Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.

Работа содержит 1 файл

АП вопрос-ответ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

Правовое положение  ОГУ находит свое выражение в  их компетенции.

Все ОГУ обладают административной правосубъектностью, которая определяется уставом или положением о том или ином органе.

Компетенция ОГУ закрепляется в Конституции РБ, законах, декретах и указах Президента РБ, уставах  или положениях о том или ином органе.

Специальные свойства органов госуправления:

Они специально предназначены  для осуществления госуправления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности (исполнительной власти)

ОГУ самые многочисленные по сравнению с иными госорганами  и имеют наиболее разветвленную структуру.

ОГУ образуются с учетом особых принципов – отраслевого, функционального, линейного, которые  не могут применяться при образовании  органов прокуратуры, суд органов, законодательных органов.

В построении систем ОГУ  наиболее выражена иерархическая организация: а) вертикальная; б) горизонтальная; в) смешанная горизонтально-вертикальная.

  1. Организационно-правовые основы системы органов гос. управления.

Система ОГУ состоит  из множества взаимосвязанных структурных  элементов, каждый из которых выполняет свою часть общей работы.

Система ОГУ – целостное  явление, совокупность органов, однородных по своим задачам.

Система ОГУ строится в соответствии с государственным  АТУ, а также с учетом ряда других факторов: организационных, экономических, правовых. В системе выделяются вышестоящие и нижестоящие субъекты.

Органы, осуществляющие исполнительную власть (госуправление), образуют 2 системы: органов исполнительной власти и иных госорганов.

Система органов исполнительной власти: Президент РБ, Аппарат Президента РБ, Совет Министров РБ, Министерства РБ, Госкомитеты РБ, Уполномоченные по делам религий и национальностей, Высшая аттестационная комиссия РБ, Национальная академия наук Беларуси, Нацбанк РБ, Госорганизации, подчиненных Совету Министров, ОГУ на местном уровне; Администрации госпредприятий, учреждений, организаций; Система иных органов, осуществляющих госуправление; Генеральный прокурор РБ, областные прокуроры, районные прокуроры; Председатели судов; Аппарат управления Национального собрания РБ

Главным признаком, служащим основанием для объединения последних в одну систему, является то, что все они осуществляют внутриорганизационное госуправление. Каждое звено входит в свою специальную систему (судебная сис-ма, сис-ма органов прокуратуры).

Администрация Президента РБ, Управление делами Президента РБ, КГК РБ, Совет Безопасности РБ, ВАК, Национальная академия наук РБ, являющиеся органами госуправления, образуют отдельный вид РОГУ.

Указом Президента РБ от 5.05.2006 №289 «О структуре Правительства  РБ» были упразднены комитеты при Совете Министров РБ и проведены некоторые другие мероприятия в целях оптимизации системы РОГУ.

  1. Принципы построения и деятельности органов гос. управления.

ОГУ образуются на основании  соответствующих принципов.

Принципы – определенные требования, правила, имеющие обязательный характер, поскольку они находят правовое закрепление.

Принципы построения ОГУ относятся к специальному виду, в который входят и принципы деятельности аппарата управления.

Специальные принципы тесно  связаны с основными принципами госуправления. Основные принципы являются конституционными, общими для всех отраслей и сфер госуправления и превалируют над специальными.Основные принципы построения ОГУ:

Отраслевой (объединяются однородные объекты управления, занимающиеся хоз., соц.-культ. или иной деятельностью: обл. образования)

Линейный (у одного начальника несколько подчиненных, но у подчиненного – только один начальник)

Функциональный (образуемому  органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении; специализация в работе, выполнение работы определенного вида; один объект управления – несколько руководителей)

Территориальный (создание таких органов, которые, осуществляя общие функции, воздействовали бы на все объекты, расположенные в пределах определенной территории)

Данные принципы определяют взаимодействие структурных звеньев  системы госуправления, они получили нормативное закрепление в Конституции (106, 108, 122), Законе «О Совете Министров», Законе «О местном управлении и самоуправлении в РБ» и др.

Принципы деятельности ОГУ: Разделение труда, Полномочия ответственность, Дисциплина, Единоначалие, Единство действий (руководства), Подчиненность личных интересов, Вознаграждение персонала, Централизация, Скалярная цепь (иерархия), Порядок, Справедливость, Стабильность персонала, Инициатива, Корпоративный дух.

Принципы построения и деятельности органов гос. управления

Основным организационным  принципом построения органов гос. управления (исполнительной власти) является сочетание централизации и децентрализации.

Принцип централизации  вытекает из единства системы органов гос. управления (исполнительной власти). Он обусловлен наличием предметов ведения, полномочий, функций. В централизованном порядке определяются звенья этой системы, взаимоотношение между звеньями в системе.

Децентрализация означает закрепление законодательством  предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые  он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов. Так, например, характер полномочий, задачи, функции министерства закрепляются в Положении о нем, которое утверждается Советом Министров РБ, и в рамках этих полномочий министерство самостоятельно. Но в то же время, исходя из принципа централизации, акты министерства должны соответствовать Конституции РБ, декретам и указам Президента РБ, постановлениям Совета Министров РБ.

Полномочия исполкомов определяются в зависимости от их места в системе местных органов управления. В пределах соответствующей административно-территориальной единицы (области, районе) они действуют самостоятельно.

Сочетание централизации  и децентрализации в осуществлении  исполнительной власти позволяет реализовать  ее единство в многообразии.

Принцип законности проявляется, прежде всего, в том, что все органы государственной власти, должностные  лица обязаны соблюдать Конституцию РБ, законы, подзаконные нормативные акты.

Правовые акты или  их отдельные положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции РБ, не имеют юридической силы.

Акты нижестоящих органов  исполнительной власти не должны противоречить  актам вышестоящих органов.

Правовой основой построения системы органов гос. управления (исполнительной власти) являются: Конституция РБ, Закон РБ «О Совете Министров РБ»; Закон РБ «О местном управлении и самоуп-равлении в РБ».

Исходя из этих нормативных  установлений следует выделить следующие  звенья в системе органов гос. управления (исполнительной власти):

Совет Министров РБ.

Центральные органы исполнительной власти отраслевой и специальной  компетенции: министерства; государственные комитеты; комитеты при Совете Министров; Местные органы гос. управления; Местные органы внутреннего управления - администрация предприятий, учреждений.

  1. Виды органов гос. управления.

По масштабу деятельности (т. е. территория на которую распространяется полномочия органа): общегосударственные  и местные. Общегосударственные  органы: аппарат През РБ, Сов Мин  РБ, министерства, гос комитеты и комитеты, администрации гос объединений, подчиненных Сов Мину. Их полномочия распространяются на всю территорию республики. В юридической литературе их еще называют центральными и республиканскими. Органы местного уровня распространяют свою деятельность на АТЕ. К ним относят местные исполнительные и распорядительные органы, органы республиканских органов на местах. Согласно статье 2 закона «О местном управлении и самоуправлении» местное управление состоит из 3 территориальных уровней: к областному относятся областные и Минский городской (обладает также правами исполкома базового уровня) исполкомы, к базовому – городские(городов областного подч), районные исполкомы, к первичному – городские(городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы, местные администрации. Органы республиканских органов на местах – органы, которые находятся в АТЕ и подчинены не местным исполкомам, а органам их создавшим, по вертикали – министерствам или другим вышестоящим органам.

По отношению к другим организациям: органы внутреннего, внешнего и смешанного действия К 1 относят органы отраслевого характера (действуют внутри отрасли, управляют подчиненными им и входящими в отрасль органами, учреждениями, предприятиями). Это некоторые структурные подразделения( отделы, управления) местных исполкомов – юридическая служба, Аппарат Совета Министров. Органы внешнего действия распространяют свои полномочия за пределы отрасли, не являются отраслевыми – Сов Мин, КГК, Совет Безопасности. Органы смешанного действия – Администрация Президента, Управление делами Президента. Они обеспечивают деятельность Президента РБ.

По порядку образования: образуемые Президентом (самые важные значимые органы – Совет Безопасности, Администрация През, Управление делами През, КГК, Сов Мин, республиканские и иные ОГУ). Совет Министров утверждает состав коллегий министерств, если иное не определено актами През, образует по согласованию с президентом гос организации. Министерства и гос комитеты, комитеты создают подведомственные им организации, объединения, учреждения, в АТЕ – свои территориальные органы. Местные исполнит и распорядит органы образуют отделы и управления, а также комисси по вопросам своей деятельности.

По характеру компетенций. 1)Органы общей компетенции осуществляют свои функции по отношении ко всем или значительной части объектов управления определенного уровня – Сов Мин, местные исполнительные и распорядительные органы. 2) Органы специальной компетенции осуществляют особые функции – Администрация През, Совет Безопасности, Управление делами Президента. 3) Отраслевые органы на республиканском(некоторые министерсвта, гос комитеты) или на местном уровне(отделы, управления местных исполкомов) управляют отдельными отраслями, группами родственных и подчиненных предприятий, учреждений по всем вопросам их деятельности. 4) Органы межотраслевой компетенции выполняют функции в отношении не подчиненных органов, предприятий, учреждений, осуществляемые в виде координации (часть министерств, гос комитетов, комитетов при Сов Мине, отделы и управления местных исполкомов). Органы хозяйственного руководства осществляют хозяйственное управление, управляют теми, кто создает хозяйственные блага, осуществляет услуги, подготовку специалистов(администрации объединенний, гос учреждений, предприятий).

По порядку разрешения подведомственных вопросов. 1)Коллегиальные (Сов Мин, местные исполнительные и распорядительные органы, комиссии, например по делам несовершеннолетних, административная, Совет Безопасности, Правление и совет директоов Нац Банка. 2)Единоначальные – министерства, гос комитеты, комитеты при Сов Мине, Администрация Пр, Управление делами Пр, КГК, отделы и кправления местных исполкомов, администрации обединений, предприятий, учреждений. Значительную часть вопросов своей компетенции решают единоначально.

По источнику финансирования: 1) госбюджетные – финансируются  за счет средств гос бюджета, 2) хозрасчетные – за счет отчислений от прибыли  предприятий, входящих в их состав или  предпрятия управленчиским звеном которого они являются.

  1. Понятие государственной службы и ее виды.

В юридической литературе нет однозначного подхода к определению  термина гос. служба. Наиболее характерными определениями гос. службы являются:

1. гос. служба рассматривается  как обыденный вид трудовой  деятельности

2. как форма участия граждан в осуществлении целей и функций государства. Предполагается, что каждый гражданин обладает равным конституционным правом-правом доступа к любым гос. должностям (ст.35 Конст.)

3. как политический  институт. Гос. служба сводится  к политической дея-ти, которая осущ-ся определёнными лицами.

4. как организационный  институт. В этом смысле следует  обратить внимание на анализ  понятия организация, она представляет  собой, во-первых, определённую специализированную  группу людей, выполняющих функцию  управления и ориентированных в своей дея-ти на реализацию госуд.-властных полномочий, во-вторых, совокупность организационных процедур, способов, методов управленческой служебной дея-ти.

5. как правовой институт, гос. служба объединяет правовые  нормы, на основе которых формируется гос. аппарат и осущ-ся служ-ая дея-ть чиновников.

 Правовой институт  гос. службы является одним  из основных институтов АП. Гос.  службу необходимо рассматривать  как комплексный правовой институт.

По мнению Кеник К.И. гос. служба является институтом трудового права.

Нормативное определение  гос. службы содержится в ст. 2 закона о гос. службе. – это профес-ая дея-ть лиц, занимающих гос. должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации гос.-властных полномочий и  обеспечения выполнения функций гос. органов.

Признаки определения:

1. профес-ая дея-ть (на  постоянной основе)

2. работа на гос.  должностях, которые фиксируются  в штатном расписании.

3. дея-ть связана с  реализацией компетенции гос.  органа и должностных обязанностей  публично-правового характера.

  1. Гос гражданская служба: понятие, виды, принципы, правовое регулирование.

Гос гражданская служба — это по существу гос. служба, за исключением милитаризованной службы. Она регулируется Законом «О государственной службе в РБ» и другими нормативными правовыми актами.

Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"