Шпаргалка по "Административному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:57, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие и система мер административного принуждения.
2. Меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях
3. Общая характеристика способов обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти. Контроль и надзор как способы обеспечения законности.
4. Понятие и общая характеристика ответственности по административному праву.
5. Понятие, признаки и состав административного правонарушения.
6. Понятие и система административных наказаний. Правила назначения административных наказаний.
7. Правовые основы и общая характеристика дисциплинарной ответственности по административному праву.
8. Материальная ответственность по административному праву.

Работа содержит 1 файл

административн ответы.docx

— 285.01 Кб (Скачать)

 

Материальная  ответственность по административному  праву может быть:

 

ограниченной (взыскивается часть ущерба);

 

полной (ущерб  взыскивается полностью);

 

повышенной (ущерб взыскивается в 2-х – 10-кратном  размере, но только в случаях и  в порядке, установленных нормативными актами).

 

Для лиц, привлекающихся к материальной ответственности  по второму основанию, предусмотрена  полная или ограниченная материальная ответственность (ущерб, причиненный  административным правонарушением, взыскивается полностью или частично).

 

В административном праве выделяются два основания  наступления материальной ответственности.

 

В первом случае материальная ответственность по административному  праву может наступить при  наличии следующих условий:

 

причинен  прямой, реальный, материальный ущерб  государству;

 

ущерб причинен при исполнении служебных обязанностей;

 

ущерб причинен противоправным, виновным деянием;

 

существует  причинная связь между деянием  и причиненным ущербом.

 

Субъектами  данного вида юридической ответственности  на сегодняшний день могут быть лишь отдельные категории государственных  служащих, например, военнослужащие и  приравненные к ним лица (сотрудники ОВД, налоговой полиции и т. д. при условии, что в нормативных актах, регламентирующих их службу, предусматривается возможность применения данного вида юридической ответственности).

 

Содержание  материальной ответственности по административному  праву в этом случае заключается  в возложении обязанности возместить ущерб, причиненный государству  в результате противоправного, виновного  действия (либо бездействия), которое  совершено при исполнении лицом  своих служебных обязанностей. При  этом размер взыскиваемой суммы не может превышать размера двух средних месячных заработков правонарушителя.

 

Так, согласно ст. 8 Закона РФ «О материальной ответственности  военнослужащих» № 161 ФЗ возмещение ущерба, размер которого не превышает  одного оклада месячного денежного  содержания военнослужащего и одной  месячной надбавки за выслугу лет, производится по приказу командира (начальника) воинской части путем удержаний из денежного  довольствия военнослужащего, причинившего ущерб.

 

Другим основанием материальной ответственности по административному  праву является причинение материального  ущерба в результате совершения административного  правонарушения.

 

Содержание  данной разновидности материальной ответственности по административному  праву заключается в возложении на правонарушителя обязанности  возместить причиненный имущественный  ущерб (ст. 4.7 КоАП РФ).

 

Так, наложение  штрафа на организацию за административное правонарушение в области экологии является административной ответственностью, а возложение на нее обязанности  возмещения дополнительных расходов лечебных учреждений на оказание помощи больным  – материальной ответственностью по административному праву.

 

Примером  может служить возложение на хулигана обязанности возместить причиненный  в ходе беспричинного приставания  к потерпевшему материальный ущерб.

 

Субъектами  данного вида материальной ответственности  по административному праву являются физические и юридические лица, привлеченные к административной ответственности  за правонарушение, которым причинен имущественный ущерб.

 

При рассмотрении материальной ответственности по административному  праву следует отметить, что в  соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции  РФ «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению  суда». Взыскание причиненного имущественного ущерба является мерой государственного принуждения материального характера, заключающейся в лишении субъектов  прав на свое имущество. Лишение имущества  в административном, а не в судебном порядке противоречит названной  норме Конституции. Следовательно, логично предположить предстоящее  «отмирание» материальной ответственности  по административному праву как  вида юридической ответственности

 

9в.Понятие  и виды административного процесса

Административный  процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц  государственного управления по реализации возложенных на них задач и  функций.

 

Понятие «административный  процесс» трактуется расширительно: оно  охватывает две обобщающие видовые  группы административно-процессуальных производств – юрисдикционные и  процедурные, отражающих процессуальную сторону деятельности соответствующих  органов и должностных лиц  по реачизации задач и функций  исполнительной власти. Каждый вид  производства представляет собой установленный  законом порядок разрешения индивидуально  определенных административных дел  или вопросов в целях обеспечения  законности и государственной дисциплины. Однако между юрисдикционными и  процедурными производствами имеются  отличия по предмету и последствиям производства (см. схему 15).

 

Для юрисдикционных производств характерно то, что они  носят правоохранительный характер и заключаются в рассмотрении и разрешении органами исполнительной власти (а в некоторых случаях  – судами) административно-правовых споров и в правовой оценке поведения  их участников, а также в применении к виновным при негативной оценке их поведения мер государственного принуждения (мер наказания и  иных мер воздействия).

 

К видам юрисдикционного  производства относятся: производство по делам об административных правонарушениях; дисциплинарное производство; производство по делам о возмещении в административном порядке материального ущерба; производство по жалобам; производство по различным  спорам, касающимся прав физических и  юридических лиц в сфере исполнительной власти. Спор такого рода обычно возникает  по инициативе управляемой стороны, которая считает, что ее права  или интересы нарушаются или ущемляются действиями другой стороны административно-правового  отношения.

 

 

Процедурное производство выражается в том, что  органы исполнительной власти, решая  при отсутствии административного  спора определенные вопросы в  пределах своей компетенции, обязаны  соблюдать специальные процессуальные правила. Именно бесспорность решаемого  вопроса прежде всего отличает процедурное  производство от юрисдикционного; результатом  процедурного производства является не применение мер государственного принуждения, а выдача органами исполнительной власти соответствующих разрешений, издание  индивидуальных правовых актов, с помощью  которых обеспечивается нормальная работа органов управления, удовлетворение прав и законных интересов физических и юридических лиц.

 

Видами административно-процедурных  производств являются: ли-цензионно-разрешительное производство; регистрационное производство; производство по принятию правовых актов  управления; другие виды производств  организационно-процедурного характера.

 

 

10в.Производство  по делам об административных  правонарушениях, его задачи и  стадии

Производство  по делам об административных правонарушениях - совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность уполномоченных органов и должностных  лиц по применению мер административного  наказания.

 

Задачи производства по делам об административных правонарушениях:

всестороннее, полное, объективное и своевременное  выяснение каждого дела;

разрешение  дела об административном правонарушении в соответствии с законом;

обеспечение исполнения вынесенного по делу об административном правонарушении постановления;

выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

 

Производство  по делам об административных правонарушениях  не может быть начато, а начатое  подлежит прекращению при наличии  хотя бы одного из следующих обстоятельств:

отсутствие  события административного правонарушения;

отсутствие  состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП для привлечения к административной ответственности, или невменяемость  физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие);

действие  лица в состоянии крайней необходимости;

издание акта амнистии, если такой акт устраняет  применение административного наказания;

отмена закона, устанавливающего административную ответственность;

истечение сроков давности привлечения к административной ответственности;

наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, постановления о  назначении административного наказания  либо постановления о прекращении  производства по делу об административном правонарушении, либо постановления  о возбуждении уголовного дела;

смерть физического  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении.

 

Стадии производства по делам об административных правонарушениях  – относительно самостоятельная  часть производства, которой присущи  конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

 

Стадии производства по делам об административных правонарушениях.

возбуждение дела об административном правонарушении и административное расследование;

рассмотрение  дела об административном правонарушении;

пересмотр постановлений  и решений по делам об административных правонарушениях;

исполнение  постановлений по делам об административных правонарушениях

 

11в.Обстоятельства, исключающие производство по  делам административных правонарушениях

 

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении

 Производство  по делу об административном  правонарушении не может быть  начато, а начатое производство  подлежит прекращению при наличии  хотя бы одного из следующих  обстоятельств:

1)отсутствие  события административного правонарушения;

2) отсутствие  состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим  лицом на момент совершения  противоправных действии (бездействия)  возраста, предусмотренного настоящим  Кодексом для привлечения к  административной ответственности,  или невменяемость физического  лица, совершившего противоправные  действия (бездействие);

3) действия  лица в состоянии крайней необходимости;

4) издание  акта амнистии, если такой акт  устраняет применение административного  наказания;

5) отмена  закона, установившего административную  ответственность;

6) истечение  сроков давности привлечения  к административной ответственности;

7) наличие  по одному и тому же факту  совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении  которого ведется производство  по делу об административном  правонарушении, постановления о  назначении административного наказания,  либо постановления о прекращении  производства по делу об административном  правонарушении, либо постановления  о возбуждении уголовного дела;

8) смерть  физического лица, в отношении  которого ведется производство  по делу об административном  правонарушении.

 

 

 

12в.  Протокол об административном  правонарушении: его значение, содержание  и порядок составления

 

1. Особое  значение на стадии возбуждения  дела об административном правонарушении  отводится протоколу. Под протоколом  об административном правонарушении  понимается такой процессуальный  документ, в котором отражаются  сведения, связанные с фактом  противоправного деяния и характеризующие  личность нарушителя.

 

В связи с  тем что протоколом не только осуществляется фиксация стадии возбуждения дела об административном правонарушении, но и определяется принятие решения  по делу, действующим законодательством  предъявляются определенные требования к его составлению и содержанию.

2. В соответствии  с КоАП протокол о совершении  административного правонарушения  составляется во всех случаях,  за исключением тех, когда дела  об административных правонарушениях  возбуждаются прокурором (ч.1 ст.28.4); а также в рамках упрощенного  производства, т.е. когда административное  наказание назначается без составления  протокола (ст.28.6).

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"