Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.

Работа содержит 1 файл

АП вопрос-ответ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

Признать акт дифектным  вправе только компетентный орган. Оспорить его может любой гражданин, орган и т.д. путём подачи жалобы, протеста. Компетентные органы в зависимости от степени дефективности акта могут признать его ничножным (недостатки акта не влекут никаких значимых юридических последствий для исполнителей) или недействительным (это акт с такими дефектами, с которыми он не должен действовать, порождать юридические последствия). Обжалование и опротестование актов о наложении дисциплинарных взысканий урегулировано Трудовым кодексом и др НПА.

  1. Порядок принятия правовых актов управления.

Порядок принятия (издания) правовых актов управления – это  разновидность административного  процесса, которая регламентируется нормами административного права. Некоторые аспекты принятия ПАУ  закреплены в законе «О НПА РБ», другие в ведомственных регламентах.

Порядок принятия ПАУ  включает следующие стадии:

1) планирование подготовки  проектов актов (Включает разработку  госпрограмм, кот. принимаются  Национальным центром законопроектной  деятельности при президенте РБ сроком на 5 лет и ежегодных планов подготовки проектов НПА );

2) проявление инициативы (Начинается с проявления инициативы, в действиях, связанных с есением  предложений о включении определенных  вопросов в работу органов  управления. Инициатива обуславливается определенными основаниями: 1) проведение в жизнь законов и актов вышестоящих органов, 2) результат изучения вопросов, 3) решение оперативных вопросов, 4) результат юридического факта, 5) в связи с чрезвычайными обстоятельствами, 6) по сезонным вопросам );

3) подготовка проекта  (ст. 47 Закона «О подготовке проекта  НПА» включает: рассмотрение предложения  по подготовке проекта, финансовое  обеспечение проекта, сбор материалов  и информации, составления текста  проекта, проведение юридической  экспертизы. Подготовка производиться органом, в компетенцию которого входит издание НПА. Не запрещается подготовка проекта акта гражданами и организациями ).

4) согласование проекта  (Проект акта согласуется с  предприятиями, учреждениями, организациями,  должностными лицами. Согл. выражается в пис. форме, и должно быть проведено в 30-дневный срок со дня получения проекта(ст.48 З-на «О НПА РБ»). Проект подлежит обязательной экспертизе(юридической, финансовой, экономической и т.д.));

5) рассмотрение проекта  (Характер и процедура зависит от решаемого вопроса и способа деятельности органа – единоличного (министерства, отделы, управления местных исполкомов) и коллегиального(СМ РБ, местные исполкомы ));

6) вынесение решения  (Вынесенное решение становится  правовым актом управления, если оно оформлено в виде указа, постановления, распоряжения, со всеми их реквизитами (док., в кот. решению придается правовой характер. Датой издания НПА считается дата принятия или подписания НПА.) );

7) придание решению  правовой формы (Происходит путем обнародования. Виды:1) личное ознакомление в устной форме, 2) путем высылки копий, 3)вывешивание, 4) ознакомление под роспись. Может быть официальным - путем опубликования в Нац. Рееетре ПА РБ, газете «Сов. Беларусь», «Республика» и неофициальным.

8) проведение юридической  экспертизы;

9) включение правового  акта в Национальный реестр  правовых актов РБ;

10) доведение акта до  сведения исполнителей (Официальное  опубликование актов осуществляется  на гос. языке, на котором  они приняты. Неофициальное опубликование осуществляется после его официального опубликования с соблюдением требований, предъявляемых к деятельности по распространению правовой информации. Не подлежат опубликованию акты содержащие госсекреты. Доведения актов осуществляется в двух формах: путем публикации и оповещения. НПА подлежат обязательной публикации, индивидуальны – путем оповещения ).

  1. Действие правовых актов управления.

Действие ПАУ выражается в юридических последствиях, установлении, изменении или отмене правовых норм, возникновении, изменении или прекращении определенных правоотношений. Действие ПАУ начинается со времени вступления их в силу и регулируется законом «О НПА РБ». Сроки: 1) Со дня принятия вступают в силу акты нормативного характера. 2) Через 10 дней – декреты Президента. 3) Со дня включения в Нац. Реестр ПА РБ - указы Президента, постановления Правительства и др. НПА. 4) Со дня опубликования – декреты, указы Президента, постановления Правительства, если в них это закреплено. 5) Со дня опубликования – акты, которые касаются прав, свобод и обязанностей граждан. По общему правилу ПАУ не имеют обратной силы, т.е. они не распространяют свое действие на отношения, возникшие до их вступления в силу, за исключением случаев смягчения или отмены ответственности граждан, на кот. распространяется действие акта. ПАУ действуют постоянно (бессрочно) пока не будут отменены. Некоторые могут иметь временный характер. Приостановление – управленческое действие по временному прекращению или задержанию действия акта. Приостановление не влечет за собой утрату актом юридической силы. Продолжение действия акта возможно при условии: законности, исчезновения обстоятельств, препятствующих исполнению, истечению срока. Отмена возможна при доказанности незаконности акта или наличии других причин. Прекращение действия ПАУ может быть осуществлено по основаниям:1.В силу исполнения содержания акта.2.В силу юридического события.3.В силу расторжения трудового договора одной из сторон.4.В силу истечения срока действия временного акта.5.В силу издания нового акта, вобравшего в себя содержание первого. Иногда ПАУ издают в новой редакции с учетом внесения изменений и дополнений. Действие ПАУ имеет пространственные пределы:1.Акты республиканских органов.2.Акты местных органов действуют в рамках АТЕ, области, района, города.3.Акты органов, не подчиненных местным исполкомам, могут быть межтерриториального характера, распространяются на определенные территории(например органов железнодорожного и воздушного транспорта). Действе НПА РБ распространяется на граждан и юр. лиц РБ, иностр. граждан, лиц без гражданства, которые находятся на территории РБ.

  1. Юридическая сила правовых актов управления.

ПАУ, вступившие в силу, обладают правовым свойством – юридической  силой. Это значит,что акт должен действовать и влиять на общественные процессы, исполнятся.

Законы имеют большую  юридическую силу, чем ПАУ:

1. Законы издаются  органом, находящимся выше органа  гос.управления.

2. ПАУ издаются на  основе законов, т.е. являются  подзаконными.

3. ПАУ невозможно ни  изменить, ни дополнить, ни отменить закон.

ПАУ по юридической силе уступают судебным решениям:

1.По причине возможности  их отмены;

2.В связи с возможностью  применения силы при их исполнении;

3. ПАУ нельзя изменить  или отменить судебное решение.

Акты прокурорского  надзора по юридической силе выше ПАУ. Юр. сила уставов, положений, инструкций, регламентов определяется юр. силой НПА, которым они утверждены. ПАУ могут иметь не только обязательный, но и рекомендательный характер, а также выступать в форме предписания.

Принудительное исполнение ПАУ связано с применением определенных силовых мер воздействия, правовых санкций. Оно должно быть законным. Способы осуществления принудительного исполнения:

1. По иерархии –  это исполнение по подчиненности  нижестоящими органами актов  вышестоящих органов. Такое исполнение обеспечено дисциплинарными санкциями, мерами, применяемыми по подчиненности.

2. В судебном порядке  – исполнение обеспечивается  хозяйственными и общими судами, но с помощью административных  санкций.

3. В административном  порядке – применение административного воздействия за пределами служебных отношений, но не подчиненности(административно-принудительные, восстановительные, меры административной ответственности). Указанные меры применяются органами внутренних дел, таможенными органами, налоговыми органами, органами комитета госконтроля, гос. инспекциями.

  1. Административные процедуры: понятие, правовое регулирование, принципы осуществления.

 

  1. Порядок осуществления административных процедур.

 

 

  1. Понятие и виды субъектов административного права.

Субъект – человек, физическое лицо как носитель определенных прав и обязанностей.

В АП принято выделять 2 основных группы субъектов:

1) Субъекты, которые являются  носителями гос. властных полномочий  – орган исполнительной власти  и другие органы гос. управления и их должностные лица.

2) Подвластные субъекты, среди которых выделяют индивидуальные  субъекты(физ. лица) и коллективные  субъекты (организации).

Среди физ. лиц как  субъектов АП принято проводить  внутривидовую классификацию и  выделять субъектов со специальным статусом ( граждане РБ; иностранные граждане; апатриды; должностные лица; военнослужащие; собственники транспортных средств ) и с общим статусом ( физические лица со специальным и отдельным статусом).

Иерархия в отношении  властвующих субъектов – органов гос. управления:

1. Главный субъект  (глава государства и др. должностные  лица);

2. Основные субъекты (органы  гос. управления, функционирующие  в масштабе всей республики  – администрация президента, правительство).

3. Специальные субъекты (по характеру компетенции – МЧС, Минприроды).

4. Исключительные субъекты  – субъекты, для которых гос.  управление является исключительной  функцией и внутриаппаратной  деятельностью (прокуратура, суд,  комитет госконтроля).

5. Особые субъекты  – администрации гос. предприятий, гос. учреждений (Нац. кадастровое агентство при гос. комитете по имуществу ), администрации особо охраняемых природных территорий.

6. Индивидуальные (персональные) органы гос. управления – уполномоченный  по делам религиозных и нац.  культурных организаций при СМ.

  1. Составные части правового статуса носителей исполнительной власти.

 

  1. Сущность компетенции органа гос. управления.

Содержание властных полномочий носителей исполнительной власти включает:

Издание органом от имени  гос-ва актов юридич. характера;

Обеспечение и реализация актов путем применения принуждения;

Осуществление контроля за исполнением актов.

Специальные свойства органов  госуправления:

Они специально предназначены  для осуществления госуправления, т.е. исполнительной и распорядительной деятельности (исполнительной власти)

ОГУ самые многочисленные по сравнению с иными госорганами  и имеют наиболее разветвленную  структуру.

ОГУ образуются с учетом особых принципов – отраслевого, функционального, линейного, которые не могут применяться при образовании органов прокуратуры, судебных органов, законодательных органов.

В построении систем ОГУ  наиболее выражена иерархическая организация: а) вертикальная; б) горизонтальная; в) смешанная горизонтально-вертикальная.

По характеру компетенции  ОГУ разделяются на органы:

Общей компетенции

Специальной компетенции

Отраслевой компетенции

Межотраслевой компетенции

Хозяйственного руководства

ОГУ общей компетенции  – осуществляют свои функции в  той или иной мере по отношению ко всем или значительной части объектов управления определенного уровня (Совет Министров, исполкомы).

ОГУ спец. компетенции  – осуществляют особые функции (Администрация  Президента, Совет безопасности, ВАК).

ОГУ отраслевой компетенции  – на республ. или местном уровнях управляют отдельными отраслями, группами родственных и подчиненных предприятий, учреждений по вопросам их деятельности (некоторые мин-ва, госкомитеты).

ОГУ межотраслевой компетенции  – выполняют отдельную функцию  в отношении подчиненных органов, предприятий, учреждений, осуществляемую в виде координации (значительная часть мин-в, госкомитетов).

ОГУ хозяйственного руководства –  хозяйственное управление, управление теми, кто создает материальные блага, оказывает услуги, осуществляет подготовку специалистов (управления объединений, администрации госпредприятий, учреждений).

  1. Понятие органа гос. управления.

ОГУ – это государственный  орган (организация), призванный осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность (исполнительную власть) посредством повседневной и практической организации исполнения Конституции, законов и иных НПА.

ОГУ отличаются от других органов (законодательных и судебных) назначением, содержанием своей  деятельности и ее характером. Каждый ОГУ имеет свою организационную структуру, т.е. систему построения его внутреннего, или рабочего, аппарата, определяемую задачами органа, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, с помощью которой определяются его предметы ведения и полномочия.

Специфические признаки:

ОГУ осуществляют специфическую  по своему содержанию и методам деятельность – государственное управление

ОГУ – субъекты исполнительной власти и в то же время специальным  субъектом госуправления; их функциональное назначение – осущ-е исполнительной и распорядительной деятельности, которая состоит в практическом исполнении законов

Наделены государственно-властными  полномочиями, реализуемыми ими в  характерных для этих органов  правовых формах.

Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"