2.
На практическом занятии по теме «Нормы
и источники административного права»
одна из студенток отрицала принадлежность
к источникам административного права
следующих разновидностей правовых актов:
а)
постановлений Правительства РФ о переносе
выходных дней на другие даты по случаю
наступления государственных праздников;
б)
правовых актов, содержащих нормы различных
отраслей права: административного, трудового,
гражданского, уголовного;
в)
правовых актов, в которых наряду с
отдельными административно-правовыми
нормами большая часть пунктов и статей
содержит индивидуальные предписания
конкретным организациям, предприятиям,
учреждениям.
Каково
Ваше мнение по этому вопросу?
Ответ: Источники административного
права - это внешние формы выражения административно-правовых
норм. В практическом варианте имеются
в виду юридические акты различных государственных
органов, содержащие такого рода правовые
нормы, т.е. нормативные акты (закон и нормативно-правовой
акт подзаконного характера).
Многообразие
административно-правовых норм предполагает
и многообразие содержащих и выражающих
их источников. К их числу относятся:
1.
Конституция РФ, многие из норм
которой имеют прямую административно-правовую
направленность. Вместе с тем источниками
административного права являются конституции
республик, входящих в состав Российской
Федерации; уставы (основные законы) краев,
областей, городов федерального значения,
автономной области, автономных округов.
2.
Законодательные акты Российской
Федерации, а также ее субъектов. Наибольшее
значение при этом имеют законы Российской
Федерации, поскольку они содержат административно-правовые
нормы, действие которых распространяется
и на ее субъекты. В настоящее время законодательная
форма источников административного права
значительно расширена. Соответственно
административно-правовые нормы могут
найти свое выражение и в законодательных
актах представительных органов всех
субъектов Федерации.
3.
Нормативные указы Президента
РФ (ст. 90 Конституции РФ), а также утверждаемые
его указами положения. Источниками административного
права являются и указы высших должностных
лиц субъектов РФ.
4.
К числу источников административного
права относятся также нормативные
постановления Правительства РФ
(ст. 115 Конституции РФ). Источниками административного
права могут быть также нормативные постановления
правительств субъектов Федерации.
5.
В межотраслевом и отраслевом
масштабе в качестве источников
административного права служат
нормативные акты федеральных
министерств, служб и агентств Российской
Федерации, а также исполнительных органов
государственной власти субъектов Федерации.
6.
Источниками административного
права являются также нормативные
акты представительных и исполнительных
органов местного самоуправления
в случае наделения этих органов законом
необходимыми государственными полномочиями
(ст. 132 Конституции РФ).
7.
Административно-правовые нормы
могут найти свое выражение
в межгосударственных соглашениях,
которые в таких случаях следует
рассматривать в качестве источников
административного права.
8.
Наконец, источниками административного
права внутриорганизационного характера
можно назвать нормативные акты
руководителей государственных
корпораций, концернов, объединений,
предприятий и учреждений (или
акты их коллективных органов). Действие
содержащихся в них норм ограничено рамками
данного формирования, например, Правилами
внутреннего трудового распорядка. В некоторых
случаях нормативные акты государственных
корпораций, концернов могут выходить
за границы данных коллективных образований
(например, в сфере топливно-энергетического
комплекса)48.
Таким
образом, в соответствии с вышеприведенным
перечнем источников административного
права, постановления Правительства РФ
о переносе выходных дней на другие даты
по случаю наступления государственных
праздников относятся к источникам административного
права. В соответствии с действующим законодательством
Правительство РФ для осуществления своих
полномочий по управлению обществом принимает
постановления и распоряжения. Постановления
нормативны и общеобязательны, они разрабатываются
и принимаются коллегиально, подлежат
официальному опубликованию в «Российской
газете» и в «Собрании законодательства
Российской Федерации» в течение десяти
дней после их подписания.
Правовые
акты, содержащие нормы различных отраслей
права, также относятся к источникам административного
права. Эти законодательные акты, относящиеся
к другим отраслям права и межотраслевым
общностям, имеют в своей структуре нормы,
регламентирующие административно-правовые
отношения. Они являются юридически цельными,
внутренне согласованными актами, с высоким
уровнем нормативных обобщений и призванные
комплексно регулировать определенную
сферу общественной жизни - Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях,
Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс
РФ, Уголовный кодекс РФ.
К
источникам административного права
также относятся и правовые акты,
в которых наряду с отдельными
административно-правовыми нормами
большая часть пунктов и статей
содержит индивидуальные предписания
конкретным организациям, предприятиям,
учреждениям. Приказы нормативного и индивидуального
значения принимаются руководителями
предприятий, учреждений и организаций.
С их помощью регулируются вопросы труда,
заработной платы, материального поощрения
и другие связи и отношения внутриорганизационного
характера. Распоряжения принимаются
директором предприятия, его заместителями
и руководителями структурных подразделений
для решения проблем, связанных с исполнением
приказов и по иным оперативно-методическим
вопросам. Действующее законодательство
не устанавливает конкретных форм нормативно-правовых
актов общественных организаций. Они определяются
самими организациями в положениях и уставах,
закрепляющих основы функционирования
добровольных сообществ. Правовая природа
этих нормативных актов производна от
государства, от его согласия, санкции
на юридически значимое регулирование
определенной группы общественных отношений.
Подводя
итог, следует признать принадлежность
всех поставленных под сомнение студенткой
правовых актов к источникам административного
права.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
- Конституция
Российской Федерации от 12.12.1993 г.//СПС
«Консультант плюс».
- Федеральный
закон «О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации» от 2.05.2006
г. № 59-ФЗ//СПС «Консультант плюс».
- Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 06.10.2003 г. №131-ФЗ//СПС «Консультант
плюс».
- Закон РФ
"Об обжаловании в суд действий и решений,
нарушающих права свободы граждан"
от 27.04.1993 г. №4866-1//СПС «Консультант плюс».
- Гражданский
кодекс Российской Федерации ч.1 от 30.11.1994
г. №51-ФЗ//СПС «Консультант плюс».
- Кодекс российской
федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 г. №195-ФЗ//СПС «Консультант плюс».
- Налоговый
кодекс Российской Федерации. Часть первая
от 31.07.1998 г. №146-ФЗ//СПС «Консультант плюс».
- «Типовое
положение о ведении делопроизводства
по предложениям, заявлениям и жалобам
граждан в государственных органах, на
предприятиях, в учреждениях и организациях»
от 30 ноября 1981 г. N 463/162/298//Электронный
ресурс.Режим доступа//www. pravo.levonevsky.org.
- Алехин А.П.,
Кармилицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное
право Российской Федерации: Учебник.
- М.; «ЗЕРЦАЛО» , 1997. - 662 с.
- Дмитриев
Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М.: Административное
право России: Учебник. - М.: «Эксмо», 2007.
- 424 с.
- Мальков,
В.В. В учреждение поступила жалоба / В.В.
Мальков. - М.: Московский рабочий, 1972. -
80 с.
- Смушкин,
А.Б. Комментарий к Федеральному закону
от 2.05.2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации».
- ООО "Новая правовая культура", 2006
г.
- Бойцова,
В.В. Организация контроля за деятельностью
должностных лиц в различных государствах.//Президентский
контроль. - 1996. - №2-3.
- Ведение
делопроизводства по обращениям граждан
/ А.Е. Рыбаков //Отдел кадров. - 2006. - № 7.
- Жеребцова,
Л.А. Основы организации работы с устными
обращениями граждан (на примере минтруда
российской федерации) // Делопроизводство.
- 2004. - №1.
- Институт
обращений граждан в органы власти в России:
возможности возникновения нового канала
влияния//Политические исследования. -
2007. - № 5.
- Колосова,
Н.М. Конституционное право граждан на
судебную защиту прав и свобод в СНГ.//
Государство и право. - 1996. - №12.
- Маслов, А.А.
Работа с обращениями граждан в аппарате
полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Центральном федеральном
округе// Секретарское дело. - 2002. - №1.
- Миронов,
М. А. Обращения граждан в системе защиты
прав человека / М. А. Миронов // Журнал российского
права. - 2001. - № 11.
- Мосягина,
О.В. Работа с обращениями граждан: нормативное
регулирование// Справочник секретаря
и офис-менеджера. - 2002. - №5.
- Мосягина,
О.В. Работа с обращениями граждан: организация
и технология работы// Справочник секретаря
и офис-менеджера. - 2003. - № 2.
- Некоторые
вопросы классификации обращений граждан/Д.Г.
Нилов//Юридический журнал. - 2008. - № 2.
- О концепции
развития системы исполнительной власти
в РФ. Коллектив авторов.// Государство
и право. - 1996. - №8.
- Лапина М.А.
Административное право. Курс лекций//Электронный
ресурс. Режим доступа// www.twirpx.com.
- Медведев,
Д.А. Выступление на торжественном приеме,
посвященном Дню народного единства от
04.11.2008 г.//Электронный ресурс. Режим доступа//www.president.kremlin.ru.