Заявления и жалобы граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

Актуальность курсовой работы. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина. Государство его формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическом правом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Административно-правовые гарантии прав граждан на обращения..7
Право граждан на обращения в органы государства и муниципальные образования……………………………………………………..7
Общие правила работы с обращениями граждан……………....……11
Порядок работы с письменными обращениями………….……….....15
Личный прием граждан…………………………………....…….........21
Глава 2. Механизм судебного обжалования…………………………………...28
Правовая основа обжалования нарушенных прав граждан………...28
Право граждан на возмещение убытков и компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями должностных лиц………….33
Заключение……………………………………………………………………….43
Практическое задание……………………………………………………….......47
Библиографический список……………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

!!!Курсовая - Заявления и жалобы граждан.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

     5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения9.

     Гражданин по решению суда имеет право на возмещение убытков и компенсацию  морального вреда, причиненных незаконным действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица при рассмотрении обращения.

     Если  же гражданин указал в обращении  заведомо ложные сведения, то расходы, понесенные в связи с рассмотрением  его обращения, могут быть с него взысканы по решению суда.

     Таким образом, право на обращение - это  не только возможность граждан реализовать свои политические интересы, оказать воздействие на власть посредством народной правотворческой инициативы, но и возможность потребовать от органов публичной власти выдачи соответствующих документов, установления и подтверждения каких-либо фактов, предоставления определенного правового статуса, совершения иных юридически значимых действий, связанных с реализацией и защитой прав и свобод личности. Прикладное, насущное значение права на обращение требует его должного правового регулирования, эффективных процедур рассмотрения обращений. 

     1.2. Общие правила работы с обращениями  граждан

     В настоящее время в стране действует  множество ведомственных подзаконных  нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок рассмотрения обращений граждан в тех или иных государственных органах страны.

     Особенности рассмотрения обращений в зависимости  от специфики соответствующих общественных отношений устанавливаются федеральными отраслевыми нормативными правовыми  актами. К таким актам относятся, например, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Трудовой кодекс РФ в части рассмотрения обращений работников в федеральную инспекцию труда в связи с нарушением их трудовых прав, обращений работников в комиссию по трудовым спорам (ст. 3, 356, 357, 386, 387 и др.). Особенности рассмотрения обращений в сфере изменения конституционно-правового статуса лиц содержатся в Федеральных законах от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ «О беженцах», от 19 февраля 1993 г. N 4530-I «О вынужденных переселенцах», в сфере административного обжалования решений и действий (бездействия) субъектов избирательного процесса - в законах о выборах. В качестве примера можно привести также постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 862, которым утверждены особые Правила обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за представлением социальных услуг.

     В соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение гражданина должно быть им подписано с указанием фамилии, имени, отчества и содержать помимо изложенного существа предложения, заявления либо жалобы, также данные о месте его жительства, работы или учебы. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит10.

     Государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации, их руководители и другие должностные лица, к ведению которых не относится решение вопросов, поставленных в предложениях, заявлениях, жалобах, направляют их не позднее чем в пятидневный срок по принадлежности, извещая об этом заявителей, а при личном приеме разъясняют, куда им следует обратиться.

     Заявления и жалобы разрешаются в срок до одного месяца со дня поступления  в государственный, общественный орган, на предприятие, в учреждение, организацию, обязанные разрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения и проверки - безотлагательно, но не позднее 15 дней.

     В тех случаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведение специальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятие других мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядке исключения продлены руководителем или заместителем руководителя соответствующего органа, предприятия, учреждения и организации, но не более чем на один месяц, с сообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.

     Делопроизводство  по обращениям граждан имеет ряд  особенностей и поэтому ведется  отдельно от общего делопроизводства. Работа с обращениями граждан  является важным участком деятельности каждого учреждения, организации, предприятия независимо от формы собственности. Этому участку работы с документами всегда уделялось большое внимание.

     Все этапы работы с обращениями граждан  отражены в "Типовом положении о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях"11.

     Технология  работы с обращениями граждан  состоит из следующих этапов:

     - прием и первичная обработка письменных обращений;

     - регистрация;

     - направление на исполнение;

     - уведомление заявителя о направлении обращения в другие организации;

     - уведомление заявителя о длительном рассмотрении обращения;

     - контроль за сроками исполнения и выполнением принятых по ним решениям;

     - информационно-справочная работа;

      - уведомление заявителя о вынесенном решении;

     - группировка обращений в дела;

     - текущее хранение;

     - анализ поступивших обращений;

     - опубликование в печати обращений, имеющих важное общественно-политическое значение;

     - личный прием граждан.

     Таким образом, организация делопроизводства по обращениям граждан должна обеспечивать выполнение следующих основных правил:

     - регистрация всех поступающих  обращений граждан;

     - контроль за рассмотрением обращений  и выполнением принятых по  ним решений;

     - информирование граждан о решениях, принятых по их обращениям;

     - направление непрофильных для организации обращений по принадлежности с обязательным уведомлением граждан об этом;

     - систематический анализ и обобщение  результатов рассмотрения обращений,  выявление и устранение причин, порождающих нарушения прав и законных интересов граждан, изучение общественного мнения с целью совершенствования работы государственных органов.

     Соответствующим образом в процессе работы с обращениями  граждан образуется комплекс документов, которые можно разделить на три основных группы:

     - документы по рассмотрению и  использованию обращений граждан;

     - документы по анализу и обобщению  обращений граждан;

     - документы по реализации выводов,  сделанных в ходе анализа обращений  граждан. 

     1.3. Порядок работы с письменными обращениями

     Все поступающие в государственные  органы, на предприятия, в учреждения и организации предложения, заявления  и жалобы должны быть приняты, учтены, зарегистрированы в день их поступления. Они могут быть поданы лично в  письменном виде, по почте, по телеграфу, телетайпу и т. д. Все они должны быть рассмотрены.

     Прием и первичную обработку обращений  осуществляют сотрудники экспедиции или  сотрудники группы приема обращений  граждан. Проверив правильность доставки, письмо вскрывают, при этом конверты оставляют в случаях, когда только по ним можно установить адрес отправителя или когда дата почтового штемпеля необходима для подтверждения времени отправления и получения документа. В этом случае конверт сохраняется вместе с документом и по окончании решения вопроса подшивается в дело. Ошибочно доставленная корреспонденция пересылается по назначению (с обязательным уведомлением заявителя).

     Все обращения, конверты к ним, приложения, справочные материалы (в подлинниках  или копиях) скрепляются во избежание утери.

     На  самом документе в нижнем правом углу проставляется регистрационный  штамп с датой его получения  и начала работы с ним в данном органе. Кроме даты в регистрационном  штампе указывается регистрационный  номер обращения, состоящий из начальной буквы фамилии автора и порядкового номера. На коллективных обращениях проставляются буквы "Кл". Регистрационный индекс может быть дополнен другими обозначениями, обеспечивающими систематизацию, поиск, анализ и сохранность (например: в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе разработан специальный тематический классификатор обращений граждан. Например, №01 – вопросы промышленности и строительства)12. Регистрация обращений граждан может производиться как по журнальной форме, карточной форме (образцы даны в приложении), так и в автоматизированном режиме. Но набор реквизитов при любой форме регистрации должен быть приблизительно одинаков13:

    - корреспондент (Ф.И.О., адрес, телефон);

    - предыдущие обращения «от____№____ ».

    - вид документа;

     - автор, дата, индекс сопроводительного письма (если обращение прислано из другой организации, куда было ошибочно направлено);

     - дата, индекс поступления; краткое содержание; ответственный исполнитель; резолюция; автор резолюции; ход исполнения: дата передачи на исполнение; исполнитель структурного подразделения; отметка о промежуточном ответе или дополнительном запросе; контрольные отметки; дата, индекс исполнения (ответа); адресат;

     - содержание ответа; отметка о снятии с контроля; подпись лица, снявшего документ с контроля.

     Перед началом регистрации необходимо выявить, не является ли данное обращение  повторным, т. е. поступившим от одного и того же лица по одному и тому же вопросу. Повторное обращение при  первичной обработке получает очередной регистрационный индекс, но при регистрации повторного обращения указываются номера и дата первого документа. На самом повторном обращении в правом верхнем углу и в регистрационной форме ставится отметка "повторно".

     Обо всех поступивших обращениях после регистрации докладывается руководителю учреждения или его заместителям. Руководитель обязан определить порядок и сроки их рассмотрения, дать по каждому из них письменное указание исполнителям.

     Если  в обращении поставлены вопросы, требующие решения разных компетентных органов, должностное лицо, получившее обращение, рассматривает вопрос, относящийся к его компетенции, а для решения остальных вопросов пересылает обращение в установленные сроки на рассмотрение в другие учреждения. Заявитель ставится об этом в известность в 5-дневный срок14.

     В случае, когда руководитель сразу  в процессе рассмотрения обращения  может решить поставленный в нем  вопрос, он отражает свое решение в  резолюции, которая является, по существу, ответом. На основе этой резолюции на бланке учреждения составляется ответное письмо заявителю. Письмо готовит должностное лицо подразделения-исполнителя, согласовав решение по данному обращению с начальником отдела (бюро, сектора и т. п.) по обращениям граждан и начальником подразделения-исполнителя.

     На  всем протяжении рассмотрения обращений  проводится обязательный контроль.

     Согласно  действующим нормативным правовым актам порядок рассмотрения обращений  предусматривает максимальный срок - один месяц. Обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки, разрешаются в срок не позднее 15 дней со дня поступления.

     Если  для принятия решения по обращению  требуются проведение специальной  проверки и привлечение необходимых  материалов, сроки можно продлить, но не более чем на один месяц. О продлении сроков рассмотрения необходимо сообщить заявителю15.

     Для разрешения обращений военнослужащих и членов их семей законодательством  установлен более короткий срок их рассмотрения - до 15 дней. Все обращения  граждан берутся на контроль. На всех регистрационных формах и на самих обращениях проставляется штамп "контроль" или знак контроля "К". Документ снимается с контроля только после того, как вынесены решения и приняты меры по разрешению обращения.

Информация о работе Заявления и жалобы граждан