Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.

Работа содержит 1 файл

АП вопрос-ответ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

Порядок осуществления  юридической экспертизы правовых актов  регулируется Положением о порядке осуществления цравовой экспертизы правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов гос. управления, областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома.

Положением определено, что нормативные правовые акты принятые Национальным банком, Национальной академией наук Беларуси, министерствами или иными республиканскими органами гос. управления, представляются на экспертизу не позднее трех дней со дня их принятия, а нормативные правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома — десяти дней с даты их принятия (издания). Минюст должен провести юридическую экспертизу в 10-дневный срок с даты их получения, а в случаях важности или срочности — не позднее дня, следующего за днём получения их па экспертизу.

Правовая экспертиза проводится на предмет соответствия нормативных правовых актов:

1) Конституции РБ;

2) актам Президента РБ;

3) законам РБ;

4) международным договорам РБ;

5) постановлениям Правительства;

6) требованиям нормотворческой  техники.

Юридическая экспертиза нормативного правового акта завершается подготовкой заключения о соответствии или несоответствии нормативного акта предъявленным (указанным) требованиям положительном заключении нормативный правовой акт направляется в Национальный центр правовой информации для включения в Национальный реестр правовых актов РБ. Нормативный правовой акт, не соответствующий названным требованиям, возвращается органу его издавшему.

  1. Кадровое, организационное и материально-техническое и финансовое обеспечение системы общих и военных судов.

Минюст осуществляет кадровое, организационное и материально-техническое  обеспечение областных, Минского городского, районных (городских) судов и организации своей системы.

Министерство в лице министра юстиции совместно с  Председателем Верховного Суда или  Председателем Высшего Хозяйственного Суда представляет Президенту РБ для назначения судей районных (городских), межгарнизонных военных и специализированных судов, областных (Минского городского), Белорусского военного судов, судей хозяйственных судов областей (г. Минска) и специализированные хозяйственных судов. Подобный порядок существует и при назначении председателей и заместителей председателей районных (городских), областных (Минского городского) судов, межгарнизонных военных и специализированных судов, Белорусского военного суда, а также председателей и их заместителей хозяйственных судов областей (г. Минска), специализированных хозяйственных судов.

Минюст:

1) разрабатывает и  осуществляет меры, направленные  на совершенствование организации работы судов и укрепление независимости судей;

2) осуществляет в установленном  порядке материально-техническое,  финансовое, организационное и кадровое  обеспечение областных, Минского городского, районных (городских) судов, повышение квалификации кадров этих органов, методическое, организационное и кадровое обеспечение Белорусского военного суда, межгарнизованных военных судов, участвует в проверках хозяйственных судов областных, г. Минска, специальных хозяйственных судов в части их кадрового обеспечения;

3) осуществляет контроль  за исполнением приговоров, определений  и постановлений судов по уголовным  делам в части имущественных  взысканий, определений, постановлений судов по гражданским делам, постановлений по делам об административных правонарушениях, а также постановлений и решений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей

4) организует проектирование  и утверждает проектно-сметную документацию капитального строительства зданий судов, обеспечивает и осуществляет функции контроля в области капитального строительства, капитального ремонта и эффективного использования иных капитальных вложений в строительство зданий этих органов;

5) осуществляет ведение  статистической отчетности, обеспечивает  сбор и обработку статистических  данных, разработку форм статистической  отчетности и документов первичного  учета работы судов, а также  подготовку обзоров судебной  статистики;

6) организует разработку и обеспечение судов программно-техническими средствами и технологиями сбора, обработки и анализа правовой информации.

  1. Управление в области нотариата.

Нотариат в РБ — это система гocyдарственных органов, частных нотариусов, уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатических агентов дипломатических представительств РБ и консульских должностных лиц Консульских учреждений РБ, обеспечивающих защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, гос. интересов путем совершения нотариальных действий от имени РБ.

Правовую основу деятельности нотариата составляют Конституция РБ, Закон «О нотариате и нотариальной деятельности» и другие акты законодательства, а также международные договоры РБ.

Гос. органами, совершающими нотариальные действия, являются нотариальные конторы. Фактически такие действия совершают государственные нотариусы гос. нотариальных контор.

Под государственной  нотариальной конторой понимается организационная  форма (орган, организация) осуществления нотариальной деятельности гос. нотариусами. Они обрадуются Министерством юстиции в районах, городах. Одна из нотариальных контор в г. Минске и городах, являющихся областными центрами, учреждается в качестве первой государственной нотариальной конторы. Такая контора наряду с совершением нотариальных действий осуществляет методическое руководство гос. нотариальными конторами соответствующей административно-территориальной единицы. Кроме того, на нее Министерством юстиции может быть возложено совершение наиболее сложных нотариальных действий.

В целях совершенствования  нотариального обслуживания населения  в районах, городах, районах в  городах могут образовываться нотариальные округа, представляющие собой территорию осуществления нотариальной деятельности в районе, городе, районе в городе либо в их части частным нотариусом, которому в установленном порядке предоставляется право совершения всех нотариальных действий. Рассматриваемые округа образуются Минюстом по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами.

Существуют и нотариальные бюро, являющиеся организационной формой осуществления нотариальной деятельности частными нотариусами, в составе  одного и более нотариусов. Если существует нотариальный округ, то нотариальное бюро должно находиться в его пределах, в случае неопределения Минюстом иного места его расположения. При отсутствии нотариального округа, нотариальное бюро должно быть расположено в пределах административно-тер. Единицы, не территории которой частный нотариус вправе осуществлять нотариальную дея-ть.

  1. Управление в области загсов.

 

  1. Административно-правовые основы управления межотраслевой сферой: понятие, основные области управления.

Межотраслевое управление призвано обеспечить общегосударственное  единство в решении вопросов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. Главным содержанием межотраслевых функций является: обеспечение организационного единства отраслевых систем; решение в соответствии с общегос. интересами вопросов, выходящих за рамки отдельной отрасли госуправления, но имеющих к ней прямое отношение: решение вопросов, возникающих на стыке нескольких отраслевых систем и имеющих значение для всей системы госуправления: общее направление работы отраслевых систем управления, её объединение и согласование, определение основных направлений их развития. Суть межотраслевого управления заключается в координации деятельности отраслевых систем по вопросам межотраслевого хозяйства. Органы межотраслевого управления имеют надведомственные полномочия. Они устанавливают для координированных органов обязательные правила или задания, утверждают представляемые ему на рассмотрение документы; дают согласие на совершение координируемых органом определённых действий: осуществляет контрольно-надзорные полномочия в отношении координируемых объектов; направляют им указания или рекомендации методического характера. Не вмешиваясь в оперативную деятельность больше отраслевого управления и администрации предприятий, учреждений, организаций, органы межотраслевого управления выполняют весьма важную организационную роль в обеспечении эффективного функционирования всей системы органов госуправления. К межотраслевым сферам управления относятся прогназирование, учёт и статистика; финансирование, кредитование и ценообразование; материально-техническое обеспечение и социальные вопросы; изобретения и открытия; стандартизация и т. д. Полномочия Совета Министров в этой сфере являются: обеспечение проведения единой экономической , финансовой, кредитной и денежной политики; осуществление мер по организации единой системы учёта и статистики; обеспечение, создание и функционирование системы стандартизации, метрологии и сертификации, разработка проекта республиканского бюджета и отчёта о его исполнении, разработка и осуществление мер по проведению единой государственное политики цен и тарифа совершенствование их системы; определение мер по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшение финансового состояния отраслей экономики и использования кредитных расходов , а так же совместно с НБ регулирование обмена курса белорусского рубля: обеспечение привлечения, распределения и использования кредитов, формирующих внешнюю задолженность республики, осуществление государственной миграционной политики; осуществление проведения единой госполитики в области охраны труда.

  1. Административно-правовые основы управления таможенным делом.

Служба в таможенных органах является разновидностью государственной  гражданской службы. В ч. 2 ст. 325 ТК РБ установлено, что на должностных лиц таможенных органов и работников учреждений, подчиненных Гостаможенному комитету РБ, которым присваиваются персональные звания, распространяется зак-во о госслужбе в той мере, в которой их правовое положение не определено ТК.

Порядок и условия прохождения службы определяются Президентом РБ, а дисциплинарная ответственность наступает в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов.

Таможенными органами являются Государственный таможенный комитет РБ и таможни. Таможенные органы являются правоохранительными органами и составляют единую систему. Государственному таможенному комитету РБ непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.

Положение о Государственном  таможенном комитете РБ утверждается Президентом РБ.

Создание и ликвидация таможен осуществляются Государственным  таможенным комитетом РБ по согласованию с Президентом РБ. Правительство РБ, если иное не определено Президентом РБ, вправе определять компетенцию таможен в части осуществления ими отдельных функций, возложенных на таможенные органы, совершения определенных таможенных операций, а также зоны их оперативной деятельности.

Основные функции таможенных органов:

осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению  товарооборота через таможенную границу;

взимают таможенные платежи, контролируют правильность их исчисления и своевременность уплаты, принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей;

обеспечивают соблюдение порядка перемещения товаров  через таможенную границу;

осуществляют контроль за соблюдением запретов и ограничений  на ввоз товаров в Республику Беларусь и их вывоз из РБ, установленных законодательством и (или) международными договорами РБ по основаниям экономического и неэкономического характера;

обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями, производство по делам о которых отнесено к компетенции таможенных органов, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ и др.;

осуществляют в пределах своей компетенции налоговый, валютный, экспортный и иные виды контроля, право  на осуществление которых или  на участие в осуществлении которых  предоставлено таможенным органам  в соответствии с законодательством;

ведут таможенную статистику внешней торговли РБ и специальную таможенную статистику;

обеспечивают выполнение международных обязательств РБ в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных гос-тв, международными организациями, занимающимися вопр таможенного дела;

осуществляют информирование и консультирование по вопросам таможенного  регулирования и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, обеспечивают в установленном порядке  государственные органы, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов;

проводят научно-исследовательские  работы в области таможенного  дела.

  1. Понятие и виды органов общего управления на местном уровне.

В систему механизма гос. управления входят органы местного управления.

Органы местного управления образуют единую систему, состоящую  из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Председатель исполнительного  комитета является одним из видов  органов местного управления. Вторым видом считается местная администрация.

Исполнительный комитет  определяется как исполнительный и  распорядительный орган на территории области, района, города, посёлка, сельсовета. Признаки исполнит комитета: территориальный, исполнительный и распорядительный.

Исполкомы – коллегиальные  органы и органы общей компетенции.

Существует 3 вида исполнительных комитетов:

1) первичный- сельские, поселковые, городские

2) базовый уровень-  городские, районные

3) областной уровень-  областные и Минский городской.

Вторым видом органов  местного управления является местная  администрация- коллегиальный, общей  компетенции орган местного управления, состоящей из главы местной администрации, его заместителей и членов местной администрации.

К органам местного управления следует отнести отделы и управления исполнительных комитетов. Они имеют  свою компетенцию, масштаб деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"