Шпаргалка по "Социальному управлению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 10:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Социальное управления".

Работа содержит 1 файл

шпоры апип.docx

— 166.90 Кб (Скачать)

 

 

25. Административно-правовой статус  Президента РБ и  его Администрации.  Взаимоотношения Президента РБ  с органами исполнительной власти.

Пост Президента учрежден в республике Конституцией РБ 1994 г., и соответственно в ней, а также в Законе РБ «О Президенте РБ» закреплен правовой статус Президента. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент РБ олицетворяет единство народа, является гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности РБ, обеспечению политической и экономической стабильности. Президент организационно не входит в систему какой-либо ветви государственной власти.

Взаимоотношение Президента РБ с органами исполнительной власти:

  • формирует Совет Министров Республики Беларусь, определяет его структуру;
  • с согласия Палаты Представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь, его заместителей, министров и других членов правительства;
  • своими указами определяет систему органов исполнительной власти, назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;
  • своими указами оказывает влияние на различные стороны самого содержания деятельности Совета Министров и всей системы исполнительной власти;
  • имеет право отменять акты Правительства, местных органов государственного управления (исполнительной власти).

Вместе с  тем с точки зрения требований законности Президент Республики Беларусь не должен подменять органы исполнительной власти, представляющие собой самостоятельные  звенья системы этой власти.

Организационно  Президент никому не подчинен, он обладает высокой степенью независимости  от других государственных органов. Но в правовых актах, регулирующих его  правовой статус, закрепляется вторичный, подзаконный характер президентской  власти. Декреты, указы, распоряжения Президента принимаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Конституцией  Республики Беларусь предусмотрена  политическая ответственность Президента Республики Беларусь за нарушение Конституции, законов и данной им присяги. За такие  действия он может быть отрешен от должности.

Для непосредственного  обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий Президентом  создаются Администрация Президента Республики Беларусь и другие органы государственного управления.

Правовой  статус Администрации Президента Республики Беларусь закреплен в Положении, утвержденном указом Президента Республики Беларусь от 23 сентября 1997 г. № 97.

Администрация Президента Республики Беларусь:

  • является органом государственного управления;
  • обеспечивает деятельность Президента в области государственной кадровой политики и идеологии;
  • осуществляет подготовку, выполнение и контроль за исполнением решений Президента;
  • координирует деятельность подотчетных Президенту государственных органов в области государственной кадровой политики и идеологии;
  • обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

В структуру  Администрации Президента Республики Беларусь входят: Глава Администрации, два заместителя, помощник Президента Республики Беларусь, главные управления, управления, отделы, канцелярия Президента Республики Беларусь, секретариат Главы  Администрации, пресс-служба Президента Республики Беларусь.

 

26. Совет Министров Республики  Беларусь: порядок образования, компетенция,  структура, формы деятельности. Взаимоотношения  Совета Министров с другими  государственными органами.

Совет Министров  РБ - Правительство РБ является коллегиальным  органом государственного управления, который осуществляет исполнительную власть и руководство системой подчиненных  ему органов государственного управления и иными органами исполнительной власти.

В состав Правительства  входят: премьер-министр, заместители  премьер-министра, в том числе, Первый заместитель премьер-министра, министры. В его состав могут входить  руководители иных республиканских  органов государственного управления. Состав Совета Министров утверждается Президентом РБ.

Компетенция Совета Министров РБ как органа, правомочного решать вопросы государственного управления, охватывает все области  и сферы государственного руководства.

Общие полномочия СовМина РБ означают, что Правительство: разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики РБ; осуществляет государственное регулирование деятельности всех отраслей экономики, обеспечивает проведение единой экономической, финансовой и кредитно-денежной политики; разрабатывает прогнозы, концепции, государственные программы экономического и социального развития РБ и обеспечивает их реализацию т.д.

Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются  вопросы:

составления и исполнения государственного бюджета, формирования и использования  внебюджетных фондов, которые находятся  в ведении СовМина; основные направления внутренней и внешней политики РБ; проекты программ экономического и социального развития РБ.

Заседания Совета Министров считаются правомочными, если на них присутствуют не менее  половины членов Правительства РБ. Все решения принимаются большинством голосов членов Совета Министров, присутствующих на заседании. В случае равенства  голосов считается принятым решение, за которое проголосовал председательствующий.

Президент РБ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию  Совета Министров, действует в качестве его постоянного органа Президиум в составе премьер-министра и его заместителей, в него могут быть включены и некоторые иные члены Совета Министров.

Состав Президиума м.б. изменен Президентом РБ по представлению премьер-министра.

Заседания Президиума проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели под председательством премьер-министра, а при его отсутствии - по поручению  премьер-министра под председательством  одного из его заместителей.

Заседание Президиума считается правомочным, если на нем  присутствует более половины общей  численности членов Президиума. Решения  Президиума принимаются большинством голосов от общей численности  его членов и оформляются в  виде постановлений Совета Министров  Республики Беларусь.

На рассмотрение Совета Министров РБ вносятся вопросы, которые отнесены к его компетенции  и не могут быть решены другими  субъектами исполнительной власти.

Совет Министров  РБ руководит деятельностью министерств  и других центральных органов  управления РБ, координирует, направляет и контролирует их работу, утверждает Положения о министерствах и  других центральных органах управления, если иное не предусмотрено актами Президента РБ; утверждает состав коллегий этих органов управления, при необходимости  передает решение отдельных вопросов государственного управления, какие  входят в его компетенцию, министерствам  и другим центральным органам  управления.

Совет Министров  РБ руководит деятельностью местных  исполнительных и распорядительных органов, направляет и проверяет  их работу, обеспечивает централизованное решение вопросов государственного управления с учетом интересов государства  и местных территорий; организует контроль за выполнением местными исполнительными  и распорядительными органами законов, декретов и распоряжений Президента РБ, актов Правительства РБ; разрабатывает  и утверждает примерную структуру  местных исполнительных и распорядительных органов.

СовМин РБ на основании и в целях исполнения Конст. РБ, законов РБ, актов Президента РБ издает постановления.

 

27. Министерства, государственные  комитеты и другие центральные  органы управления, порядок образования,  правовой статус. Правовой статус  министра.

Министерство  Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в установленной сфере деятельности и координирующий деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления.

Перечень  министерств устанавливается указом Президента Республики Беларусь, его  же указами назначаются на должность  и освобождаются от должности  министры.

Министром может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий профессиональную подготовку, отвечающую квалификационным требованиям, и опыт работы в области государственного управления. Правовой статус конкретного министерства закрепляется в Положении, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь, если иное не предусмотрено актами Президента Республики Беларусь.

Министр входит в состав Правительства, осуществляет государственное управление и координацию  деятельности в подчиненной отрасли  или сфере деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных  на него задач и функций.

Министр в своей деятельности руководствуется  Конституцией, законами, декретами  и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров  Республики Беларусь.

Правовыми формами деятельности министерств  являются приказы и инструкции. На практике все инструкции проводятся в жизнь приказами министра.

В министерстве в качестве совещательного органа образуется коллегия в составе: министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководящих работников и специалистов министерства, ученых, представителей других организаций. Решения коллегии проводятся в жизнь, как правило, приказами министра. Структура министерства и положения о структурных  подразделениях утверждаются министром.

Государственный комитет Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в конкретной сфере деятельности.

Государственные комитеты образуются на основании указа Президента Республики Беларусь.

Возглавляет государственный комитет председатель, который назначается на должность  и освобождается от должности  Президентом Республики Беларусь.

Председатель  государственного комитета издает приказы, инструкции по вопросам, отнесенным к  компетенции соответствующего государственного комитета.

В целях всестороннего  рассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуется коллегия. Количество членов комитета и коллегии комитета определяется, как правило, Советом Министров  Республики Беларусь, если иное не предусмотрено  актами Президента Республики Беларусь.

Нормативные акты министерств, государственных  комитетов, принятые ими в пределах их компетенции, а также адресованные предприятиям, организациям или учреждениям  им организационно не подчиненным, либо гражданам, являются обязательными  для исполнения при условии, когда  они зарегистрированы Министерством  юстиции Республики Беларусь.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь - республиканский орган государственного управления, осуществляющий специальные функции (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) в установленных сферах ведения.

 

28. Местные органы исполнительной  власти.

Единая система местных органов  управления на территории Республики Беларусь слагается из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполкомов, которые входят в единую систему  органов исполнительной власти, являются органами общей компетенции.

Исполнительный комитет подотчетен и подконтролен вышестоящему исполнительному  и распорядительному органу, а  также подотчетен соответствующему местному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета.

Исполнительный комитет:

  • разрабатывает и вносит в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и прав граждан;
  • разрабатывает и вносит в Совет проекты планов экономического и социального развития, местных программ, местного бюджета; принимает меры по осуществлению планов, программ и бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении;
  • распоряжается имуществом и финансовыми ресурсами Совета в порядке и в пределах, установленных Советом;
  • вносит в Совет предложения об образовании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций и учреждений, принадлежащих административно-территориальному образованию на праве коммунальной собственности;
  • осуществляет в порядке, установленном зак-вом, гос.контроль на соответствующей территории за охраной окружающего мира, а также за объектами коммунальной собственности;

Информация о работе Шпаргалка по "Социальному управлению"