Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".

Работа содержит 1 файл

шпоры апип.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме. Запреты могут носить общий либо специальный характер.

в) уполномочивающие или дозволительные, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы. Главное состоит в том, что отсутствуют прямые предписания, равно как и запреты. Административно-правовые нормы дозволительного характера получают все более широкое распространение в практике реализации задач и функций исполнительной власти;

г) рекомендательные, т.е. содержащие определенные советы, рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

д) стимулирующие, т.е. обеспечивающие с помощью соответствующих средств материального и морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений.

По пределу действия: в пространстве и во времени.

По форме предписания: категорические (императивные), поручительные, рекомендательные, диспозитивные.

 

9. Действие административно-правовых  норм во времени, пространстве  и по кругу лиц.

Административно-правовые нормы имеют  определенные пространственные и временные границы, а также могут иметь силу в отношении различного круга лиц. При проведении видовой классификации этих норм условия действия их в пространстве и по кругу лиц были освещены. Так, действие их в пространстве предполагает территорию, на которую распространяется их юридическая сила. Правда, в некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе (например, отраслевые нормы транспортных министерств и ведомств). Возможен их «выход» и за государственные границы РБ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность белорусских организаций (например, различного рода представительств) и граждан, находящихся в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами — членами Союза Независимых Государств. 
 В пределах РБ административно-правовые нормы распространяются также и на иностранных граждан. 
 Во времени административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо до их отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия (например, на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного положения).

По кругу ФЛ действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, беженцы) – это  так называемые специальные субъекты.

 

10. Реализация административно-правовых  норм. Способы реализации.

Реализация норм административного  права представляет собой процесс практического претворения в жизнь выраженной в нормах государственной воли субъектами административного права. В указанном процессе участвуют все стороны управленческих отношений, но по-разному, т.е. в соответствии с их административно-правовым статусом.

В юридической литературе принято  различать несколько  способов реализации правовых норм.

По характеру действий субъектов  административного права, степени  их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение как форма реализации норм административного права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, закрепленных нормами. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере государственного управления, они не вступают в конкретные административно-правовые отношения. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение норм административного права заключается в активных действиях субъектов, они исполняют возложенные на них юридические обязанности. От качества, объема и уровня исполнения зависит реальность административно-правовых норм и устанавливаемого ими правового режима в сфере государственного управления.

Использование как форма реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления. Путем использования реализуются управомочивающие нормы.

Эти три формы реализации административно-правовых норм, в ходе которых юридические  нормы претворяются в жизнь непосредственно  действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формой непосредственной реализации права.

В таких формах реализуются многие нормы права, но не все.

Есть немало случаев, когда для  обеспечения полной реализации административно-правовых норм требуется вмешательство в  этот процесс компетентных органов (должностных лиц), наделенных государственно-властными  полномочиями. Поэтому важной формой реализации административно-правовых норм является применение.

Под применением норм административного права следует понимать разрешение на их основе индивидуально-конкретных дел уполномоченными на то органами государства и должностными лицами.

 

11. Понятие и особенности административно-правовых  отношений.

Административно-правовое отношение - есть урегулированное нормой административного права общественное отношение управленческого характера, в котором стороны выступают носителями взаимных юридических обязанностей и прав, установленных и обеспеченных указанной нормой.

Основанием  возникновения, изменения или прекращения  административно-правовых отношений, так же как и всех других правовых отношений, являются юридические факты. Административно-правовые отношения порождаются, изменяются и прекращаются как волевыми (правомерными и неправомерными), так и не волевыми юридическими фактами.

Защита административно-правовых отношений состоит в обеспечении  государством такого поведения субъектов  административных отношений, которое  отвечает требованиям административно-правовых норм. В подавляющем большинстве  случаев административно-правовые отношения складываются в полном соответствии с этими требованиями в результате добровольного их выполнения субъектами административно-правовых отношений.

Особенности административно-правовых отношений:

  1. Они складываются непосредственно в связи с осуществлением органами государственного управления задач исполнительно-распорядительной деятельности.
  2. Их участниками могут быть разнообразные субъекты: органы государственного управления, предприятия, учреждения, граждане и др., чьи интересы связаны с осуществлением исполнительно-распорядительной деятельности.
  3. Обязательным субъектом должен быть орган государственного управления.
  4. Невозможность их возникновения без участия органа государственного управления (должностного лица) или в определенных законом случаях общественной организации, наделенной внешневластными полномочиями.
  5. Орган государственного управления или должностное лицо действует властно, распоряжаясь, т.е. реализуя принадлежащие ему полномочия государственно-властного характера.
  6. Они могут возникнуть по инициативе любой из сторон, но согласие второй стороны не является обязательным условием их возникновения; в тех случаях, когда таковое согласие (желание) требуется, оно играет роль фактора, предшествующего возникновению административно-правового отношения, не имеющего, однако, правообразующего значения, т.е. оно превращается тем самым в самостоятельный юридический факт (договор).

 

12. Источники админ. права. Факторы, определяющие их множественность и разнообразие.

Под источником права понимается форма выражения  норм соответствующей отрасли права. Источники АП РБ можно разделить  на НПА, принимаемые:

1) гражданами  РБ. Сюда относится Конституция  РБ — Основной закон РБ, имеющий  высшую юридическую силу и  закрепляющий основополагающие  принципы и нормы правового  регулирования важнейших общественных  отношений.

2)Национальным  собранием (Парламентом) Республики 
Беларусь:

а)законы — нормативные правовые акты, закрепляющие 
принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.

б)постановления палат парламента (Национального собрания Республики Беларусь).

3)Президентом  Республики Беларусь:

а)декреты — нормативно-правовые акты Главы государства, имеющие силу закона.

б)указы — нормативно-правовые акты Главы государства, издаваемые в целях реализации его полномочий и устанавливающие (изменяющие, отменяющие) определенные правовые нормы.

4)Советом  Министров (Правительством) Республики  Беларусь: постановления Совета  Министров Республики Беларусь.

5)Министерствами  и ведомствами, входящими в  систему 
центральных органов государственного управления:

а) постановления  республиканского органа государственного управления и Национального банка РБ; б)инструкции; в)правила; г)уставы (положения); д)приказы.

6) местными  органами власти: решения местных  советов депутатов и их исполнительно-распорядительных органов.

К источникам административного права, не содержащим норм права, рассчитанным на однократное  применение, можно отнести:

1) распоряжения  Президента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено  Президентом Республики Беларусь;

2) распоряжения  председателей палат парламента  — Национального собрания Республики  Беларусь;

3) распоряжения  премьер-министра Республики Беларусь;

4)распоряжения  глав местных исполнительно-распорядительных органов (администраций).

Под систематизацией  следует понимать деятельность по упорядочению действующих административно-правовых норм, приведение их в единую внутренне согласованную систему, в определенную совокупность.

Инкорпорация  выражается в объединении в один сборник (собрание, бюллетень) актов, содержащих нормы права, и его издание.

Кодификация — это и научно обоснованное объединение  в один комплексный нормативный  правовой акт административно-правовых норм, содержащихся в различных актах, но относящихся, как правило, к одному институту права.

Консолидация  — это сведение многих нормативных  актов или их определенных частей в один укрупненный акт. Этот новый  акт полностью заменяет вошедшие в него нормативные акты (их части).

 

13. Понятие и виды субъектов  АП.

Субъектами  административного права следует признать участников управленческих отношений, которых административно-правовые нормы наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Всех субъектов  административного права в зависимости  от того, чью волю они выражают, в чьих интересах и от чьего имени действуют, а также от того, кто именно вступает в правоотношения, можно разделить на два вида: индивидуальные и коллективные.

Первую группу индивидуальных субъектов  составляют граждане. По административно-правовому  положению граждан принято делить на граждан Республики Беларусь, иностранцев  и апатридов (лиц без гражданства). Иностранцы подразделяются на постоянно  и временно находящихся в публике Беларусь. В их административно-правовом статусе есть различия, в частности, первым выдается вид на жительство.

Второй группой  индивидуальных субъектов следует  признать государственных служащих. Их особенностью является то, что, проявляя себя индивидуально, они, тем не менее, фактически являются официальными представителями  того или иного органа государственного управления.

Коллективные  субъекты административного права — это организованные, объединенные, самоуправляемые группы людей, выступающих вовне как нечто единое, персонифицированное.

Государственные организации как субъекты административного права: органы исполнительной власти (государственного управления); органы государственного управления предприятий, учреждений и их различного рода объединений (корпораций, концернов и т.п.); структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией.

Негосударственные организации как субъекты административного права: общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные предприятия и учреждения.

 

14. Административная правосубъектность граждан.

Административная  правосубъектность включает в себя административную правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность означает закрепленную нормами права возможность гражданина вступать в административно-правовые отношения. Она возникает с момента рождения и прекращается его смертью. Особенность - ее осуществление ограничивается рамками гос.упр-я.

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"