранение конкретных правонарушений или реализацию прав и законных интересов граждан.

Жалобы - обращения граждан, которые содержат требования восстановления их прав и законных интересов, нарушенных действиями или бездействиями должностных лиц или соответствующих органов, учреждений, организаций и предприятий.

Письменные  обращения должны содержать подпись  гражданина с указанием фамилии, имени, отчества, данные о месте жительства, работы (учебы), изложение сути обращения.

Обращения адресуются должностным лицам органов, учреждений, организаций и предприятий, в  компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов.

Запрещается передавать жалобы граждан должностным  лицам, решения, действия или бездействия  которых обжалуются.

Обращения, по которым не требуется дополнительных проверок, изучения, должны быть рассмотрены  не позднее 15 дней, общий срок рассмотрения обращений граждан не свыше одного месяца.

При необходимости  проведения специальных проверок, запроса  дополнительных материалов руководитель может продлить указанный срок, но не более чем на два месяца, одновременно сообщив об этом заявителю.

Должностные лица за нарушение порядка  рассмотрения обращений несут ответственность  в соответствии с законодательством  Республики Беларусь.

 

18. Административно-правовой статус  иностранных граждан, лиц без  гражданства и беженцев 

  Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) (далее, если иное не определено настоящим Законом, – гражданство) другого государства.

Иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами  и исполняют обязанности наравне  с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, Законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

  Лицо без гражданства – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства;

  Беженец – лицо,  которое не является  гражданином  РБ  и  находится на ее территории в силу  вполне  обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности  по  признаку  расы, вероисповедания,   гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе  или политических  убеждений и которое не может или не желает  вследствие таких  опасений  пользоваться защитой этого государства;  или лицо,

которое,  не имея определенного  гражданства и находясь на территории РБ вследствие подобных обстоятельств, не может  или не   желает   вернуться  в  государство  своего  прежнего   обычного местожительства  в силу таких опасений.

Беженцем, имеет право на:

     1) получение информации  о своих правах и обязанностях;

     2) судебную защиту  наравне с гражданами Республики  Беларусь;

     3) обучение   детей   в   учреждениях,  обеспечивающих   получение дошкольного  и   общего  среднего образования,  наравне  с  детьми  - гражданами  РБ;

     4) получение  профессионально-технического, среднего специального, высшего   и   послевузовского  образования   наравне  с  иностранными  гражданами  и  лицами  без   гражданства,  постоянно  проживающими  в Республике Беларусь;

     5) самостоятельное   поселение  в  семье   гражданина   РБ или постоянно проживающего  в РБ иностранца при  наличии   согласия  всех  совершеннолетних  членов  семьи  лица, предоставляющего  жилую площадь, на совместное  проживание,  если  при вселении  беженца  и  членов его  семьи размер  жилой  площади   будет

составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего;

     6) медицинскую помощь  наравне с иностранными гражданами  и  лицами

без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

     7) получение   содействия   в  направлении   на   профессиональное

обучение и в трудоустройстве;

     8) трудоустройство   или занятие предпринимательской   деятельностью

наравне   с   иностранными  гражданами  и  лицами  без  гражданства,

постоянно проживающими в Республике Беларусь.

 

19. Административно-правовой статус  коммерческих организаций.

Юридическими  лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками  – это коммерческие организации.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме  хозяйственных товариществ и  обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и иных формах.

Допускается создание объединений коммерческих организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, а также объединений  коммерческих и (или) некоммерческих организаций  в форме ассоциаций и союзов, объединений  коммерческих, некоммерческих организаций  и (или) индивидуальных предпринимателей в форме государственных объединений.

При создании коммерческой организации формируется  уставный фонд этой организации в  порядке, установленном законодательством. Размер уставного фонда коммерческой организации должен быть не менее минимального размера, предусмотренного законодательством.

Вкладом в  уставный фонд коммерческой организации  могут быть вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в  том числе имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие  оценку их стоимости.

Коммерческая  организация приобретает гражданские  права и принимает на себя гражданские  обязанности через свои органы, действующие  в соответствии с законодательством  и учредительными документами. Порядок  назначения или избрания органов  юридического лица определяется законодательными актами и учредительными документами.

Коммерческая организация имеет  свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Включение в наименование коммерческой организации указаний на официальное  полное или сокращенное название Республики Беларусь, слов «национальный» и «белорусский», включение такого названия либо элементов государственной  символики в реквизиты документов или рекламные материалы юридического лица допускаются в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"