Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:57, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и система мер административного принуждения.
2. Меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях
3. Общая характеристика способов обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Контроль и надзор как способы обеспечения законности.
4. Понятие и общая характеристика ответственности по административному праву.
5. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.
6. Понятие и система административных наказаний. Правила назначения административных наказаний.
7. Правовые основы и общая характеристика дисциплинарной ответственности по административному праву.
8. Материальная ответственность по административному праву.

Работа содержит 1 файл

административн ответы.docx

— 285.01 Кб (Скачать)

Административное право

1в.Понятие  и система мер административного  принуждения

Административное  принуждение – метод государственного управления, основанный на нормах административного  права, совокупность средств психического, физического и иного воздействия, применяемых уполномоченными субъектами в установленном процессуальном порядке в целях обеспечения  общественного порядка и общественной безопасности.

Цели административного  принуждения: предупреждение правонарушений и наступления иных вредных последствий; пресечение правонарушений; восстановление нарушенного состояния; процессуальное обеспечение; наказание (ответственность) правонарушителя.

Виды мер  административного принуждения 

1. По характеру  и специфике правонарушения:

меры психического воздействия;

меры физического  воздействия;

меры материального (имущественного) воздействия;

меры организационного воздействия.

2. По субъекту  применения:

применяемые индивидуальными субъектами;

применяемые коллективными субъектами.

3. По нормативным  основаниям:

основанные  на законах;

основанные  на подзаконных актах.

4. По порядку  применения:

применяемые в административном (внесудебном) порядке;

применяемые в судебном порядке.

5. По фактическим  основаниям:

основанные  на правонарушениях;

основанные  на иных фактах (аномалии с правовым содержанием).

6. По сфере  воздействия:

внутриорганизационные меры;

внешневластные  меры.

7. По способу  обеспечения общественного порядка  и целевому предназначению:

меры административного  предупреждения;

меры административного  пресечения;

меры административно-процессуального  обеспечения;

административные  правовосстановительные меры (меры защиты);

меры административного  наказания.

 

Административно-предупредительные  меры можно разделить на четыре группы:

 

1) меры, применяемые  в целях предотвращения угрозы  наступления возможных вредных,  опасных, а нередко и тяжких  последствий, например, введение  карантина в местностях, пораженных  эпидемией или эпизоотией, закрытие  участков Государственной границы  при вспышке опасных инфекционных  заболеваний на сопредельной  территории и др.;

 

2) меры, направленные  на предупреждение правонарушений, причем не только административных  правонарушений, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка  документов, удостоверяющих личность);

 

3) меры, препятствующие  уклонению соответствующих субъектов  от исполнения своих обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское  освидетельствование и пр.);

Меры административного  пресечения можно сгруппировать  следующим образом:

 

1) меры, применяемые  непосредственно к личности правонарушителя  (требование прекратить неправомерное  поведение, непосредственное физическое  воздействие, административное задержание  и факт доставки в милицию  и др.);

 

2) меры имущественного  характера (изъятие огнестрельного  охотничьего оружия, снос самовольно  возведенных строений);

 

3) меры технического  характера (запрещение эксплуатации  неисправного транспорта, приостановление  работы предприятий ввиду нарушения  правил техники безопасности, правил  пожарной безопасности, запрещение  или ограничение ремонтно-строительных  работ на улицах и дорогах,  если не соблюдаются требования  по обеспечению общественной  безопасности, и др.);

 

4) меры финансового  характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право  осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета  сумм, полученных предприятиями,  учреждениями и организациями  в результате нарушения финансовой  дисциплины, законодательства о  ценах, о реализации нестандартной  продукции и др.);

 

 

2в.  Меры, обеспечивающие производство  по делам об  административных  правонарушениях

 

Задачами  производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное  выяснение обстоятельств каждого  дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также  выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

 

Меры обеспечения  производства применяются в целях  пресечения правонарушения, установления личности правонарушителя, составления  протокола об административном правонарушении при невозможности его составления  на месте выявления административного  правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного  исполнения принятого по делу постановления.

 

К мерам обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях относятся:

 

доставление — принудительное препровождение физического  лица в целях составления протокола  об административном правонарушении при  невозможности его составления  на месте выявления административного  правонарушения, если составление протокола  является обязательным; применяется  при нарушении Правил дорожного  движения, таможенного и налогового законодательства, посягательстве на общественный порядок и общественную безопасность, выявлении административных правонарушений в области защиты и охраны Государственной границы  Российской Федерации, природопользования и др.;

 

административное  задержание — кратковременное ограничение  свободы физического лица, применяемое  в исключительных случаях, если это  необходимо для обеспечения правильного  и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении;

 

личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного  средства, находящихся при физическом лице, представляет собой обследование вещей, проводимое без нарушения  их конструктивной целостности в  целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного  правонарушения;

 

осмотр принадлежащих  юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов;

 

изъятие вещей  и документов, явившихся орудием  совершения или предметом правонарушения или имеющих доказательственное значение по делу об административном правонарушении;

 

отстранение от управления транспортным средством  соответствующего вида, т.е. запрещение лицу совершать действия, приводящие в движение это средство, является также мерой административного  пресечения правонарушения;

 

медицинское освидетельствование на состояние  опьянения;

 

задержание  транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

 

арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или  предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи  указанных товаров, транспортных средств  и иных вещей с объявлением  лицу, в отношении которого применена  дана мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, либо его законному представителю  о запрете распоряжаться (в случае необходимости и пользоваться) ими;

 

привод состоит  в принудительном доставлении физического  лица, законного представителя юридического лица, законного представителя несовершеннолетнего, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля  с целью выполнения ими процессуальных действий, которые нельзя выполнить  заочно;

 

временный запрет деятельности заключается в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных  подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления  отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг; может применяться, если за совершение административного  правонарушения возможно назначение административного  наказания в виде административного  приостановления деятельности.

 

3в.Общая  характеристика способов обеспечения  законности в деятельности органов  исполнительной власти. Контроль  и надзор как способы обеспечения  законности.

В Российской Федерации в целях обеспечения  точного соблюдения законности создан и действует особый государственно-правовой механизм, состоящий из двух основных элементов:

 

1) организационно-правовых  методов, т.е. особых видов деятельности, практических приемов, операций;

 

2) организационно-структурных  формирований (государственных органов  и общественных объединений).

 

Обобщенно эти  методы определяются как способы  обеспечения законности.

 

Различают следующие  способы обеспечения законности:

 

1) контроль;

 

2) надзор;

 

3) контрольно-надзорная  деятельность.

 

Контроль  является довольно широкой и объемной правовой категорией и рассматривается  как функция государственного управления, как определенный этап (стадия) в  управленческом цикле, как способ обеспечения  законности.

 

Посредством контроля его субъекты выясняют, соответствуют  ли деятельность органов исполнительной власти, действия должностных лиц, граждан  и их объединений, осуществляемые в  сфере управления, установленным  правовым нормам. При этом между  контролирующим органом и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения  подчиненности или подведомственности.

 

Контроль  призван обеспечить строгое и  неуклонное исполнение законов и  подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями  и гражданами.

 

Сущность  и назначение контроля:

 

объектом  контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного объекта;

 

наблюдение  за функционированием соответствующего подконтрольного объекта;

 

получение объективной  и достоверной информации о состоянии  законности и дисциплины в подконтрольном объекте;

 

принятие  мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины;

 

выявление причин и условий, способствующих правонарушениям;

 

принятие  мер по привлечению к ответственности  лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины.

 

Надзор —  это функция специальных государственных  органов по систематическому наблюдению за точным и неуклонным соблюдением  законов и иных нормативных актов, осуществляемая в отношении неподчиненных  им граждан и юридических лиц  с целью обеспечения законности, безопасности общества, государства  и граждан.

 

Надзор в  зависимости от субъектов, его осуществляющих, подразделяется на два вида: административный и прокурорский.

 

Функции по контролю и надзору возложены  на федеральные органы исполнительной власти, как правило, созданные в  организационно-правовой форме федеральной  службы

 

 

4в.  Понятие и общая характеристика  ответственности по административному  праву

Административная  ответственность является основным видом ответственности по административному  праву. Она представляет собой вид  юридической ответственности, который  выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом  административного наказания к  гражданам и юридическим лицам, совершившим административное правонарушение.

 

Для административной ответственности присущи некоторые, свойственные только ей, характерные  признаки:

 

основанием  административной ответственности  является административное правонарушение;

 

за административное правонарушение предусмотрено административное наказание. Перечень и виды этих наказаний  изложены КоАП РФ [27], а сама административная ответственность может устанавливаться  также еще и принимаемыми в  соответствии с кодексом законами субъектов  РФ;

 

административные  наказания применяются широким  кругом уполномоченных органов и  должностных лиц в отношении  неподчиненных им правонарушителей;

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"