Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.

Работа содержит 1 файл

АП вопрос-ответ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

 

Отделы и управления являются органами местного управления. Они осуществляют специализированное управление. Организация работы отделов  и управлений, формы их деятельности во многом схожи с исполкомами. В них осуществляется распределение обяз, составл планов работы, ведется работа по подготовке проектов правовых актов, и тп.

 

Органих-правовые форсы  работы отделов и управлений несколько  иные, чем исполкомов. Они строят свою деятельность на основе единоначалия. Во главе отделов и управлений стоят руководители, которые несут единоличную ответственность за деятельность этих органов. Завед отденами и начальники управлений наделены немалыми правами для обеспеч правильного функционирования этих органов. Они могут издавать приказы. Внутриорганизац отделы не могут самостоятельно вступать в правовые отношения с гос. органами и издавать правовые акты.

 

В целях исполнения актов  вышестоящих органов отделы и  управления могут издавать свои приказы, которые устанавливают конкретные задания и точные сроки исполнения для работников аппарата, руководителей подчиненных ему органов

 

Отделы и управления выполняют различные задания, исходящие  от исполкомов. На них возлагается  подготовка к заседаниям исполкомов проектов решений по вопросам их ведения.

 

В деятельности отделов  и управлений единоначалие сочетается с коллегиальностью. Существуют разнообразные  формы , обеспеч коллегиальное обсуждение наиболее важных вопросов. Одной из них являются постоянно действующие  советы при отделах и управлениях. Советы отделов и управлений – это совещательные органы, в состав которых входят лица, обладающие спец знаниями, работающие в различных учреждениях, расположенных на территории ведения отдела, управления. В отделах управления облисполкомов образуются коллегии. Не нарушая принципа единоначалия коллегии, советы как совещательные органы помогают руководителям отделов и управлений в решении важных вопросов из компетенции, в том числе вопросов по руководству нижестоящими отраслевыми органами.

Виды отделов и управлений местных исполнительных комитетов как органов специального гос. управления

Все отделы и управления отличаются по направлению деятельности, характеру решаемых задач и выполняемым  функциям.

 

По направлению деятельности из можно разделить на следующие виды:

Отделы и управления производственного характера (архитектуры, градостроительства, сельского хозяйства  и продовольствия, торговли о общественного  питания, и тд)

Отделы и управления соц-культурной направленности (образования, культуры, соц защиты, здравоохранения и др)

Отделы и управления по обслуживанию населения (торговли и  общ питания. Бытового обслуживания)

Отделы и управления по обеспечению законности, безопасности и прав граждан (ОВД, юстиции, записей  актов гражданского состояния)

Отделы и управления организационно-технического назначения (огр-кадровой работы, работы с населением, бухгалтерия, хоз группа)

По характеру решаемых задач и выполняемым функциям отделы и управления разделяются  на следующие виды:

Внутриорганизационные (вспомогательные). Сюда относится так называемый аппарат исполкомов. Основным их назначением является внутриорганизационная работа, работа по обслуживанию исполкома, оказанию ему помощи в подготовке решений тех или вопросов и тд. Особенности внутриорганизац аппарата: у него отсутствуют какие-либо подчиненные объекты, он не имеет двойного подчинения, у него нет полномочий на самостоятельную внешнюю деятельность, он не наделен правами издавать какие-либо правовые акты.

Функциональные. Сюда относятся  такие структурные подразделения, которые предназначены для выполнения какой-то одной функции (например, финансовый отдел, отдел цен, управление юстиции, отдел по труду и тд). Функциональный орган, в отличие от отраслевого, несет ответственность не за всю работу, состояние дел на подведомственном объекте, а только за одну выполняемую им функцию, но в отношении всех подведомственных данному исполкому органов и организаций.

Отраслевые. Они непосредственно  или через соответсв органы нижестоящих  исполкомов руководят всеми сторонами деятельности подведомственных им предприятий, учреждений и организаций и несут ответственность за их работу. Сюда относятся отделы и управления здравоохранения, образования, культуры, торговли и общественного питания и др.

Функциональные и отраслевые отделы и управления имеют свою компетенцию и более самостоятельны в своей деятельности по сравнению с внутриорганизационными подразделениями.они вправе издавать правовые акты – приказы, а некоторые из них – даже привлекать к адм ответственности. Такими полномочиями не обладают исполком, структурными подразделениями которого являются подобные органы.

  1. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении: сущность, основное назначение, принципы.

Контроль  за субъектами административного (управленческого) права: сущность, основное назначение.

Контроль представляет собой соответствующий вид деят-ти, осуществляемой субъектом контроля с целью получения достоверной информации о происходящих процессах в тех или иных сферах.

Главное назначение контроля за субъектами АП состоит в том, чтобы обеспечить законность и дисциплину в подконтрольных объектах, в поведении граждан.

Законность считается  соблюденной тогда, когда:

властвующие субъекты: а) принимают решения и совершают  другие действия, руководствуясь правовыми нормами; б) совершают деятельность только в пределах своей компетенции; в) осуществляют эту деятельность в порядке и форме, предписанными правом;

иные субъекты строят свое поведение в рамках действующего зак-ва.

Дисциплина – это повиновение установленному порядку государственной или иной организации (гос., общественная, гражданская, исполнительная).

Сущность контроля проявляется  через принципы, лежащие в его  основе. Контроль основывается на конст. принципах – законности, демократизме, гласности и др, а также специальных принципах:

экономичность;

объективность;

результативность;

своевременность;

постоянство и систематичность.

  1. Виды контроля в сфере гос. управления. Соотношение контроля и административного надзора.

Виды контроля за субъектами АП.

По отношениям субъектов  контроля с государством существует контроль государственный и общественный. Государственный контроль осуществляется гос. органами, должностными лицами. Он подразделяется на Президентский, представительных органов гос. власти (Парламент и местных Советов Депутатов), органов исполнительной власти, судебный прокурорский. Общественный контроль осуществляется общественными объединениями: профессиональными союзами, политическими партиями, а также отдельными гражданами.

В зависимости от соподчинения субъекта и объекта контроль существует внутрисистемный и внесистемный. Внутрисистемный контроль осуществляется в системе исполнительной власти и субъектами этой власти, а внесистемный осуществляется субъектами, находящимися вне этой системы.

В зависимости от масштаба распространения контроль делится  на всеобъемлющий и ограниченным. Всеобъемлющий контроль осуществляется в отношении всей деятельности подконтрольного  объекта. Ограниченный контроль осуществляется по какому-либо одному вопросу деятельности подконтрольного органа.

По характеру деятельности контроль делится на общий, ведомственный, надведомственный, административный надзор, внутренний. Общий контроль присущ для органов общей компетенции, в т.ч. президентский контроль. Ведомственный – отраслевой контроль, который ведётся в одной отрасли вышестоящим органом по отношению к нижестоящим (контрольно-ревизионные службы респ. органов гос. управления). Надведомственный контроль – спец контроль, касающийся отдельного вопр, спец функции или определённой стороны деятельности обследуемого объекта.

В зависимости от стадии, на которой находиться деятельность проверяемого объекта контроль делится  на предварительный, текущий и последующий. Предварительный контроль – это  превентивный, предупредительный контроль. Текущий контроль проводится в процессе осуществления деятельности проверяемых объектов. Последующий контроль – это контроль фактического выполнения решения.

  1. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.

Контролю Парламента и местных Советов депутатов подвергаются в первую очередь органов исполнительной власти.

Палата представителей дает согласие Президенту на назначение Премьер-Министра, заслуживает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет её, рассматривает вопрос о доверии Правительству, может выразить вотум недоверия Правительству. Совет Республики даёт согласие Президенту на назначение Председателя и членов правления Национального банка, рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения. Обе палаты Парламента рассматривают и утверждают бюджет, рассматривают президентские декреты.

Местные советы осуществляют контроль только за исполнительными  комитетами. Они утверждают местные  бюджеты, отчёты о их исполнении, программы экономического и социального развития, устанавливает местные налоги и сборы и т.д. Руководителей исполнительных комитетов базового уровня назначается на должности с согласия Совета Депутатов. Советы наделены правом отменять в случае несоответствия законодательству распоряжений и решений исполкомов. Все эти вопросы непосредственно связаны с деятельностью исполнительных комитетов.

  1. Контроль органов исполнительной власти и его виды.

Многообразие контроля органов исполнительной власти определяется тем, что он внутрисистемный, осуществляется нередко вышестоящими органами по отношению к нижестоящим, неоднозначен по характеру, сопряжен с возможностью применения мер воздействия, действует постоянно, нередко осуществляется спец внутриструктурными звеньями, осуществляется в различных сферах деятельности исполнительной власти.

Внутрисистемность контроля означает, что он не распространяется на другие гос системы (систему представ, суд органов). Однако из-под контроля органов исп власти не исключены негос организации, индивид предприн, граждане.

Контроль проводится вышестоящими органами по отн к нижестоящ, подчиненных по вертикали. Но есть и  исключения. Напр, обл(Минск гор) исполкомы  подотчетны и подконтрольны СовМину  по вопросам относящимся к компетенции Правительства, хотя они и не является его нижестоящими органами.

В системе исп власти осуществляется:

общий

ведомственный

надведомственный

внутренний контроль

Контроль органов исп  власти обеспечивается различными мерами воздействия поощрительного характера и приминением мер ответсвенности.

Постоянство контроля означает, что он непрекращающийся, ежедневно  действующий. Любые управленческие органы, их должностные лица ежедневно  осуществляют многочисленные контрольные действия.

Контроль органов исп власти нередко осуществляется специально создаваемыми органами, среди которых и внутриструктурные подразделения. Напр, в Мин труда и соц защиты – департамент гос инспекции труда, в Мин по ЧС – департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике.

Контроль органов исп  власти проводится в различных сферах деят исп власти и на разных ее уровнях. Напр, в сферах финанс-экономич (Мин  финансов, экономики, Нац банком), правопорядка (МВД, юстиции), соц-культ (Мин образования, здравоохранен, культуры, труда и соц защиты), природопользован (Мин прир ресурсов и охраны окруж среды, Комитет лесного хоз-ва при СовМине) – на центральном и местном уровнях.

  1. Общественный контроль за органами гос. управления.

Общественный контроль за субъектами А

Общественный контроль – вид  контроля, который осуществляется общественностью (общ. объед., их членами), а не государством. Профсоюзы, как вид общественных объединений, могут вносить в  органы гос. управления предложения  о принятии, изменении или отмене актов законодательства по трудовым и социально-экономическим вопросам. Профсоюзы также защищают трудовые права граждан при заключении или расторжении контрактов. Профсоюзы имеют право участвовать при разработке соц. программ, осуществлять общ. контроль за исполнением законодательства по вопросам разгосударствления и приватизации гос. собственности. Т.о., профсоюзы обладают немалыми правами по контролю в области защиты трудовых и социально-экономических прав.

Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"