Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:55, курсовая работа
Актуальность курсовой работы. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическом правом.
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Административно-правовые гарантии прав граждан на обращения..7
Право граждан на обращения в органы государства и муниципальные образования……………………………………………………..7
Общие правила работы с обращениями граждан……………....……11
Порядок работы с письменными обращениями………….……….....15
Личный прием граждан…………………………………....…….........21
Глава 2. Механизм судебного обжалования…………………………………...28
Правовая основа обжалования нарушенных прав граждан………...28
Право граждан на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц………….33
Заключение……………………………………………………………………….43
Практическое задание……………………………………………………….......47
Библиографический список……………………………………………………..51
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения9.
Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.
Если же гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением его обращения, могут быть с него взысканы по решению суда.
Таким
образом, право на обращение - это
не только возможность граждан реализовать
свои политические интересы, оказать воздействие
на власть посредством народной правотворческой
инициативы, но и возможность потребовать
от органов публичной власти выдачи соответствующих
документов, установления и подтверждения
каких-либо фактов, предоставления определенного
правового статуса, совершения иных юридически
значимых действий, связанных с реализацией
и защитой прав и свобод личности. Прикладное,
насущное значение права на обращение
требует его должного правового регулирования,
эффективных процедур рассмотрения обращений.
1.2.
Общие правила работы с
В
настоящее время в стране действует
множество ведомственных
Особенности
рассмотрения обращений в зависимости
от специфики соответствующих
В соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит10.
Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.
Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.
В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Делопроизводство по обращениям граждан имеет ряд особенностей и поэтому ведется отдельно от общего делопроизводства. Работа с обращениями граждан является важным участком деятельности каждого учреждения, организации, предприятия независимо от формы собственности. Этому участку работы с документами всегда уделялось большое внимание.
Все этапы работы с обращениями граждан отражены в "Типовом положении о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях"11.
Технология работы с обращениями граждан состоит из следующих этапов:
- прием и первичная обработка письменных обращений;
- регистрация;
- направление на исполнение;
- уведомление заявителя о направлении обращения в другие организации;
- уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения;
- контроль за сроками исполнения и выполнением принятых по ним решениям;
- информационно-справочная работа;
- уведомление заявителя о вынесенном решении;
- группировка обращений в дела;
- текущее хранение;
- анализ поступивших обращений;
- опубликование в печати обращений, имеющих важное общественно-политическое значение;
- личный прием граждан.
Таким образом, организация делопроизводства по обращениям граждан должна обеспечивать выполнение следующих основных правил:
- регистрация всех поступающих обращений граждан;
-
контроль за рассмотрением
- информирование граждан о решениях, принятых по их обращениям;
- направление непрофильных для организации обращений по принадлежности с обязательным уведомлением граждан об этом;
-
систематический анализ и
Соответствующим образом в процессе работы с обращениями граждан образуется комплекс документов, которые можно разделить на три основных группы:
-
документы по рассмотрению и
использованию обращений
-
документы по анализу и
-
документы по реализации
1.3. Порядок работы с письменными обращениями
Все поступающие в государственные органы, на предприятия, в учреждения и организации предложения, заявления и жалобы должны быть приняты, учтены, зарегистрированы в день их поступления. Они могут быть поданы лично в письменном виде, по почте, по телеграфу, телетайпу и т. д. Все они должны быть рассмотрены.
Прием
и первичную обработку
Все обращения, конверты к ним, приложения, справочные материалы (в подлинниках или копиях) скрепляются во избежание утери.
На самом документе в нижнем правом углу проставляется регистрационный штамп с датой его получения и начала работы с ним в данном органе. Кроме даты в регистрационном штампе указывается регистрационный номер обращения, состоящий из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера. На коллективных обращениях проставляются буквы "Кл". Регистрационный индекс может быть дополнен другими обозначениями, обеспечивающими систематизацию, поиск, анализ и сохранность (например: в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе разработан специальный тематический классификатор обращений граждан. Например, №01 – вопросы промышленности и строительства)12. Регистрация обращений граждан может производиться как по журнальной форме, карточной форме (образцы даны в приложении), так и в автоматизированном режиме. Но набор реквизитов при любой форме регистрации должен быть приблизительно одинаков13:
- корреспондент (Ф.И.О., адрес, телефон);
- предыдущие обращения «от____№____ ».
- вид документа;
- автор, дата, индекс сопроводительного письма (если обращение прислано из другой организации, куда было ошибочно направлено);
- дата, индекс поступления; краткое содержание; ответственный исполнитель; резолюция; автор резолюции; ход исполнения: дата передачи на исполнение; исполнитель структурного подразделения; отметка о промежуточном ответе или дополнительном запросе; контрольные отметки; дата, индекс исполнения (ответа); адресат;
- содержание ответа; отметка о снятии с контроля; подпись лица, снявшего документ с контроля.
Перед началом регистрации необходимо выявить, не является ли данное обращение повторным, т. е. поступившим от одного и того же лица по одному и тому же вопросу. Повторное обращение при первичной обработке получает очередной регистрационный индекс, но при регистрации повторного обращения указываются номера и дата первого документа. На самом повторном обращении в правом верхнем углу и в регистрационной форме ставится отметка "повторно".
Обо всех поступивших обращениях после регистрации докладывается руководителю учреждения или его заместителям. Руководитель обязан определить порядок и сроки их рассмотрения, дать по каждому из них письменное указание исполнителям.
Если в обращении поставлены вопросы, требующие решения разных компетентных органов, должностное лицо, получившее обращение, рассматривает вопрос, относящийся к его компетенции, а для решения остальных вопросов пересылает обращение в установленные сроки на рассмотрение в другие учреждения. Заявитель ставится об этом в известность в 5-дневный срок14.
В случае, когда руководитель сразу в процессе рассмотрения обращения может решить поставленный в нем вопрос, он отражает свое решение в резолюции, которая является, по существу, ответом. На основе этой резолюции на бланке учреждения составляется ответное письмо заявителю. Письмо готовит должностное лицо подразделения-исполнителя, согласовав решение по данному обращению с начальником отдела (бюро, сектора и т. п.) по обращениям граждан и начальником подразделения-исполнителя.
На всем протяжении рассмотрения обращений проводится обязательный контроль.
Согласно
действующим нормативным
Если для принятия решения по обращению требуются проведение специальной проверки и привлечение необходимых материалов, сроки можно продлить, но не более чем на один месяц. О продлении сроков рассмотрения необходимо сообщить заявителю15.
Для разрешения обращений военнослужащих и членов их семей законодательством установлен более короткий срок их рассмотрения - до 15 дней. Все обращения граждан берутся на контроль. На всех регистрационных формах и на самих обращениях проставляется штамп "контроль" или знак контроля "К". Документ снимается с контроля только после того, как вынесены решения и приняты меры по разрешению обращения.