Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:02, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и предмет административного (управленческое) права.
2. Особенности административно-правового регулирования.
...
90. Контроль Парламента и местных Советов депутатов.
91. Контроль органов исполнительной власти и его виды.
92. Общественный контроль за органами гос. управления.

Работа содержит 1 файл

АП вопрос-ответ.doc

— 612.50 Кб (Скачать)

Термин «гос.» свидетельствует о том, что служебная деятельность является осуществляемой от имени государства. Поэтому в определении государственной службы внимание справедливо акцентируется на государственном органе. Государственный характер государственной гражданской службы отличает ее от частной и службы в общественных объединениях.

Существенным признаком  является и то, что эта служба реализуется особым видом служащих — гос. гражданскими служащими, занимающими государственные гражданские должности в гос. органах, перечень которых дается в части 1 статьи 7 Закона «О государственной службе в РБ». К ним относятся:

1) Палата представителей  и СР Нац собрания РБ и их секретариат;

2) Правительство РБ и его Аппарат;

3) Конституционный Суд РБ, Секретариат и его Аппарат

4) Верховный Суд РБ и его Аппарат;

5) Высший Хозяйственный  Суд РБ и его Аппарат;

б) иные общие и хозяйственные  суды и их аппараты;

7) Администрация Президента РБ;

8) Гос секретариат  Совета Безопасности РБ.

9) Управление делами Президента РБ;

10) иные гос органы, непосредственно обеспечивающие деятельность Президента РБ;

11) органы Комитета гос. контроля РБ;

12) органы Прокуратуры РБ;

13) Национальный банк РБ;

14) Центральная комиссия РБ по выборам и проведению респ-ких референдумов и ее аппарат;

15) министерства, иные  респ-кие органы гос. управления, их территориальные подразделения;

16) дипломатические представительства,  консульские учреждения и миссии РБ;

17) местные Советы депутатов  и их аппараты;

18) местные исполнительные и распорядительные органы и их аппараты;

19) государственные нотариальные  конторы;

20) таможенные органы;

Особенность содержания государственной гражданской служебной деятельности определяется тем, что она осуществляется в системе гражданских гос. органов, не является милитаризованной и проявляется в виде законодательной, исполнительной и судебной деятельности, прокурорского надзора, т.к. отличается особым свойством функций и полномочий.

Следует отметить и такую  черту, как существование классов гос. служащих, призванных осуществлять такую службу. Их нет у служащих иных видов государственной службы.

Гос. гражданская служба отличается от иных видов государственной службы и службы в государственном учреждении (организации) по своему содержанию и статусу, определяемому статусом ее служащих. Во-первых, наличествуют особые права и обязанности у служащих, ограничения, связанные со службой, присутствует резерв кадров служащих, во-вторых, имеет место особый порядок поступления, прохождения и прекращения службы, материальное и социальное обеспечение служащих, в-третьих, предусмотрена особенность ответственности служащих.

Гос. гражданская служба неоднородна и может быть разделена на виды:

1) службу в органах гос. управления (аппаратную, чиновничью);

2) депутатскую;

3) судебную (службу в  судах);

4) прокурорскую (службу  в органах прокуратуры);

5) таможенную (службу  в таможенных органах);

6) дипломатическую службу.

Каждый названный вид  службы имеет свои специфические  черты, отличающие его от других. Особенности кроются как в самом характере деятельности каждого вида службы, так и в органах (системах), в которых она осуществляется.

Аппаратная служба —  это служба в органах гос. управления, кроме милитаризованных и таможенных органов, а также в секретариатах палат Национального собрания РБ, аппаратах судов и местных Советов депутатов.

Депутатская служба -это  деятельность в качестве депутатов  Палаты Представителей и членов Совета Республики, депутатов местных Советов  депутатов на заседаниях палат, в  их комиссиях и избирательных округами сессиях местного Совета депутатов, в постоянных и временных комиссиях. Для каждого депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, депутата местного Совета в отдельности не определены обязанности и права, обособленные полномочия как по государственной должности. Депутатская деятельность приравнена к государственной службе постольку, поскольку она осуществляется на профессиональной основе.

Судебная служба (служба в судах) — это гос. служба в судебных органах (судах) предназначенная для осуществления судебной деятельности — правосудия.

Прокурорская служба (служба в органах прокуратуры) тоже имеет свои особенности. Во-первых, она направлена па осуществление  прокурорского надзора как специфической  государственной деятельности, во-вторых, регулируется не только Законом «О государственной службе в РБ», и Законом «О прокуратуре РБ», Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Бела- русь. Специфика имеется в поступлении, прохождении, прекращении службы и ответственности прокурорских работников.

Таможенная служба (служба в таможенных органах). В части 2 статьи 325 Таможенного кодекса РБ установлено, что на должностных лиц таможенных органов и работников учреждений, подчиненных Государственному таможенному Комитету РБ, которым присваиваются персональные звания, распространяется законодательство о государственной, службе в той мере, в котором их правовое положение не определено Таможенным кодексом. Кроме того, порядок и условия прохождения службы в таможенных органах определяются Президентом РБ, а дисциплинарная ответственность наступает в соответствии с Дисциплинарным уставом должностных лиц таможенных органов.

  1. Квалификационные разряды (классы, классные чины, звания, ранги) гос. служащих. Порядок присвоения классов государственным аппаратным служащим.

Одной из особенностей аппаратных служащих является наличие у них классов.

Каждой аппаратной должности  соответствуют определенные классы служащих. Установлен один высший класс  и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона высший класс гос. служащего соответствует таким государственным должностям:

1) Премьер-министра РБ;

2) Главы Администрации  Президента РБ;

3) Гос. секретаря Совета Безопасности РБ;

4) Председателя Комитета гос. контроля РБ;

5) Управляющего делами  Президента РБ;

6) заместителей названных  лиц;

7) председателей областных  и Минского городского исполнительных комитетов и др.

Министрам РБ может быть присвоен высший класс гос. служащего.

Классы присваиваются Президентом РБ, Премьер-министром и председателями облисполкомов и Минского горисполкома.

Президент осуществляет присвоение классов в отношении  руководящих работников республиканских  органов гос. управления, председателей областных и Минского городского исполнительных комитетов и иных должностных лиц, назначение на должность которых осуществляется Президентом РБ. Среди них Премьер-министр, Председатель президиума национ. Академии наук Беларуси, его замест. и главный учёный секретарь и др.

Премьер-министр осуществляет присвоение классов в отношении гос. служащих республиканских органов гос. управления, назначаемых Правительством РБ, в том числе по согласованию с Президентом. К числу подобных лиц относятся; руководители гос. организаций, подчиненных Совету Министров РБ, и их заместители, руководители важнейших средств массовой информации, учредителями которых является Совет Министров РБ, соответствующие республиканские органы гос. управления, заместитель Председателя Республиканского трудового арбитража, главы администраций свободных экономических зон и др.

Председателями областных  и Минского городского исполнительных комитетов осуществляется присвоение классов в отношении председателей  городских, районных исполнительных комитетов, а также глав местных администраций.

Присвоение классов  иным аппаратным служащим осуществляется на основании заявления служащего  или представления его руководителя комиссией по присвоению классов  соответствующего гос. органа.

Соотнесение классов  гос. служащих и гос. должностей устанавливается Президентом РБ или уполномоченным им органом.

Отдельным категориям гос. служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке  и на условиях, предусмотренных спец. законодат. актами, закрепляющими их прав. статус.

Порядок присвоения классов государственным аппаратным служащим

Порядок присвоения классов  аппаратным служащим регламентируется статьей 13 закона. В соответствии с ней присвоение классов производится последовательно в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного ему класса. Надо признать, что, прежде всего, учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня гос. должностей, соответствующих классам служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.

В Законе установлены  сроки, по истечении которых присваивается очередной класс. Для служащих, имеющих 12-10-й класс, этот срок составляет не менее одного года, 9-7-й класс — не менее двух лет, 6-4-й класс — не менее трех лет. Присвоение очередных классов служащим, имеющим иные классы, сроком неограничивается.

Аппаратным служащим, которым присвоено звание «Герой Беларуси», награжденным орденами и медалями РБ и СССР, и служащим, которым присвоены почетные звания РБ и СССР, может быть присвоен класс (кроме высшего) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем, гос. должностей, соответствующих классам гос. служащих.

Закон допускает досрочное  повышение в классе (но не более, чем на один класс) за особые достижения в труде.

Лица, поступающие па гос. службу впервые, могут получить класс гос. служащего не ранее чем через шесть месяцев. При наличии стажа государственной службы соответствующий класс гос. служащего присваива-ется не позднее одного месяца с момента назначения на аппаратную должность служащего.

Служащий может быть понижен в классе, но не более  чем на один класс, в случае ненадлежащего  исполнения должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины или совершения действий, не соответствующих нормам служебной этики.

Необходимо подчеркнуть, что понижение либо восстановление в классе осуществляется в порядке, установленном присвоения классов.

Служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, не могут представляться к присвоению очередного класса до снятия этих взысканий.

Немаловажным является обстоятельство, на которое следует  обратить внимание, что при переходе служащего по собственному желанию  на низшую должность, возвращении па гос. службу, с которой он ранее уволился, выходе в отставку или уходе на пенсию за ним сохраняется присвоенный класс.

  1. Общие права гос. служащих.

Общие права госслужащих  закреплены в ст. 20 З-на «О госслужбе  в РБ» от14.06.2003 №204-3. В соответствии с данной статьёй Государственный служащий имеет право на:

письменное закрепление  своих служебных обязанностей и  создание надлежащих условий для  их исполнения;

принятие решений или  участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

посещение в установленном  порядке для исполнения служебных  обязанностей гос. органов, иных организаций;

получение в установленном  порядке от граждан, гос. органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

повышение квалификации и переподготовку за счет средств  соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством  источников финансирования;

повышение в должности, классе гос. служащего;

заработную плату и  дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом настоящим Законом, иными законодательными актами;

участие в конкурсе на занятие вакантной государственной  должности;

публикации и выступления, связанные с исполнением служебных  обязанностей, в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и иными актами законодательства;

ознакомление с материалами  своего личного дела и другими  документами перед внесением  их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

проведение по его  требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение  к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных  Конституцией РБ;

здоровые и безопасные условия труда;

отставку по основаниям, предусмотренным настоящим Законом;

государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные законодательством РБ.

Информация о работе Шпаргалка по "Управленческому и административному праву"