Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.

Работа содержит 1 файл

АП вопрос-ответ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

 Руководители структурных  подразделений Аппарата Совета  Министров РБ:1.осуществляют руководство деятельностью соответствующих структурных подразделений и несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач,распределяют обязанности между работниками, обеспечивают надлежащую трудовую дисциплину, а также отвечают за правильную организацию делопроизводства в структурном подразделении;2. Участвуют в заседаниях Совета Министров РБ, его Президиума, а также в совещаниях у Премьер-министра РБ и его заместителей при рассмотрении вопросов,

относящихся к компетенции  данного структурного подразделения и др

  1. Полномочия Премьер – министра РБ.

РБ, законами РБ, актами Президента РБ:

осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров РБ и несет персональную ответственность за его работу;

организует работу Совета Министров РБ, руководит его заседаниями;

подписывает постановления  Совета Министров РБ;

издает распоряжения;

в двухмесячный срок после  своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания РБ программу деятельности Совета Министров РБ, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров РБ в течение двух месяцев;

информирует Президента РБ об основных направлениях деятельности Совета Министров РБ и о всех важнейших его решениях;

распределяет обязанности  между заместителями Премьер-министра РБ, координирует их деятельность;

представляет без дополнительных полномочий Совет Министров РБ в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;

осуществляет полномочия Президента РБ в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией РБ, до принесения Присяги вновь избранным Президентом РБ.

  1. Полномочия Совета Министров в отдельных областях и сферах его деятельности.

Совет Министров в  пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов  Президента РБ, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами гос. управления и иными гос. организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями. Совет Министров РБ обладает полномочиями:

 

В экономической сфере:обеспечивает проведение единой экономической политики; регулирует деятельность всех отраслей экономики РБ и принимает меры по их развитию; осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития РБ;обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов; принимает меры по обеспечению РБ энергетическими и материальными ресурсами;устанавливает меры гос. регулирования отдельных видов экономической деятельности;

 

В финансовой сфере:обеспечивает проведение единой финансовой политики;в соответствии с бюджетным законодательством РБ ежегодно представляет на рассмотрение Президенту РБ проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;

 

В области науки, образования:обеспечивает проведение единой государственной  политики;участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной  научно-технической и инновационной  политики;принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;

 

В области культуры, в  сфере архивного дела:

 

обеспечивает проведение единой государственной политики в  области культуры;

 

В области здравоохранения:

 

обеспечивает проведение единой государственной политики;

 

обеспечивает разработку и реализацию гос. программ.

  1. Формы работы Совета Министров РБ.

Формы работы Сов. Мин  делятся на организационно-правовые и управленческие. Организационно-правовые: СовМин - колегиальный орган, поэтому  основной формой его работы является коллегиальность, проявляемая в  проведении заседаний. Заседения СовМин проводятся не реже одного раза в 3 месяца, заседание считается правомочным, если в нем принимает участие более половины членов. Председателем на заседаниях является премьер-министр, имеет право председательствовать Президент. Заседания – основная форма деятельности СовМина, т.к. на них решаются основные направления внутренней и внешней политики. Одной из форм деятельности является Президиум СовМин. Его работа строится в форме заседаний, которые проводятся не реже 1 раза в месяц. Формой работы СовМина также является и опросный порядок принятия постановлений. Он состоит в том что в кулуарах выясняется мнение членов правительства, без рассмотрения их на заседаниях. Опрос выражается в форме визирования. Однако такой порядок принятия решений подвергается жёсткой критике. Коллегиальность работы СовМина тесно сочетается с единоличием, которое проявляется посредствам работы премьер-министра, его замов. Это необходимо для персональной ответственности за их работу и оперативного решения вопросов.

 

Управленческая деятельность СовМина проявляется в правовых и неправовых формах. Правовая форма  проявл. в издании правовых актов, а неправовая – в организаторской  работе и материально-технических  действиях. СовМин издает: постановления, распоряжения, протокольные решения, указания, поруения. Рапоряжения, указания и поручения – правовые акты, которые принимаются единалично премьер-министром или его замами, постановления и протокольные решения принимаются коллегиально. Постановления – коллегиальные правовые акты, являющиеся нормативными. Распоряжения – правовые акты индивидуального ненормативного характера, издаваемые премьер-министром. Протокольные решения – заключение, результат рассмотрения вопроса, которые не всегда являются правовыми

 

  1. Организация работы Совета Министров РБ.

Основными составляющими  организации работы СовМина являются: распределение обязанностей, планирование работы, организация подготовки заседаний  СовМина.

 

Распределение обязанностей между премьер-министром, его замами и другими членами правительства направлено на установление персональной ответственности за определённый участок работы(сфера деятельности). Распределение обязанностей осуществляется Нац. собрание (путём закрепления в законе основных сфер деятельности), Президентом (путём назначения членов правительства). Более конкретное распределение обязанностей осуществляется премьер-министром. Премьер-министр ведает вопросами обороны, гос. безопасности, внутр. дел и т.д. Первый заместитель ведает вопросами экономической стабильности, налоговой политики, управления гос. имуществом и приватизации и т.д. Другие замы ведут иные вопросы. Так, один из них занимается общими вопросами развития соц-культурного комплекса, связи, торговли и т.д.

 

Планирование работы СовМина охватывает не только все области и сферы его деятельности, но и организаторскую деятельность. План работы СовМина– документ, определяющий его деятельность на определённый период. В нём указываются вопросы, порядок из подготовки, срок внесения материалов и т.д. План работы СовМина и его Президиума составляется на полугодие и утверждается на заседаниях Президиума.

 

Организация подготовки заседаний необходима для обеспечения  проведения заседаний СовМина на должном уровне. На заседания выносятся  вопросы, которые находятся в  его компетенции и не могут быть самостоятельно решены. Одновременно с внесение вопросов вносятся проекты постановлений. Проекты постановлений, которые затрагивают другие гос. органы, согласуются с ними. Также проекты проходят юр. экспертизу в Минюст. На заседании по данному вопросу докладывает премьер-министр, его замы и др. Завершающей стадией является принятие решения, а затем издание постановления.

  1. Понятие, назначение и виды республиканских органов гос. управления.

Республиканскими органами гос. управления (РОГУ) являются министерства, государственные комитеты, комитеты при СовМине. Название «республиканские» подчёркивает что эти органы находятся на высшей ступени в своей отрасли. Эти органы создаются с целью осуществления многих управленческих функций. Цель создания и сфера ведения республ. органа гос. управления обычно закрепляется в НПА, определяющий его правовой статус. Задачи деятельности РОГУ делятся на общие (присущие всем органам) и специальные (присущие только данному органу).

 

Виды РОГУ: по уровню в системе РОГУ делятся на собственно республиканские (министерства и государственные комитеты) и иные республиканские (комитеты при Сов Мине); по организационно-правовым формам работы РОГУ делятся на министерства, гос. комитеты, комитеты при СовМин , гос. организации; по характеру компетенций РОГУ делятся на отраслевые, функциональные и функционально-отраслевые. Отраслевые – органы, действующие в пределах своих отраслей и обладают отраслевой компетенцией (министерство промышленности, министерство транспорта и комуникаций). Функциональными называются органы, которые уполномочены в гос. масштабе ведать отдельными вопросами управления, они призваны осуществлять по отношению к др. органам не управление в целом, а отдельные его функции. Такие органы являются надведомствеными, т. к. их полномочия распространяются на все респ. органы (Министерство финансов, Министерство труда и соц. защиты). Функционально-отраслевые министерства включают в себя характеристики этих двух видов. По сфере деятельности : хозяйственного назначения (Министерство архитектуры и строительства, министерство, министерство жилично-комунального хозяйства), органы социально-культурной направлености (Мин. здравоохранения, Министерство культуры), органы безопасности и правопорядка (Министерство внутр. дел, Министерство иностранных дел), многопрофильные органы – органы, которые ведают вопросами нескольких сфер(Министерство связи и информации). По подчинённости : органы, подчинённые СовМину и органы двойного подчинения (СовМина и Президента).

  1. Звенность в системах, возглавляемых республиканскими органами гос. управления.

Каждый республиканский  орган гос. управления (РОГУ) в большинстве случаев имеет подчинённые органы. Все они образуют определённую взаимосвязанную систему. Звенность – это внутреннее устройство этой системы. Структура РОГУ зависит от административно-территориального деления, количества управляемых объектов, область управления и др. Структура РОГУ бывает одно-, двух-, трёх-, и четырёхзвенная. При однозвенной существует только один орган и им является РОГУ. Подчинённых звеньев нет (Высшая Аттестационная комиссия, Гос. комитет по науке и технологиям). Двухзвенная структура предполагает существование только двух органов. Данная структура используется в управлении промышленностью, иностранными делами, охраной границ. такая система является наиболее рациональной. Трёхзвенная структура системы РОГУ состоит из республиканских органов, областных органов, районных органов. Трёхзвенная структура характерна для управления внутренними делами (Мин. внутренних дел, управления внутренних дел облисполкома, отдел внутренних дел горисполкома). Данная система является наиболее распространённой, однако при этом требует больших затрат. Основой для её существования является административно-территориальное деление. Четырёхзвенная структура состоит из республиканских органов, областных органов, районных органов и объекта управления: учреждения, предприятия. Данная система имеет место в системе министерства образования, здравоохранения.

  1. Внутренняя структура республиканских органов гос. управления.

Внутренняя структура  республиканского органа гос. управления – это совокупность его внутренних подразделений, его внутреннее устройство. Внутренними структурными подразделениями  являются: главные управления, управления, отделы, а в соответствии с Указом президента от 24.09.2001 ещё и департаменты (в Министерстве Юстиции: гос. знаков, бюджетной политики, страхового надзора). Департаменты могут быть с правом юр. лица (могут принимать решения от своего имени) и без таких прав (не могут). Департаменты имеют более высокий статус, его руководитель назначается на должность и освобождается от неё Сов Мином, в департаменте могут создаваться коллегии. Главные управления, управления, отделы, департаменты в составе органа, также как правило имеют собственную структуру. Названия структурных подразделений отражают основные содержания их деятельности, которое составляет функцию органа. Правовой статус структурных подразделений не всегда одинаков даже у одного органа. Между структурными подразделениями существуют горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вертикальные связи свидетельствуют о наличии подчинения, и возникают там, где существует иерархия. Отношения между структурными подразделениями могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи имеют место, если каждое структурное подразделение или отдельный служащий подчиняется во всём только одному начальнику. Функциональные отношения имеют место тогда, когда каждое структурное подразделение выполняет одну или несколько функций и соотносится с руководителем только по вопросам своих функций. Однако между структурными подразделениями наиболее распространены линейно-функциональные отношения.

  1. Основные формы работы республиканских органов гос. управления.

Формы работы РОГУ делятся  на организационно-правовые и государственно- управленческие. Организационно- правовыми  формами работы республиканских  оргнанов гос управления являются единоначалие и коллегиальность, а также их сочетание.

Единоначалие предполагает, что орган возглавляется одним  лицом, и его воля , действия признаются главенствующими.

Все РОГУ, за исключением  Национального банка, являются единоначальными.

В нпа нет точной чёткой регламентации каким является республиканский орган. Является орган единоначальным или коллегиальным , можно судить при установлении факта превалирования в его деятельности единоначалия или коллегиальности.

Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"